- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Первый пост про самообразование [1] вызвал жаркую дискуссию. Кроме этого мне прислали в личку несколько благодарностей и пару указаний на опечатки. Первое — очень приятно. Второе — крайне любезно с Вашей стороны. По-тихоньку, пока никто не видит, пофиксить свои ляпы — это ж завсегда.
Все это значит, что тема актуальна и не безразлична, поэтому продолжаем.
Сегодня воды будет чуть по-больше, но я очень старался не отходить от темы. А тема сегодняшнего поста "Коммуникативные навыки". Я подозреваю, что при одном упоминании этих слов многих представителей профессии бросает в ярость. О бородатых асоциальных парнях в свитерах слагают байки со времен первой секунды UNIX-time. Не знаю природы этого явления, но практика показывает, что все эти легенды (в плане высокой степени асоциальности представителей профессии) — правда. Многие студенты — технари замкнуты в той или иной мере в своем мире ноликов и единичек, общаются исключительно с теми, кто с ними на одной волне, переписываются на форумах и соц.сетях, частенько презрительно посмеиваются над юзерами и ламерами. Такая модель поведения сохраняется и во взрослой жизни. Откуда берется этот снобизм — без понятия. Может быть психология и в состоянии дать ответ на этот вопрос, но я пока не в курсе.
Скорее всего я Вас расстрою, но для того, чтобы достичь высот практически в любой профессиональной области (и ИТ в данном случае не исключение) — нужно быть либо гением, либо уметь общаться. Поскольку, не будучи гением, стать им — достаточно проблематично, многим придется учиться общаться.
Почему это так важно? Как правило, работа на ответственных должностях подразумевает плотное взаимодействие с коллегами по команде — разговоры, вопросы, совместное решение проблем и (о боже!) совещания. Senior Engineer — должность пусть и не сверхвысокая, но уже подразумевающая высокую степень возможностей, а с ней и ответственности. «With Great Power Comes Great Responsibility» /Ben Parker/. Бывает, что Senior Engineer выполняет начальные менеджерские обязанности — управляет командой младших специалистов, планирует, раздает задачи и пендали, мотивирует и т.п. Страшно? Хорошо! Дальше — вообще ужас.
Ответственность подразумевает участие в принятие решений. И Ваша задача делать так, чтобы решения принимались правильные. Умейте слушать и принимать чужую позицию, но так же умейте отстаивать свою, если в ней уверены. Если не уверены, то хотя бы декларируйте её четко и понятно. Вполне возможно, что Ваша идея, будучи взглядом «со стороны», приведет к оригинальному решению сложной проблемы. В мире вообще дефицит идей по решению насущных проблем, так что не переживайте — лишним Ваше предложение не будет. Вам всегда придется что-то доказывать — будьте к этому готовы. Если вы не смогли чего-то доказать, в большинстве случаев это — ваша проблема. Вы, конечно, можете быть правы, обиженно уткнувшись носом в монитор, но пользы от этого не будет никому — ни Вам, ни коллегам, ни компании.
Поведение на собеседовании. Как НЕ надо общаться.
Ничего не раздражает больше, чем агрессивная самоуверенность человека напротив. И ладно бы самоуверенность, дак ведь она еще и подпитывается негативом к тебе — интервьюеру. Если ты задаешь конкретный вопрос, пусть и элементарный, вместо того, чтобы дать конкретный ответ, нарисовать что-нибудь на бумажке, первым делом на тебя смотрят как на идиота, говорят: «ну дак это ведь вот так вот!», «вообще-то, если вы не в курсе, то в редакторе vi это можно сделать куда проще… ». Очень хочется посадить такого человека на пятую точку и в большинстве случаев это оказывается очень просто. Человек краснеет, ну и потом, как правило, уходит навсегда.
Противоположная ситуация — вызывают жалость и ничего кроме жалости люди, которые извиняются за то, что чего-то не знают. Прямо прямым текстом, мол: «у меня опыта нет, простите, может быть это делается так-то, но скорее всего я не прав ». Если чего-то не знаете, не бойтесь об этом сообщить, но попытайтесь ответить на поставленный вопрос — рассуждайте, предполагайте, поясняйте свою позицию.
Авторская методика: Теория игнора или «как наладить отношение с нехорошими людьми»
В любой компании будут люди, с которыми у вас не сложится с самого начала. Это может проявляться в форме сарказма в Ваш адрес, указания на Ваши ляпы в публичной форме, неспособности запомнить Ваше имя или фамилию, хамство и т.п. После общения с такими людьми некоторым хочется зарыться по-дальше, а другим пойти и нанести обидчику телесные повреждения, ух как хочется! Но мы же не нюни и не уголовники. Так ведь? Так. Поэтому для себя я выработал замечательную тактику. Тактика называется «игнор». Да, ты пожимаешь руку, но не протягиваешь ее первым. Общаешься, но только официально — в идеале через электронную почту или корпоративную бизнес систему. Конкретные письма, конкретные вопросы, минимум общения. Так бы все было грустно и печально, если бы ни один эффект этого подхода. Что интересно: через несколько недель примерно в 80% случаев люди становятся адекватными! Сами начинают подходить, задавать вопросы, проявлять интерес. Естественно, надо поступать грамотно и не бежать на встречу, но сделать ответный шаг — стоит. Ответьте на вопрос, в следующий раз протяните руку первым, задайте вопрос, если есть необходимость. Всем нужны нормальные отношения.
Исключения из правила, несомненно, есть. Оставшиеся 20% навсегда останутся вне вашего круга общения — да и черт с ними. Смысл портить себе настроение?
Резюмируя всё вышесказанное:
Ну вот собственно и все. У кого есть интересные «авторские методики» — поделитесь, было бы интересно услышать. У кого какой опыт общения в новом коллективе? Что Вы считаете помогло Вам в карьере?
Автор: ilyamitrukov
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/human-resources/12156
Ссылки в тексте:
[1] про самообразование: http://habrahabr.ru/post/148418/
Нажмите здесь для печати.