- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Доброго времени суток! Хочу поделиться с сообществом размышлениями о том, как подходы, используемые в IT, могут помочь людям в решении обыденных, повседневных задач. И предложить конкретный метод решения, сила которого заключается исключительно в его использовании широким кругом людей. Речь пойдет о следующих подходах и инструментах:
В качестве предметной области будет рассмотрена «покупка легкового автомобиля», однако предложенный метод применим и при решении других задач. Кому интересно – добро пожаловать под кат.
Решив приобрести автомобиль, я, желая сэкономить время и нервы, обращался исключительно к официальным дилерам и всё равно столкнулся со спецификой российского авторынка. Ниже при описании контактов с дилерами я активно использую слово «некоторые» чтобы никого не обидеть (т.к. были различия в отношении даже у официальных дилеров одной и той же марки).
При звонке, как правило, Вас всячески пытаются заманить в салон (некоторые, даже заявляя, что автомобили есть в наличии, хотя это заведомо не так). В салоне же никто из менеджеров особо не торопится, и время течет сквозь пальцы: то договор не печатается, то доверенность просрочена, то она выдана не на заключение договоров продажи автомобилей и т.д. и т.п.
Получив данный опыт я решил в дальнейшем не тратить время впустую на формальную часть (всё, что касается договора), а прояснять это при первом же телефонном разговоре. Однако оказалось, что проблемы с договором (как ни странно) характерны для очень многих официальных дилеров:
Итак, моя задача как покупателя: сэкономить время и купить авто.
Устав объяснять несуразности в договоре очередного дилера, я понял, что больше не хочу даже читать их договора, потому что уже уяснил, что именно мне нужно и «догадываюсь в чём и как меня обманут»©. Так я осознал первый шаг к решению задачи.
Мне нужна моя версия договора, которую я знаю и ее не нужно перечитывать. Этот договор типовой для сделки данного рода, значит я могу обращаться с ним к любому дилеру. Эта версия договора ограждает (юридически) меня от возможных махинаций нечистого на руку дилера, но и не ставит в неудобное положение честного дилера. Поэтому этот договор – честный.
Итак, первый шаг к решению – это Честный Типовой Договор. Очевидно, что такой подход не будет работать «в лоб»: одиночку с его договором просто проигнорируют. И за первым шагом естественным образом следует шаг второй.
Сила Semantic Versioning [1] проявится лишь в том случае, если он будет принят сообществом. Тот же механизм работает и для Честного Типового Договора, только с ещё большим эффектом. Используя предлагаемый подход человек сам получает преимущество, и одновременно усиливает тех, кто уже использует его и наделяет преимуществом тех, кто будет использовать позже. По сути получается система с позитивной обратной связью, которая замкнута сама на себя.
В случае Semantic Versioning [1] «Ясно определив и сформулировав идею версионирования, становится легче сообщать о намерениях пользователям вашего ПО». В случае Честного Типового Договора легче понять намерения дилера: достаточно просто задать вопрос: «Вы работаете по Честному Типовому Договору?» (возможно, с указанием номера версии).
Однако просто рассказать о найденном решении мало. Нужно ещё и организовать совместную работу над Честным Типовым Договором. И это третий шаг.
Для совместной работы над Честным Типовым Договором создан репозиторий на Github [2] с исходным текстом договора в формате .TeX [3].
Помочь в доработке договора может каждый желающий. Вот основные направления:
Пример: если авто уже в салоне (на складе) срок поставки не может быть 1,5 месяца. Иначе в случае недобросовестного дилера уже Покупатель несёт риск, что с суммы полной предоплаты будут просто «крутить» процент. И, наоборот, если автомобиль только в поставке, да ещё и из-за рубежа 1,5 месяца это адекватный срок.
Хочется верить, что с внедрением Честного Типового Договора отношения между людьми изменятся в лучшую сторону. И что качество услуги возрастёт.
Кроме того, договор может быть хорошей иллюстрацией при изучении предметной области, если предусмотреть комментарии по каждому пункту: чем он важен и какие риски несёт человек при изменении формулировки или при исключении данного пункта.
Однако основное, что можно получить при использовании Честного Типового Договора – это экономия времени. Экономия времени достигается по следующим направлениям деятельности:
Под спойлером моя оценка эффекта экономии времени при массовом использовании Честного Типового Договора. Оценка весьма ориентировочная, поэтому если кто-то может предложить более адекватную оценку, прошу привести её в комментариях.
Итого на 1-го дилера 1-н человек в среднем тратит 50 мин. (нижняя граница). А поскольку проблема с договорами имеет место быть, то будем исходить из предположения, что 1-му человеку придётся отработать минимум по 2-м дилерам. Т.е. минимальные затраты 1-го человека составят: 50 мин./дилера * 2 дилера = 100 мин. = 1ч. 40 мин.
Теперь оценим количество договоров в год. По информации
об автомобильном рынке России с Википедии [4] средний годовой объём продаж автомобилей за период с 2008 по 2012 годы составил около 2,3 млн. штук.
А судя по диаграмме структуры автомобильного рынка 1999-2017 [5] речь идёт о новых автомобилях, а есть ведь ещё и подержанные.
С другой стороны у авторынка своя специфика (в том числе есть коммерческий транспорт, его навряд ли приобретают физ. лица). Но нужно отталкиваться от какой-то конкретной цифры. Предположим, что количество заключенных физ. лицами договоров о покупке авто ориентировочно равно 1 млн. штук в год.
На текущий 2017 год приходится 1752 рабочих часа (247 рабочих дней — 28 отпускных = 219 дней = 1752 часа при 8 часовом рабочем дне).
Примем что 1 человеко-год ~= 1752 человеко-часа.
Экономия каждого человека при использовании Честного Типового Договор составит 5/3ч.
За год будет сэкономлено: 1'000'000 * 5/3ч. ~= 1'666'666 часов.
1'666'666 человеко-часов / (1752 человеко-часов / 1 человеко-год) ~= 951 человеко-год.
Трудозатраты на составление Честного Типового Договора ориентировочно оцениваю в не более чем 1 человеко-год. Например, если над ним изъявит желание работать 35 человек каждый из которых потратит на это по 50 часов. Или 50 человек по 35 часов каждый.
Экономия времени 950 рабочих человеко-лет! Или иначе труд 950 человек в течение 1го года.
Если кратко: пусть в среднем покупатель тратит 50 минут на анализ одного договора и ему приходится изучить договора минимум двух дилеров. Что при 1'000'000 сделок в год составит ~951 рабочий человеко-год.
При использовании честного типового договора получим экономию в 950 рабочих человеко-лет!
Как только версия Честного Типового Договора будет готова, каждый человек сможет воспользоваться ей. Исходный текст договора общедоступен, нужно лишь добавить данные о Продавце и Покупателе.
Скорее всего дилеров устраивает их текущая версия договора, поэтому инициатива воспользоваться Честным Типовым Договором будет исходить от Покупателя и пройдёт следующие стадии:
На стадиях 1-3 в арсенале у потенциального покупателя имеются такие аргументы:
Текущая версия (0.0.1) Честного Типового Договора:
Автор: unanimity
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/github/251687
Ссылки в тексте:
[1] Semantic Versioning: http://semver.org/lang/ru/#section-3
[2] репозиторий на Github: https://github.com/UnanimitySU/fair_contract/tree/master
[3] в формате .TeX: https://ru.wikipedia.org/wiki/TeX
[4] об автомобильном рынке России с Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA#.D0.90.D0.B2.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D0.B1.D0.B8.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.80.D1.8B.D0.BD.D0.BE.D0.BA_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8
[5] диаграмме структуры автомобильного рынка 1999-2017: https://autoreview.ru/articles/2016/2016
[6] документ в формате pdf: http://unanimity.su/files/fair_contract_v.0.0.1.pdf
[7] Источник: https://geektimes.ru/post/287656/
Нажмите здесь для печати.