- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Работа с системным администратором или ИТ-директором (далее по тексту – «ИТ-специалистом») в малом и среднем бизнесе строится обычно на основе субъективных оценок: если все работает «хорошо» – значит специалист «хороший», а если «вечно ломается» — то «плохой». Такой подход к оценке результатов работы системного администратора или ИТ-директора имеет право на жизнь, но я в своей практике встречал ситуации, когда «хороший» ИТ-специалист «вдруг» доводил компанию до недельного простоя и потери деловой информации, и когда «плохой» ИТ-специалист героически пытался исправить трагическое наследие предыдущего «хорошего» администратора.
Вечная головная боль у руководства компании: как организовывать, контролировать и оценивать работу ИТ-службы, ничего не понимая в предметной области? Очень общий совет – обратиться за помощью к внешним консультантам. Но есть ряд простых вопросов, которые позволяют если и не оценить точно, то, как минимум, повлиять на состояние дел в ИТ-инфраструктуре.
Первый вопрос, который я советую задать вашему ИТ-директору или системному администратору, когда случается какая-то очередная непредвиденная ситуация:
Да-да, именно так: «чем я могу помочь», а не «когда этот бардак прекратится наконец-то?». Как бы то ни было, вы, в отличие от вашего ИТ-специалиста, можете решить любые проблемы в ИТ: вы можете отправить системного администратора на обучение или нанять другого, пригласить внешних консультантов и даже купить новое оборудование, а ваш ИТ-специалист может сделать только то, для чего у него хватает компетенции.
Задавая вопрос «чем я могу помочь?», вы заставляете вашего ИТ-специалиста думать в правильном направлении: вместо того, чтобы стоя перед вами озвучивать понятные только ему одному объяснения, он начнет думать о том, а как действительно сделать так, чтобы этого больше не повторялось?
Вариации ответов на ваш вопрос могут быть различными: начиная от «нам необходимо купить еще одну непонятную железку (для вас непонятную)» или же «нанять/пригласить экспертов, разбирающихся в предметной области», до «дайте мне 2-3 недели и я сделаю так, чтобы это больше не повторялось». Ответ «с этим ничего нельзя сделать» — это не ответ: даже самые сложные проблемы в ИТ можно решить если не техническими, то организационными методами.
Вопрос оптимальности выбранного решения и его архитектурной правильности для вас, конечно же, останется за кадром. Главное что вы сможете понять по результатам общения и дальнейшей реализации – работает ли то, что предлагает ваш ИТ-специалист или нет.
Следующими вопросами должны быть:
Проблема – это причина повторяющихся сбоев. Компьютеры регулярно заражаются вирусами, сервер постоянно зависает, Интернет или почта часто не работают. Из-за чего у нас происходят все эти неприятности? Это все какие-то случайности или тут есть некие закономерности, на которые мы можем повлиять? Есть у нас какие-то нерешенные проблемы, из-за которых мы постоянно теряем драгоценные рабочие минуты (а то и часы)? И опять же: «чем я могу помочь в решении данных проблем?».
Информация – важнейший ресурс любого бизнеса. Вы, ваши сотрудники собираете, сохраняете и ежедневно работаете с ней, используя ИТ-системы. Но информацию можно потерять: случайно, или же в результате сбоя на оборудовании или каких-нибудь форс-мажорных обстоятельств (к примеру, в результате пожара в серверной). Единственное, что вас может защитить в таких случаях – это резервные копии.
Скорее всего, резервные копии у вас в компании как-то делаются. Ваша задача лишний раз убедиться, что в случае даже самых катастрофических ситуаций у вас сохранятся более-менее актуальные данные, и что в случае, если ошибка в данных будет обнаружена не сразу (а, например, недели 2 спустя), информацию все еще можно будет восстановить.
Если что-то может сломаться – оно однажды сломается. И очень неприятно, когда отказ одного устройства стоимостью в пару тысяч рублей блокирует работу компании на несколько часов, а то и дней. Понимает ли ваш системный администратор, что он будет делать, в случае, если сломается компьютер пользователя, или сервер или еще какое-то оборудование? Сколько времени займет восстановление работоспособности? Что вы можете сделать сейчас, для уменьшения времени простоя, если что-то однажды сломается?
Есть ли сейчас что-то, что ограничивает скорость работы наших сотрудников с компьютерными системами? Можем ли мы столкнуться с какими-то затруднениями в работе в перспективе ближайшего года? В целом, как много оборудования пора у нас обновить, чтобы сотрудники не испытывали каких-либо неудобств?
По большому счету, вы просите вашего системного администратора рассказать вам, какой объем инвестиций в оборудование необходим для нормальной работы вашей компании на ближайший год (по оценке вашего системного администратора). Это позволит вам заранее заложить эти деньги в бюджет, чтобы они не были «приятной неожиданностью».
Обновление программного обеспечения – это один из важных процессов обслуживания ИТ, как и контроль работы антивирусных систем. Для системного администратора, справляющегося со своими обязанности в полной мере, не должно составить труда ответить на вопрос когда он в последний раз обновлял программное обеспечение и проверял работу антивирусных приложений на рабочих станциях.
Не так важно как часто он это делает (раз в пару месяцев вполне достаточно). Важно делает он это в принципе или нет.
Это вопрос на любителя, но если тема информационной безопасности и сохранности данных вам не чужда, то у системного администратора должна быть всегда под рукой информация о том, какие права доступа и к чему есть у сотрудников, а также возможность оперативно ограничить этот доступ.
Нередки случаи, когда компании работают на каналах Интернет, подключенных по тарифам десятилетней давности (и соответствующих скоростях), когда принтер, купленный генеральным директором на открытие офиса, пожирает картриджей в месяц на большую сумму, чем стоит новый и более современный принтер, когда «лучший 5 лет назад» поставщик оборудования уже давно не предлагает лучших цен. В таких условиях, ваша ИТ-инфраструктура из удобного инструмента ведения дел превращается в денежный пылесос. Контролируйте ваши расходы.
Прозрачность – залог качественной и эффективной работы любого подразделения компании. Для ИТ-отдела прозрачность – это наличие документации по ИТ-системам предприятия. Наличие такой документации позволяет вам легко (и зачастую даже бесплатно) привлекать внешних экспертов для оценки качества построения вашей ИТ-инфраструктуры и целесообразности принимаемых решений.
Нередко системный администратор или ИТ-директор живет по принципу «инициатива наказуема» и поддерживает инфраструктуру компании в том виде, в каком она работала до него годами, боясь, что внедрение новшеств обернется для него бессонными ночами и дополнительными проблемами. Но если какая-то технология может повысить эффективность ведения дел у вас в компании, но вы ее еще не используете, то, скорее всего, эта технология работает против вас на стороне вашего конкурента.
Корпоративная ИТ-инфраструктура и свой ИТ-отдел – это всегда инвестиции бизнеса в повышение легкости, удобства и эффективности работы сотрудников. Но, в отличие от мира финансов, в инвестициях в корпоративную ИТ-инфраструктуру и собственный ИТ-отдел нет подрывных технологий, позволяющих вознести компанию над конкурентами, нет «голубых фишек», дающих предсказуемо качественный результат. Возможные же потери, в отличии от мира финансов, не ограничиваются только размером вложенных средств – под угрозой стоят как накопленная компанией информация, так и репутация на рынке. При этом в вопросах построения корпоративной ИТ-инфраструктуры, организации процессов сопровождения и обслуживания нет каких-либо сакраментальных знаний – все возможные варианты уже давно расписаны и неоднократно обсуждены — есть просто знание и незнание, умение и неумение. Корпоративную ИТ-инфраструктуру невозможно построить лучше всех – ее можно построить как надо или не так как надо. Обслуживание ИТ-инфраструктуры невозможно сделать лучше всех: оно может либо стоить адекватных денег (в соотношении цена/качество), либо быть неадекватным по стоимости.
Перечисленные выше вопросы, безусловно, позволят вам повлиять на состояние дел в вашем ИТ-отделе и ИТ-инфраструктуре, но чтобы понять, что ваша ИТ-инфраструктура сделана как надо и обходится вам по адекватной цене необходимо привлечение компетентных внешних консультантов и аудиторов.
Автор: ikormachev
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/human-resources/45851
Ссылки в тексте:
[1] Источник: http://habrahabr.ru/post/197774/
Нажмите здесь для печати.