- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Какое корпоративное ПО установлено в вашей компании? CRM, система управления проектами, хелпдеск, ITSM-система, 1С (тут точно угадали)? У вас есть чёткое ощущение, что все эти программы дублируют друг друга? На самом деле, пересечение функций, действительно, бывает, многие вопросы может закрыть универсальная система автоматизации — мы сторонники этого подхода. Однако бывают подразделения или группы сотрудников, у которых должен быть «свой» софт — из соображений безопасности, функциональности, удобства и т.д. Сегодня мы на своём примере обсудим, как в ИТ-зоопарке компании сочетаются CRM и хелпдеск-система. А ещё короткий опрос в конце — хотим знать ваше мнение.
[1]
У него не было хелпдеска — тогда бы он молча ответил на заявку, не теряя клиентов и не выходя из себя. Любите своих саппортёров, они — фронтофис!
13 лет мы разрабатываем CRM-системы, проводим сложные проекты внедрения, сами пользуемся своей CRM, используем её как «наше всё» — и CRM, и хелпдеск, и почту, и колл-центр и т.д. Нередко именно таким образом её используют наши клиенты, перенося внутрь CRM-системы всю оперативную работу, а иногда и производство, и логистику, и склад. Но тем не менее мы взялись за разработку облачной хелпдеск-системы, потому что её не хватало нашей ИТ-инфраструктуре и ИТ-инфраструктуре наших клиентов. Конечно же, стали использовать наш хелпдеск ZEDLine Support [2]первыми. Так нужен ли хелпдеск компании, у которой уже есть CRM-система? Нужен ли он не-сервисной компании? И может ли хелпдеск стать заменой CRM? Теперь мы точно знаем ответ на эти вопросы.
Если у вас внедрена одна из развитых российских или импортных CRM-систем, вы наверняка заметили, что это не «программа для продаж», а универсальное средство автоматизации, которое закрывает задачи работы с клиентами, планирования, KPI, почты и телефонии, управления складом и многие другие (зависит от компании). Если сотрудники и руководство компании научились использовать CRM-систему по полной, их операционная деятельность становится организованнее, быстрее, прозрачнее, — исчезают проблемы со сроками, забытыми клиентами, «зависшими» процессами. В современной CRM-системе работают все: продажники, менеджеры, руководители, маркетологи, поддержка и т.д. Очень удобно: вся информация содержится в карточке клиента, каждый сотрудник может получить доступ к необходимым ему данным. Тем не менее, хелпдеск не заменяет и не дополняет CRM-систему, это самостоятельное ПО, приобретение которого необходимо по нескольким причинам.
Начнём с самой важной темы — с информационной безопасности компании. В менеджменте есть такая визуализация — айсберг игнорирования, который предложил на основе своих исследований консультант Сидни Йошида в 1989 году. Согласно его данным, топ-менеджерам известно только 4% проблем компании. Эта теория как подтверждалась, так и опровергалась на основании того, что эти 4% стоят остальных 96%.
Противоречивая теория, но, переделывая известную фразу, можно сказать, что нередко руководитель действительно узнаёт последним. Особенно это касается тех, кто считает, что молодец и научился делегировать, а значит, можно заняться хобби, а бизнес сам будет работать. Действительно, фронтофис (поддержка и продажи) в курсе большинства клиентских и коммерческих проблем. И тут случается череда неблагоприятных совпадений:
Таким образом, CRM-система в руках сотрудника поддержки даже при самых строгих ограничениях прав доступа — потенциальная брешь в безопасности. Хелпдеск является менее критичной для безопасности системой: в нём содержится информация о заявках и проблемах, базовая информация о клиентах, но нет доступа к коммерческой информации. Поэтому лучший вариант — это когда хелпдеск-система не содержит CRM-модуль, а интегрируется с внешней CRM-системой, то есть части сотрудников доступ может быть закрыт полностью.
Именно так мы и реализовали ZEDLine Support [2]— в облачном хелпдеске работают операторы поддержки, которые не имеют доступ в CRM-систему. На данный момент реализована интеграция с нашей RegionSoft CRM, в скором времени появится API для интеграции с другими сервисами и приложениями. Оператор видит лишь свою рабочую информацию:
[3]
Кликните для увеличения
Список обращений
[4]
Кликните для увеличения
Текст заявки
Таким образом, хелпдеск помогает защитить клиентскую базу от нестабильных сотрудников, которые с большей вероятностью могут увести с собой часть клиентской базы.
CRM-система — это, говоря простыми словами, программа с кучей прибамбасов. Вся функциональность разделена на множество модулей, которые связаны между собой, и это весьма удобно, однако все сотрудники не используют все функции системы, и нередко на рабочем столе CRM менеджера соседствуют постоянно используемые функции, функции, которые используются пару раз в месяц и функции, нужные время от времени. Архитектура и логика CRM-систем нацелена на грамотное функциональное управление, для задач которого и создан набор возможностей, который помогает охватить клиента на 360 градусов.
CRM-система — сложный для внедрения и освоения программный комплекс, который требует времени, затрат на обучение, формирование экспертизы и т.д. К тому же, в CRM-системе практически нереально освоить ровно один «свой» модуль, не вникая в другие — отсюда и длинные сроки, и сложности.
Сотрудник поддержки работает не с клиентской базой и сделкой, он работает с конкретной проблемой (инцидентом). Ему всё равно, что сделка стоила 1,5 млн. руб. или 11,5 млн. руб. — ему важно, что не работает сборка 17.3.25, узел № 16, заело сцепление на многомиллионном автомобиле, не работает сервер в ЦОДе и т.д. А значит, информация из CRM лишняя, а интерфейс перегружает внимание.
[5]
Кликните для увеличения
Окно заявки, с которым работает оператор — максимум нужной именно ему информации
Хелпдеск должен выполнять прежде всего своё основное предназначение: сообщать оператору о проблеме, давать её детали и какой-то канал связи с клиентом (чат, е-мейл, телефон — зависит от политики компании), позволять рассылать напоминания и обеспечивать клиенту личный кабинет для контроля сроков и хода исполнения.
Также у хелпдеск-системы есть большое преимущество перед CRM-системой: его внедрение не требует анализа, обследования и реорганизации бизнес-процессов. Вы его разворачиваете за 2 минуты, настраиваете и сразу перенаправляете все клиентские обращения на портал поддержки. При этом не важно, идёт ли передел сфер влияния между маркетингом и продажами, хорошо ли работает коммерческий директор, выполнили ли план продажники. Передний фронт компании — поддержка, отдел по работе с клиентами делает своё дело вне зависимости от остальных процессов в своей автоматизированной системе. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что бардак в компании ощутимо прибавляет работу поддержке. Ну это вы и без нас знаете.
Кстати, если вам предлагают что-то вроде CRM для поддержки или хелпдеск со встроенной CRM, тщательно проанализируйте возможные риски информационной безопасности.
Когда мы создавали свой облачный хелпдеск ZEDLine Support [2], мы в последнюю очередь думали о том, как будем выглядеть в ITSM-сообществе (вообще не думали, на самом деле), мы решили создать простую и понятную среду для работы абсолютно любой службы поддержки (саппорта, справки и т.д.):
А это совершенно разный уровень технической подкованности пользователя системы. Решено: убираем ненужные навороты, к которым мы привыкли в разработке интерфейса CRM, делаем удобный веб-интерфейс, прикручиваем подробные обучающие блоки прямо внутри системы, чтобы пользователь был рядом с подсказками, пока в них не отпадёт необходимость (тогда достаточно нажать «Больше не показывать»).
Освоение CRM-системы занимает далеко не пару часов и не один день — требуется разобраться не только в своей непосредственной работе, но и в связности модулей и логике их взаимодействия. Условно говоря, нужно точно понимать, что и где изменится, если вы вдруг поменяете ставку налога, примените скидку, добавите новое поле в карточке клиента и т.д. И понимать это должен практически каждый пользователь в компании. Хелпдеск-система таких сложностей лишена (во всяком случае, в нашей реализации).
Для сравнения — главное окно CRM-системы и окно карточки клиента.
[8]
Кликните для увеличения
Слева кнопки, справа панель показателей, сверху — меню с подменю и т.д. Когда работаешь в CRM-системе, ощущаешь себя немного пилотом самолёта перед приборной панелью, когда работаешь в хелпдеске — ощущаешь себя оператором фронтофиса, который может быстро и чётко решить или делегировать задачу. И мануал на 300 листов.
[9]
Кликните для увеличения
44 вкладки, каждая из которых содержит важнейшую информацию, включая коммерческую тайну — и почти все вкладки задействованы в оперативной работе, минимум 10 использует каждый из менеджеров. Это удобно и быстро после обучения и освоения в системе, но освоение занимает время и является частью проекта внедрения.
Как видите, разница колоссальная. И это не признак того, что какой-то софт круче — это признак того, что каждое из приложений выполняет свою функцию и отвечает требованиям своего пользователя.
Настройка хелпдеска ZEDLine Support [2] максимально простая: администратор прописывает настройки почты для рассылки уведомлений, дискового пространства, логики отправки уведомлений. Главная сущность любого хелпдеска — форма создания заявки, которую также просто настроить, выбрав набор нужных полей с типами данных.
[10]
Кликните для увеличения
Окно настройки анкеты в личном кабинете администратора.
Таким образом, каким правилам работы должна отвечать хелпдеск?
Хелпдеск — это инструмент оперативной работы (как и CRM), но прежде всего инструмент работы на передовой, где скорость ответа, удобство взаимодействия и возможность контроля хода решения вопроса значат почти столько же, сколько профессионализм поддержки.
Я — клиент многих компаний, сервисов, магазинов и т.д. Я — взрослый, современный, технически продвинутый человек, который хочет в обмен на свои деньги ровно три вещи: хорошего соотношения цена/качество, отличного сервиса и доступной, прозрачной работы с моими требованиями. Если я не могу найти, как связаться с компанией, я найду другую; если мне не ответят на вопрос или жалобу, я избегу компанию в дальнейшем; если меня будут обслуживать классно и персонифицированно — я готов немного переплатить и подружиться с брендом. Это нормальное поведение миллионов современных молодых людей — ваших клиентов. А значит, что? Им должно быть удобно — в том числе (о, ужас!) проникнуть в ваш хелпдеск и понаблюдать за ходом дела.
В этом плане CRM-система — не лучший друг клиента. Да, на рынке есть решения с возможность создания личного кабинета клиента или партнёра в CRM, но даже в них далеко не каждый бизнес решится допустить своих клиентов. Да и клиенту разбираться в интерфейсах CRM-систем всех компаний, с которыми он работает, тоже удовольствие ниже среднего.
Хелпдеск же — место встречи клиента и оператора на время решения рабочих задач (проблем, инцидентов). Вы берёте ссылку на ваш хелпдеск и размещаете её везде, где вас может начать искать клиент: в социальных сетях, на сайте, в подписи электронной почты, да хоть QR-кодом на товарах, материалах, рекламе и т.д. Клиент переходит по ссылке, вводит имя, фамилию, электронную почту и получает свой логин и пароль для входа в клиентский портал хелпдеска.
Далее он создаёт обращение, общается с оператором в чате, прикрепляет файлы, отслеживает смену операторов и статусов по его проблеме. Это удобно, быстро и, что немаловажно, подконтрольно — клиент держит руку на пульсе. Смена статусов позволяет клиенту видеть динамику работы и знать, что происходит с его обращением, насколько быстро решается проблема.
[11]
Кликните для увеличения
Раз, два, три — и клиент может создать свою первую заявку.
Возможность самообслуживания клиентов и чат с оператором — характерная особенность хелпдеска, которая в CRM либо отсутствует, либо не востребована.
Благодаря хелпдеску сокращается время ответа на заявку — это, пожалуй, главная выгода наличия такой программы у сотрудников поддержки. А когда клиенту уделяется много времени для общения, он уверен, что именно он — особо важный клиент, а это подкупает и укрепляет дружбу с компанией (а там и допродажи, и выручка, и рост прибыли — давайте смотреть на вопрос стратегически!).
На самом деле, чтобы иметь хелпдеск-систему, не обязательно иметь кабинет, где сидит выделенная группа поддержки — он подойдёт любым сотрудникам, которые находятся на первой линии работы с клиентами (кроме продажников — для них всё-таки CRM удобнее и функциональнее). С помощью хелпдеска автоматизируется много рутинных задач, и у менеджеров поддержки появляется больше времени для решения проблем клиента по сути.
В то же время именно работники поддержки те сотрудники, к которым чаще всего применяются различные метрики и KPI, потому что их работу легко сосчитать — по закрытым заявкам, оценкам клиентов (coming soon), трудозатратам в стоимостной оценке. В разных хелпдесках такой подсчёт ведётся по-разному, мы реализовали через учёт трудозатрат (тайминг): можно ввести прайс на различные виды работ и учитывать их в каждой задаче, а затем уже агрегировать в отчёте по трудозатратам.
[12]
Кликните для увеличения
Окно настройки тайминга в личном кабинете администратора
[13]
Кликните для увеличения
Оценка трудозатрат внутри интерфейса заявки (может быть видна клиенту, а может быть не видна благодаря функции «Внутреннее сообщение» (невидимое для инициатора заявки).
Хелпдеск даёт возможность сотруднику управлять своим временем: когда перед глазами все задачи со статусами, сроками и ответственными, проще сосредоточиться и спланировать работу как внутри рабочего дня, так и в целом по массиву задач. Вместе со снижением уровня стресса падает вероятность совершения глупых, «нервных» ошибок.
К тому же, сам сотрудник видит сделанную работу (закрытые заявки) и наглядно видит свой результат, что является мощнейшим мотиватором.
В CRM-системе оценка труда сотрудников гораздо глубже и сложнее (например, у нас спроектирован целый модуль работы с KPI), и до начала оценки эффективности каждого работника должна пройти определённая подготовка. В хелпдеске оценка саппорта начинается с первой минуты работы, без задержек на согласование показателей и т.д.
Если у компании нет хелпдеска и нет CRM, то скорее всего работа с клиентом сосредоточена в электронной почте. Дальше существует два распространённых сценария:
Это, пожалуй, худший вариант из тех, что может быть. Не создавайте себе риски, работайте с различными инструментами автоматизации, которые способны решать задачи каждого из сотрудников. Тогда и вы сохраните ценный актив — коммерческую информацию, и сотрудникам будет удобно работать, и клиенты не будут себя чувствовать брошенными.
Автор: Axelus
Источник [14]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/helpdesk/333296
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/ru/company/regionsoft/blog/471568/
[2] хелпдеск ZEDLine Support : https://www.zedline.ru/
[3] Image: https://lh6.googleusercontent.com/vvg1FxKcppDT30zsnJ3Wh_2-c_sVhq1nqABGUKI-lemc97RoFwnThTfHOqcxTWPNS39OTxFcdLDj6PWIR_5z92l7jOKy_BghOk_wlFzclhWo9cUrux7WYLpcwa5ohdmx0bJysQM9
[4] Image: https://lh4.googleusercontent.com/cztShQa4Keyrd7WpEF_02KjRqk06OgUqlHRKRMSmru4dmD9GCX2ZJeCMCB6alEmkebsbuVNKe6v1-Zr694OONeZyVRLv11ZEYgCD-P2unZ8inpssczHRaf9ppibrwJZvrC_ILJRi
[5] Image: https://lh3.googleusercontent.com/BZwIvfuBz1kz1o5-AsWxpNzSAdRZG5-dn-kxIfJpDVhC1RX76Z2ni_ld490DFEzhIimxXFEewiTuCMkU2-zLf-wDUjAiTNOWyOaPi9kOMhLZLhSJJyyQ3LvRCeQYQTFiyTPbgDYN
[6] Image: https://lh3.googleusercontent.com/23dMnxfIk2zXsMeUS1YepMPpdYnTey6nkO17IJBtrvn1EDjlzhSmbjft5o2zpKJE3zXM_9nvZH3oMFDUL_m-klKV2J1P_iMRMjob_ctZOpES9U452WsY9JIECG7jCwCGCc0ulG1G
[7] Image: https://lh5.googleusercontent.com/kzHNRFznYyCYTIwyUFHHtOqU-OKuYf7mcceE_4gLoeplFV5sqmJYJKgUAN4yKrRz-k0sfXp7TLei2TEN6BUUumY0Jgx8h-L5hqLWkxDLemZlV0o__FUamMGUXcQnRMHAhxKXIkCn
[8] Image: https://lh5.googleusercontent.com/E91NHRI0q5wut0TQuz7FA9fLT9PLBRl8rcyUwAUKYvGYk2WG-TEAK3oXz3urGMkNl0AXrZsBWy3GO2uIOOHJZj9V-24jXco0Kwyf2OXHDPSxu0mGyMSHidrgA3IlHGiqblagkZvI
[9] Image: https://lh3.googleusercontent.com/NfeI4XI6XvU5oKNdLdEyJUHA0pDgtx_biVA93NRQPqZKnKSo7GYI1X4VkBK3a_8flUfQbXmaX9sbktX7c_GYFvwDf4S_7yOPuADmzll0SaOVTY6WlP4Q27gPP9LbnlftWKCrhUo1
[10] Image: https://lh5.googleusercontent.com/LeRA6yalv3GzsudebNFP13mWDaOp5MZEA99RhUR3Axd2SXNWbs_uuPfPP7LpGCvBoD2Qac8KzsmyMKcomS15ZY2am7y-rFH-5TSfsE1kz30ky3sNS08bwH2m_N80pTfSTOruP76E
[11] Image: https://lh6.googleusercontent.com/_u21KCyXnIEYL043rfdXF9ks2Qaf_BykGJaNdhu211K6ffIlpl4uB8aVeB_dtLpC6lQUz5y0Hx4CRSR_SyG5EvXFeaPHVkkxSmHkCvjxbzOIOKuuvwxrBXAogUBE6LAx4hDdNsh_
[12] Image: https://lh6.googleusercontent.com/EeNMDqdYHnyhxBZrtcSx3rVADKIyUi-_qh0PJXKesTuKc5KvBXtHPMZh3dzPZRezdITbcCUf5Dit4v7AtFxgpERW9dAtP0DdYYWekEw1ZWIyQIzK8C8y7k7oPpcT1pe5Ww0K7md-
[13] Image: https://lh3.googleusercontent.com/QbHszA_8GHqof5aG1ub5IchRtbv_P_duQr_KBCCEXZ2VwMDPYe2n1LVj5xluPSSZ4zSonfee0Hs5yIWrGIB5rBVgGujTJFq6XeKG3l5gfTJO40T9Aahvjlmaktx59lCTKYLXAHE9
[14] Источник: https://habr.com/ru/post/471568/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=471568
Нажмите здесь для печати.