- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Данная статья является логическим продолжением предыдущей [1].
Цель данной статьи — создать симбиоз таксономии творческого самовыражения и математической теорией игр. Это поможет развить таксономию предложенную ранее, а также подвести её под математический базис.
Для раскрытия понятийного аппарата и определения точки с которой возможно развитие представленной ранее таксономии, необходимо прежде всего ответить на вопрос «Какие признаки игры используются в математической теории игр?».
Характеризующими признаками подобных игр являются:
Как мы видим, уже первый признак игры пересекается с вопросом-разветвителем таксономии Кроуфорда — «Наличие соперника», что переносит математические игры в категорию "Конфликт".
Второй признак дополняет данный вывод заявляя, что соперник должен быть действующим агентом, т.к. алгоритмы искусственного интеллекта рано или поздно можно просчитать.
Третий и четвертый признаки не позволяют выйти нам за пределы данной категории, т.к. они одновременно удовлетворяют требованиям категории "Соревнование" и категории "Игра".
Пятый признак соответствует категории "Забава", но т.к. у нас есть признаки категории более низкого класса "Конфликт", то для развития мы выберем именно её.
Кооперативные или коалиционные игры в теории игр — игры, в которых игроки могут объединяться в группы, взяв на себя некоторые обязательства перед другими игроками и координируя свои действия.
Некооперативные игры — игры, в которых каждый игрок должен играть за себя.
Слева направо: 1. Настольная игра Dungeons&Dragons [2] 2. Настольная игра Монополия [3] 3. Шутер от первого лица Halo [4] 4. Файтинг Mortal Kombat [5]
Гибридные игры — игры, которые включают в себя элементы кооперативных и некооперативных игр. В таких играх игроки могут образовывать группы, но игра может вестись в некооперативном стиле (к примеру kill stealing в League of Legends [6]).
Скриншот из игры League of Legends [6]
Каждый игрок в такой игре будет преследовать интересы своей группы, вместе с тем стараясь достичь личной выгоды. Подобная поведение носит название «Трагедия общин».
Симметричная игра — игра, в которой игроки могут поменяться местами и при этом их выигрыши за одни и те же ходы не изменятся (соответствующие стратегии игроков равны).
Несимметричная игра — игра, в которой соответствующие стратегии игроков не равны.
Слева направо: 1. Техасский холдем [7] разновидность карточной игры покер 2. Экономическая игра-дилемма Ультиматум [8] 3. Многопользовательская онлайн арена League of Legend [6] 4. Командный онлайн шутер Counter-strike [9].
Из приведенных здесь примеров игр, хочу отдельно рассказать про игру Ультиматум [8]. Данная игра относится к классу игр, используемых в экспериментальной экономике. Правила довольно просты. Один из участников должен разделить некоторую сумму денег (для наглядности возьмем сумму в миллион евро) между собой и вторым игроком, причем размер долей он решает сам. Второй участник должен решить, взять ли предложенную сумму или отказаться. В случае отказа оба участника остаются ни с чем. В случае согласия все остаются при своих долях.
Казалось бы что игрок два должен соглашаться в любом случае, ведь иначе он не получает ничего. Однако экспериментальные исследования показывают, что при предложении доли меньше 30% второй игрок отказывается от предложения.
В следующей статье я рассмотрю эту игру подробнее с целью раскрытия механизма принятия решения игроком с позиции нейробиологии.
Игры с нулевой суммой — игры, в которой игроки не могут увеличить или уменьшить имеющиеся игровые ресурсы или фонд игры.В этом случае сумма всех выигрышей равна сумме всех проигрышей при любом ходе.
Игры с ненулевой суммой — игры, в которых игроки могут увеличить фонд игры. Сюда также входят игры, в которых выигрыш одного игрока не обязательно означает проигрыш другого, и наоборот.
Слева направо: 1. Карточная игра Blackjack [10] 2. Настольная игра Scrabble [11] 3. Файтинг Tekken [12] 4. Экшн Castle crashers [13]
Параллельные игры — игры, в которых игроки ходят одновременно, или по крайней мере, они не осведомлены о выборе других игроков до тех пор, пока все не сделают свой ход.
Последовательные или динамические игры — игры, в которых участники могут делать ходы в заранее установленном либо случайном порядке, но при этом получают некоторую информацию о предшествующих действиях других.
Слева направо: 1. Игра Rock-paper-scissors (Камень-ножницы-бумага) [14] 2. Настольная игра Jenga [15] 3. Сетевой режим игры стратегии в реальном времени Starcraft 2 [16] 4. Пошаговая стратегия Heroes of Might and Magic 3 [17]
Игры с полной информацией — игры, в которых игроки знают знают все ходы, сделанные до текущего момента, равно как и возможные стратегии противников.
Игры с неполной информацией — игры, в которых игрокам не известна информация о всех ходах противника.
Слева направо: 1. Настольная игра Agricola [18] 2. Игра-дилемма Prisoner's dilemma (Дилемма заключенного) [19] 3. Компьютерная логическая игра Pure Chess [20] 4. Онлайн шутер от первого лица Quake 3 Arena [21]
По аналогии с игрой Ультиматум, хочу отдельно рассмотреть игру-проблему Дилемма заключенного. Небольшое вступление: во всех судебных системах кара за бандитизм (совершение преступлений в составе организованной группы) намного тяжелее, чем за те же преступления, совершенные в одиночку.
Формулировка игры такова:
"Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?"
Матрица игры Prisoner's dilemma (Дилемма заключенного) [19]
Проблема заключается в том, что если игроки стремятся максимизировать свой выигрыш, то они приходят к неоптимальному решению, в то время как сотрудничество было бы выгодно обоим игрокам.
Несмотря на это, донести на второго игрока — самый рациональный выход для игрока в данной игре, поскольку вне зависимости от того, что выберет другой игрок, каждый выигрывает больше, если предаст.
Если рассуждать со стороны заключенного, то «Если второй молчит, то можно донести на него и сразу выйти на свободу или же сесть на полгода. Если второй меня заложит, то я могу сесть либо на 10 лет, либо на 2 года».
Бесконечные игры — игры, способные продолжаться бесконечно долго, причем победитель и его выигрыш не определены до окончания всех ходов.
Дискретные игры — игры, имеющие конечное число игроков, ходов, событий, исходов и т.п.
Слева направо: 1. Онлайн ММОРПГ Dream Of Mirror Online [22] 2. Настольная игра Uno [23] 3. PVP сервера онлайн ММОРПГ World of Warcraft [24] 4. Настольная карточная игра Magic: The Gathering [25]
В итоге мы получаем следующую схему раскрытия таксономии творческого самовыражения.
Автор: CastalianOrder
Источник [26]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/game-development/44654
Ссылки в тексте:
[1] предыдущей: http://habrahabr.ru/post/194798/
[2] Dungeons&Dragons: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dungeons%26Dragons
[3] Монополия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)
[4] Halo: http://ru.wikipedia.org/wiki/Halo_(%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80)
[5] Mortal Kombat: http://ru.wikipedia.org/wiki/Mortal_Kombat
[6] League of Legends: http://ru.wikipedia.org/wiki/League_of_legends
[7] Техасский холдем: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BC
[8] Ультиматум: http://en.wikipedia.org/wiki/Ultimatum_game
[9] Counter-strike: http://ru.wikipedia.org/wiki/Counter_Strike
[10] Blackjack: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BA
[11] Scrabble: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%BB
[12] Tekken: http://ru.wikipedia.org/wiki/Tekken_(%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80)
[13] Castle crashers: http://ru.wikipedia.org/wiki/Castle_Crashers
[14] Rock-paper-scissors (Камень-ножницы-бумага): http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B,_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0
[15] Jenga: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0
[16] Starcraft 2: http://ru.wikipedia.org/wiki/StarCraft_II:_Wings_of_Liberty
[17] Heroes of Might and Magic 3: http://ru.wikipedia.org/wiki/Heroes_of_Might_and_Magic_III
[18] Agricola: http://tesera.ru/game/agricola/
[19] Prisoner's dilemma (Дилемма заключенного): http://en.wikipedia.org/wiki/Prisoner%27s_dilemma
[20] Pure Chess: http://ru.wikipedia.org/wiki/Pure_Chess
[21] Quake 3 Arena: http://ru.wikipedia.org/wiki/Quake_3
[22] Dream Of Mirror Online: http://en.wikipedia.org/wiki/Dream_of_Mirror_Online
[23] Uno: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%BE
[24] World of Warcraft: http://ru.wikipedia.org/wiki/World_of_Warcraft
[25] Magic: The Gathering: http://ru.wikipedia.org/wiki/Magic:_The_Gathering
[26] Источник: http://habrahabr.ru/post/195882/
Нажмите здесь для печати.