- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Доброго времени суток, читатели!
Осенью в Санкт-Петербурге пройдет геймерский фестиваль NextCastle Party и сейчас близится к завершению кампания по сбору средств на краудфандинговой платформе Бумстартер. И если сбор денег на разработку игр уже давно стал обыденным явлением, то сбор средств на подобный фестиваль является скорее исключением. Поэтому в данной статье я бы хотел рассказать о том, почему мы решили использовать краудфандинг, какие ошибки мы совершили и какой опыт получили.
Сразу оговорюсь, почему я решил написать эту статью, когда сама кампания еще не закончилась. По нескольким причинам. Во-первых, сама кампания длится 30 дней и после ее окончания, как показывает опыт коллег, количество работы лишь увеличивается, поэтому скорее всего у нас просто не будет времени на анализ. Во-вторых, возможно кому-то из читателей идея нашего фестиваля покажется интересной и он захочет его поддержать. Ну и третья причина самая простая — опыт с пылу с жару гораздо интереснее.
Disclaimer
Опыт и выводы в данной статье являются личным опытом автора, основанным на опыте организации кампании по сбору средств на игровой фестиваль NextCastle Party и информации полученной из открытых источников. Описанные в данной статье выводы не претендуют на абсолютную достоверность.
Для начала немного о самом фестивале NextCastle Party. Это некоммерческий геймерский фестиваль, который второй раз пройдет в Санкт-Петербурге 2-го ноября 2013г. Его сновной акцент сделан на независимых разработчиках и ретро-играх. Для геймеров будут соревнования, действующая ретро-выставка, настольные игры и другая развлекательная программа. Для разработчиков будут организованы game jam'ы, конкурсы игр, семинары и другие интересности. Мероприятия подразумевает постоянную вовлеченность посетителей, тем самым объединяя выставку, конференцию и кибер-спорт в единое гармоничное целое.
Уникальность фестиваля состоит, в том числе, в том, что он является некоммерческим. Т.е. все вырученные средства сверх необходимых идут в призы, на поддержку независимых разработчиков и в фонд следующих фестивалей. Кроме того, мы хотим изменить формат мероприятий, переполненных назойливой рекламой, которая по сути лишь мешает игрокам знакомиться с продуктами, а независимым разработчикам — доносить свою идею до геймеров. Именно поэтому мы и решили воспользоваться системой краудфандинга.
Перед запуском кампании мы проанализировали огромное количество информации и на основе чужого опыта и своего видения проделали следующую подготовительную работу:
Мы актуализировали информацию на сайте, привели в порядок общий вид, слегка обновили стили, начали объявлять о конкурсах и увеличили активность в пабликах. Основной контент в паблики сейчас заливается через сервис time2post [1] (картинки, развлекательная часть) и с помощью специального плагина с блога основного сайта (основная информация по фестивалю).
Пытаться собрать деньги на фестиваль пока еще не известно точное время и место, было бы достаточно рискованно. В Зоне Действия, в которой фестиваль проходил в том году, нам очень понравилось — там отличнейшие ребята и атмосфера. Но в этом году она нам уже не подходила по количеству ожидаемых посетителей. Кроме того мы, естественно, очень сильно упирались в финансовый порог. Из-за этого нам даже пришлось перенести дату с конца сентября на первые числа ноября. Как позже оказалось, это даже даже к лучшему.
В этот блок включается запись ролика-обращения, подготовка текстов и наград. Текст и видео мы постарались сделать достаточно лаконичными, чтобы с одной стороны было понятно о чем идет речь, с другой чтобы не перегружать человека информацией.
По нашим наблюдениям, авторы проектов очень часто делают награды банальными и не особо интересными. В нашей кампании игрок участник получает особый ранг, в зависимости о суммы вложенных денег. От Гражданина и Солдата до Принца и Короля. Часть рангов ограничена количеством и, например, Король может быть лишь один. Все это снабжено интересными описаниями и призами. Судя по всему, нам удалось сделать что-то не особо заезженное.
Многие проекты завышают необходимую сумму, тем самым отталкивая потенциальные вложения. Логика проста — чем выше эта сумма, тем меньше уверенность посетителя в том, что вы ее соберете. А значит и желание рискнуть и помочь. А когда вы уже собрали базовую сумму — вы можете указывать следующие цели и мотивировать людей помогать еще. Ну и, соответственно, собрать меньшую сумму проще и динамика роста процентов лучше.
Кстати, именно так поступают большинство проектов, набравших сотни процентов от базовой суммы на Kickstarter'е. В нашем проекте мы указали 130 тысяч, при этом добавив в описании, что это не весь бюджет, а сумма которая пойдет на покрытие аренды и части наград.
При работе на Бумстартере в качеств физ.лица из этой суммы вычитается 23% (налоги + комиссия). Не забудьте учесть накладные расходы при подсчете необходимой суммы.
Так же не стоит рассчитывать, что коллективное финансирование — это манна небесная и вы, проделав малую работу, покроете свои расходы и разбогатеете. Во-первых — работы будет много, а во-вторых — большая часть собранных денег уйдет на работу и на награды.
Самая главная ошибка, на наш взгляд, это при хорошем тексте и наградах недостаточно качественный ролик. В момент записи ролика мы находились в Киеве и он получился, мягко говоря, не очень хорошего качества. В частности, звук нам пришлось записывать отдельно, что привело к не очень хорошему впечатлению от него в целом.
По информации Бумстартера, наличие ролика в проекте увеличивает его шансы на успех приблизительно на 20%. Обращение это то, что большинство увидят еще до чтения описания, которое вы так долго составляли, и пристального осмотра наград. Да, что лукавить, многие даже не дойдут до этого. Позже мы пришли к выводу, что недостаточно качественный ролик не только не повысит ваши шансы, но и снизит. Особенно если говорить про людей, которые про ваш проект узнали несколько минут назад. Ну и, конечно, ролик должен нести правильное сообщение.
Кроме того, на момент старта кампании у нас была договоренность о публикациях лишь с тремя СМИ. Газета «Новый Петербург» [2], геймерский портал RiotPixels [3] и интернет-газета fontanka.ru [4]. Публикация в первой вышла в издании от 21 августа, вторые поддержали нашу акцию сразу, а Фонтанка в итоге отказалась от публикации информации о сборе средств и предложила сделать анонс ближе к фестивалю.
После проведения предварительных работ мы получили одобрение площадки, подкорректировали замечания и приготовились к запуску. 31го августа в 20:05 мы нажали заветную кнопку и наш фестиваль появился в разделе “Новые проекты”. Вечернее время было выбрано для того, чтобы попасть в прайм-тайм посещения бумстартера и при этом не быть смещенными другими проектами. Среда с упором на то, что за два дня перед выходными нас смогут увидеть наибольшее число людей.
Одновременно с запуском на Бумстартере, мы написали соответствующие новости на сайт и в паблики. После чего начали писать друзьям письма с описанием проекта. Друзьям мы писали без перерыва первые 4 дня. Письмо, которое мы отправляли в первый день было большим громоздким, описывало все особенности фестиваля и поэтому многие сразу принимали его за спам. В следующие дни мы максимально сократили такое сообщение, оставив лишь самое главное — крутой фестиваль, надо денег и репосты, и количество ответов, лайков и перепостов основной новости в соотношении к количеству написанных сообщений выросло.
Как видно из этой таблицы, большую часть посещений имеет бумстартер, затем идет паблик, а дальше немного отставая идет сайт. Давайте проанализируем, с чем связаны всплески и падения на этих диаграммах.
Второй день (31-е) в аналитике — вечером запускается кампания и в первые дни мы наиболее активно пишем друзьям о ней. С вечера первого дня запуска до середины второго проект находится в новых, а затем попадает в рекордсмены. По соотношению между бумстартером и пабликом/сайтом, можно приблизительно определить, какое количество посетителей пришло напрямую от площадки, а какое привлекли мы сами. В субботу и воскресенье мы не публиковали никаких новостей и не приглашали друзей, поэтому активность с 3-го по 5-е резко упала.
Следующий всплеск посетителей (6-го и 7-го) вызван вначале публикацией на RiotPixels, а затем помещением нас в проект дня. Кстати, в эти дни посещаемость нашего сайта заметно превышает посещаемость паблика.
К 8-му числу у нас уже было около 30% и мы слегка расслабились. Кроме того, в это время мы помогали организовывать другой интересный фестиваль Chaos Constructions [5], который проходил в Питере 10-11 августа. По этим причинам, активность в недельный срок сильно упала, посещения наших страниц также уменьшились. И, как следствие, сильно снизились сборы в эти дни
Интересно, что с 2-го по 3-е августа наш сайт был недоступен почти сутки. Виной тому была массовая атака ботов на сайты на WordPress. Статья на Хабре [6].
Мы быстро перекинули днс-запись на заглушку, на нее повесили ролик о сборе средств, а в паблики написали, что ведутся технические работы. Судя по всему, большая часть посетителей этого даже не заметила. Вот если бы паблик Вконтакте упал… Надеюсь, Дуров это не допустит.
На момент написания статьи мы набрали чуть больше 40%. Основная сложность с которой мы столкнулись на данном этапе — это непонимание СМИ зачем им писать сборе средств на фестиваль. Журналисты, к сожалению, не видят смысла в статье за два с половиной месяца до фестиваля. К примеру, несколько печатных изданий пообещало опубликовать анонс, но незадолго до даты фестиваля. При этом основное количество новых заинтересованных пользователей приходит как раз после подобных публикаций.
Так же несколько подпортило картину то, что мы расслабились в середине кампании. Это можно наглядно видеть на графике выше.
По статистике, собранной порталом Kickstarter, основная активность и внесение денег происходит в начале и в конце компании. Первый всплеск вызван помощью от друзей и фанатов проекта, а второй — вливанием денег от тех, кто ждал до конца проекта, и рекламой от тех, кто уже вложился и хочет, чтобы проект все таки состоялся. Личное общение с пользователями подтверждает эту статистику — много людей ждет до последнего. По этой причине, не смотря на сильное замедление помощи нашему проекту, мы верим, что успеем собрать базовую сумму.
И последний совет, который мне был хотелось оставить в этом посте:
P.s. Буду рад услышать мнения и комментарии читателей.
Автор: Dyn
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gamedev/41639
Ссылки в тексте:
[1] time2post: https://time2post.ru
[2] Газета «Новый Петербург»: http://novostispb.ru
[3] геймерский портал RiotPixels: http://riotpixels.com
[4] интернет-газета fontanka.ru: http://www.fontanka.ru/
[5] Chaos Constructions: http://2013.chaosconstructions.ru/
[6] Статья на Хабре: http://habrahabr.ru/post/188932/
[7] Источник: http://habrahabr.ru/post/191132/
Нажмите здесь для печати.