- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Возрождение ИИ» – не более, чем дорогое железо и реклама, брошенные на реализацию старой идеи

Никакого духа в машине нет

«Возрождение ИИ» – не более, чем дорогое железо и реклама, брошенные на реализацию старой идеи - 1

В последние несколько лет СМИ захлестнули преувеличенные описания технологий искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО). Кажется, что ещё ни разу в области информатики не было такого, чтобы столько смехотворных заявлений делало такое количество людей, обладающих таким малым представлением о происходящем. Для любого человека, активно занимавшегося передовым компьютерным оборудованием в 1980-х, происходящее кажется странным.

В номере The Atlantic за этот месяц интеллектуал высокого полёта и автор бестселлеров "Sapiens. Краткая история человечества [1]" и " Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня [2]", Юваль Ной Харари [3] описывает [4] влияние ИИ на демократию. Самым интересным аспектом статьи является чрезмерная вера Харари в возможности современных технологий ИИ. Он описывает товарища Google, программу для игры в шахматы от компании DeepMind [5], как «творческую», «обладающую воображением» и «гениальными инстинктами».

В документальном фильме [6] ВВС «Радость ИИ» профессор Джим Аль-Халили и основатель DeepMind Демис Хассабис описывают, как ИИ-система «сделала настоящее открытие», «способна реально породить новую идею» и разработала «стратегии, придуманные самостоятельно».

И если подобный поток преувеличений и антропоморфизмов используется для описания тупых и механистических систем, то настало время для проверки реальности с возвращением к основам.

Обсуждение компьютерных технологий часто происходит посредством мифов, метафор и человеческих интерпретаций того, что появляется на экране. Метафоры типа «интуиция», «творческое начало» и более новые «стратегии» являются частью нарождающейся мифологии. Эксперты по ИИ находят в игровых ходах ИИ закономерности и называют их «стратегиями», но нейросеть и понятия не имеет о том, что такое стратегия. Если и есть какое-то творческое начало, то оно принадлежат исследователям из DeepMind, разрабатывающим и управляющим процессами тренировки систем.

Сегодняшние системы ИИ тренируются на основе огромного количества автоматизированных проб и ошибок; на каждом этапе для передачи информации об ошибках и подстройки системы с целью уменьшения количества ошибок в будущем используется техника обратного распространения [7] – и это постепенно улучшает эффективность ИИ в выполнении определённой задачи, такой, как игра в шахматы.

Происходящий всплеск эффективности ИИ, МО и т.н. «глубинного обучения» (ГО) по большей части основан на применении этой техники обратного распространения. Её впервые придумали в 1960-х, а к нейросетям её применил в 1980-х Джоффри Хинтон. Иначе говоря, в течение более чем 30 лет никакого значительного концептуального прогресса в области ИИ не было. Большая часть результатов исследований в области ИИ и статей в СМИ показывает, что происходит, когда на исполнение старой идеи бросают горы дорогого вычислительного оборудования и хитроумную рекламную кампанию.

И нельзя сказать, что в компании DeepMind не делают ценной работы. Вспомогательная работа машин при создании новых стратегий и идей – штука интересная, особенно если работу этой машины сложно понять из-за её сложности. В нашей светской культуре магия и загадка технологий манит людей, и придание загадочного образа по большей части сухой и рациональной инженерной области идёт только на пользу. Но в машине-товарище Google нет никакого духа.

Железо против софта, аналоговое против цифрового, Томпсон против Хассабиса

«Возрождение ИИ» – не более, чем дорогое железо и реклама, брошенные на реализацию старой идеи - 2Вся шумиха вокруг машин DeepMind напоминает мне радостное возбуждение, возникшее пару десятилетий назад на волне совсем другой, и, возможно, более глубокой системы «машинного обучения».

В ноябре 1997 года работа [8] Адриана Томпсона – исследователя из Центра вычислительной нейробиологии и робототехники Сассекского университета – попала на обложку журнала New Scientist вместе со статьёй [9] «Создания из доисторического кремния – выпускаем дарвинизм в лаборатории электроники и смотрим, что он создаст. Жёсткая машина, которую никто не понимает».

Работа Томпсона вызвала небольшую сенсацию, поскольку он отверг обычаи и запустил эволюцию МО-системы в электронном оборудовании, вместо того, чтобы как все, использовать программный подход. Он решил сделать это, поскольку понял, что возможности цифрового ПО ограничены двоичной вкл/выкл природой переключателей, составляющих обрабатывающий сигналы мозг [10] любого цифрового компьютера.

Нейроны человеческого мозга [10], наоборот, развились так, чтобы участвовать в различных тонких, подчас непостижимо сложных физических и биохимических процессах [11]. Томпсон предположил, что развитие вычислительного оборудования при помощи автоматического процесса естественного отбора может воспользоваться всеми аналоговыми (бесконечно разнообразными) физическими свойствами реального мира, присущими кремнию, из которого и состоят простейшие цифровые переключатели компьютеров – что, возможно, приведёт к чему-то, напоминающему эффективную аналоговую работу компонентов человеческого мозга [10]. И он был прав.

В своей лаборатории Томпсон провёл эволюцию конфигурации FPGA (типа цифрового кремниевого чипа, в котором связи между его цифровыми переключателями можно постоянно перенастраивать) в целях научить его разделять два разных аудиосигнала. Заглянув после этого внутрь чипа, чтобы посмотреть, как эволюционный процесс настроил связи между переключателями, он отметил впечатляюще эффективную схему работы – она использовала всего 37 компонентов.

Кроме того, получившаяся в результате эволюции схема перестала быть понятной цифровым инженерам. Некоторые из 37 компонент не были связаны с другими, но при их удалении из схемы вся система переставала работать. Единственным разумным объяснением этой странной ситуации было то, что система использовала какие-то загадочные электромагнитные связи между своими вроде как цифровыми компонентами. Иначе говоря, эволюционный процесс взял на вооружение аналоговые характеристики компонентов и материалов системы из реального мира, чтобы проводить свои «вычисления».

Это был взрыв мозга [10]. Я в 1990-х был молодым исследователем, я имел опыт работы как в области исследований электронного оборудования [12], так и ИИ, и работа Томпсона меня поразила. Компьютер не только смог изобрести совершенно новый вид электронных схем и превзойти возможности инженеров-электронщиков, но, что более важно, указал путь к разработке бесконечно более мощных компьютерных систем и ИИ.

«Возрождение ИИ» – не более, чем дорогое железо и реклама, брошенные на реализацию старой идеи - 3
Хассабис начинал в качестве ведущего программиста ИИ в забытой ныне игре от Lionhead Studio, Black & White.

Так что же произошло? Почему Томпсон практически забыт, а материнская компания Google, Alphabet, закидывает Хассабиса деньгами, а документалки от ВВС поют ему панегирики? По большей части, дело в удачном моменте. В 1990-х ИИ был модным, как бабушкины панталоны. Сегодня на плечах ИИ лежит груз необходимости привести нас к «четвёртой индустриальной революции». Капитал гоняется за «следующим крупным проектом». И хотя цифровые ИИ-системы от DeepMind не очень подходят для моделирования сложных аналоговых систем реального мира вроде погоды или человеческого мозга [10], они определённо хорошо подходят для перемалывания цифровых данных, поступающих из простейшего цифрового мира онлайна в виде линков, кликов, лайков, плейлистов и пикселей.

DeepMind также пошло на пользу её способность показать товар лицом. DeepMind рекламировала свои технологии и руководство, культивируя технологическую загадочность, однако вся демонстрация её работы сводилась к игрушкам с простейшими вычислимыми правилами. Преимущество игр состоит в их понятности и визуальной привлекательности для СМИ и общественности. На самом деле, большая часть коммерческих применений этой технологии будет связана с банальными фоновыми бизнес-приложениями [13], например, оптимизацией энергоэффективности [14] дата-центров, в которых Google держит свои компьютеры.

Ceci n'est pas une paddle*

*«Это не весло» – отсылка к картине "Вероломство образов [15]"

Общими у Томпсона и Хассабиса – кроме принадлежности к Британии — определённо были опыт и умения, необходимые для эффективной тренировки и эволюции их систем, но такая зависимость от умений и творческого начала людей, очевидно, является слабостью любого ИИ или МО-системы. Также их технологии были весьма хрупкими. К примеру, системы Томпсона часто переставали работать при температурах, отличных от тех, при которых они эволюционировали. Тем временем в DeepMind простое изменение размера весла [16] в одной из видеоигр компании полностью сводило на нет эффективность ИИ. Эта хрупкость связана с тем, что ИИ от DeepMind не понимает, что такое весло – и даже сама видеоигра; её переключатели работают только с двоичными числами.

Системы МО в последнее время действительно достигли больших успехов, но этот прогресс, по большей части, был получен благодаря использованию для решения задач огромного количества стандартного вычислительного оборудования, а не радикальным инновациям. В какой-то момент недалёкого будущего уже не получится запихнуть больше крохотных кремниевых переключателей на кремниевый чип. Эффективность схемы (больше вычислений на меньшем количестве оборудования) станет важной коммерчески, и в этот момент эволюционирующее оборудование может, наконец, стать модным.

Могут появиться и гибридные системы, комбинирующие подходы Томпсона и Хассабиса. Но, что бы ни случилось, Харрари придётся подождать, пока он сможет приобрести «творческую» ИИ-систему для написания своего следующего бестселлера.

Автор: Вячеслав Голованов

Источник [17]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/google/299482

Ссылки в тексте:

[1] Sapiens. Краткая история человечества: https://ru.wikipedia.org/wiki/Sapiens:_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

[2] Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня: https://ru.wikipedia.org/wiki/Homo_Deus:_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%BD%D1%8F

[3] Юваль Ной Харари: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8,_%D0%AE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%9D%D0%BE%D0%B9

[4] описывает: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/10/yuval-noah-harari-technology-tyranny/568330/

[5] DeepMind: https://ru.wikipedia.org/wiki/DeepMind

[6] документальном фильме: http://www.bbc.co.uk/programmes/b0bhwhw1

[7] обратного распространения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8

[8] работа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.50.9691&rep=rep1&type=pdf

[9] статьёй: http://www.newscientist.com/article/mg15621085-000-creatures-from-primordial-silicon-let-darwinism-loose-in-an-electronics-lab-and-just-watch-what-it-creates-a-lean-mean-machine-that-nobody-understands-clive-davidson-reports/

[10] мозг: http://www.braintools.ru

[11] процессах: http://news.mit.edu/2018/dendrites-explain-brains-computing-power-1018

[12] электронного оборудования: https://www.theregister.co.uk/2013/12/13/uk_innovation_nesta_fentem/

[13] банальными фоновыми бизнес-приложениями: https://www.ben-evans.com/benedictevans/2018/06/22/ways-to-think-about-machine-learning-8nefy

[14] оптимизацией энергоэффективности: https://deepmind.com/blog/deepmind-ai-reduces-google-data-centre-cooling-bill-40/

[15] Вероломство образов: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2

[16] изменение размера весла: http://www.bloomberg.com/news/articles/2018-06-18/what-happens-if-ai-doesn-t-live-up-to-the-hype

[17] Источник: https://habr.com/post/430154/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=430154