- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Списки использованных источников приходится использовать довольно часто. Студенты пишут курсовые и дипломы, магистранты, аспиранты и докторанты пишут диссертации. Научные сотрудники пишут статьи и отчеты и много чего еще. Уверен, что каждому из читателей хотя бы раз в жизни приходилось составлять пристатейный список литературы и указывать ссылки на литературу в тексте.
При создании статьи в Сети можно вставлять гиперссылки на источники прямо в тексте, либо добавить в «подвале» маркированный список, в котором эти источники и любая рекомендованная к прочтению литература будут перечислены в произвольном порядке. Однако в научном сообществе и в системе образования к правилу оформления таких списков предъявляются строгие (и порой противоречивые) требования, соблюдать которые вручную — дело муторное и неблагодарное.
В этой статье я поделюсь своим опытом автоматизации создания списка использованных источников с помощью Mendeley. При написании текстов я использую MS Word 2007 потому что он лучше его приобрел работодатель. Все нижеописанное можно повторить в Open Office.
Вообще-то в MS Word начиная с версии 2007 встроен механизм формирования списков литературы, который даже поддерживает (якобы) ГОСТ.
В теории все просто — вы вносите всю использованную литературу в базу данных и затем ссылаетесь на нее по мере необходимости. В конце документа располагаете список. Ссылки в нужном формате будут разбросаны по тексту. Но на практике все сложнее. Во-первых пользователю необходимо внести все используемые источники литературы, заполняя для этого все поля формы.
Внести десяток трудов — труд не малый. Заполнить базу из сотни наименований — риск нервного срыва. Поиск по базам данных у меня почему-то ничего путного не находил. Впрочем, все труды все-равно будут напрасны, потому, что встроенный шаблон далек от ГОСТа. Нет даже пресловутых квадратных скобок. Впрочем, последняя проблема лечится редактированием шаблона [1].
Итак, что меня не устраивало в Word:
В настоящее время для создания списков литературы и расстановки ссылок на литературу в тексте я использую Mendeley. Это не единственная (и возможно не лучшая) система, но она меня устраивает и я хочу поделиться своим опытом использования.
Работает Mendeley следующим образом: вы заводите свой аккаунт, скачиваете и устанавливаете софт и заводите свою собственную базу карточек источников. Также полезно скачать и установить плагин для MS Word (или Open Office).
Добавление ссылки на литературу с помощью плагина для MS Word
Можно также использовать плагин для браузера, что облегчает иногда добавление найденных в интернете источников.
Перетащив найденный в сети объект можно получить готовую карточку в Mendeley. А можно и не получить. В любом случае — очень внимательно редактируйте карточки, полученные с помощью плагина в браузере.
Установив десктопную версию или зайдя в свой аккаунт через браузер, вы можете пользоваться поиском по базе уже созданных карточек. Правда с русскоязычными изданиями поиск практически не работает, зато зарубежную литературу находит почти всегда, и вносить ее вручную приходится редко. Найденные в сети карточки можно добавить к себе и отредактировать (стоит проверять чужие карточки на наличие ошибок и неполное заполнение — мне попадались карточки, заполненные невнимательными лентяями. В любом случае редактировать готовое проще, чем заполнять все самому).
Скриншот Mendeley Decktop во время работы
Впрочем, даже если поиск по внутренней базе Mendeley не принес результатов, не стоит спешить заполнять карточку вручную. Заходим в Гугл Академию [2] и пробуем найти требуемый источник там. Если источник нашелся, то находим под ним ссылочку «Импортировать в BibTeX», сохраняем объект по ссылке как файл и открываем его программкой Mendeley Desktop. Как правило, мы получаем уже на половину заполненную карточку источника. Отредактировать такую карточку проще, чем заполнять вручную.
Пример того, как можно раздобыть готовый файл BibTeX через Гугл Академию
Что касается шаблонов форматирования ссылок и самого списка литературы, то помимо огромного количества уже установленных по умолчанию шаблонов, можно добавлять свои. Шаблоны эти пишутся не как попало, а на специальном «языке стиля цитат» Citation Style Language (CSL) [3], основанном в свою очередь на XML.
Я не буду приводить ссылки на конкретные шаблоны, которые использую в своей работе, так как не уверен, что они являются самыми удачными. Скажу лишь, что требования российских научных издательств, зарубежных издательств, диссертационных советов и прочая и прочая существенно различаются, но до сих пор под каждого из них мне удавалось найти неплохой шаблон.
Как правило одни и те же источники могут использовать в разных статьях, в диссертации, научном отчете и т.п. Однажды добавив ее в свой профиль вы будете получать ссылку на нее в несколько кликов мыши.
Помимо того, что Mendeley позволяет легко и быстро формировать списки литературы, он также помогает в поиске литературы, позволяя находить «похожие статьи», а также искать по автору, ключевым словам и т.д.
Заполнения профиля Mendeley подразумевает некоторое подобие социальной сети для научных работников. Также есть возможность командной работы, но до сих пор мне не удалось убедить коллег использовать эту систему (может быть данная статья поможет), поэтому опыта такой работы нет.
Mendeley позволяет хранить не только библиографические данные статей и их аннотации, но и прикреплять pdf-файлы с полным текстом. А также скачивать полнотекстовые версии тех статей, которые другие участники системы выложили в открытый доступ.
Изучить функционал и интерфейс системы можно с помощью обучающих видео-роликов и хорошо написанной (правда на английском) помощи [4].
Некоторые недостатки можно назвать «особенностями», но я не буду использовать эту уловку.
Mendeley может пригодиться студентам, аспирантам, научным работникам да и вообще кому угодно. Потратив немного времени на изучение этой системы можно сэкономить кучу нервов при работе со списками литературы, особенно, когда в тщательно выверенном документе приходится менять местами два подраздела и вычищенная вручную система нумерации ссылок идет прахом.
Данная статья не претендует на полный и всеобъемлющей обзор системы Mendeley и призвана лишь привлечь внимание заинтересованных лиц к использованию подобных средств автоматизации. Автору лично известно немало именитых ученых (в том числе из области технических наук), которые до сих пор тратят драгоценное время на составление списка литературы вручную.
Семь практических методов и инструментов, позволяющих оптимизировать работу над диссертацией [5] — один абзац
Социальная сеть как инструмент научной работы [6] — общие слова
FAQ по Mendeley и Zotero [7]
www.mendeley.com [8] — официальный сайт (англ. язык)
Автор:
Источник [9]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gtd/69395
Ссылки в тексте:
[1] лечится редактированием шаблона: http://wordexpert.ru/page/izmenenie-vida-skobok-pri-rabote-s-literaturnyimi-istochnikami-v-word-2007
[2] Гугл Академию: http://scholar.google.ru/
[3] Citation Style Language (CSL): http://citationstyles.org/
[4] помощи: http://resources.mendeley.com/
[5] Семь практических методов и инструментов, позволяющих оптимизировать работу над диссертацией: http://habrahabr.ru/post/148907/
[6] Социальная сеть как инструмент научной работы: http://habrahabr.ru/post/123932/
[7] FAQ по Mendeley и Zotero: http://chetvericov.ru/faq-po-mendeley-i-zotero/
[8] www.mendeley.com: http://www.mendeley.com/
[9] Источник: http://habrahabr.ru/post/236559/
Нажмите здесь для печати.