- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Настольные игры: взлёты и … взлёты

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 1

В Оксфорде наступает яркое утро четверга, и в кафе "Иссохшие фишки [1]" [Thirsty Meeples] на рынке в Глостершире стоит тихий гул. Мы сидим у окна за столом, разогретым солнцем, и менеджер заведения, Гарет, представляется и даёт нам список рекомендаций.

Сначала он предлагает "Запретную пустыню [2]" [Forbidden Desert]. И это не коктейль. «Ваш самолёт разбился в пустыне, где вы ищете потерянную цивилизацию»,- поясняет Гарет, одетый в футболку с надписью «Игровой гуру». «Внезапно набегает буря, и вам нужно найти все части мифического летающего корабля, чтобы убежать от неё». Потом он предлагает "Побег: проклятие храма [3]" [Escape: The Curse of the Temple], в котором мы примеряем на себя роль Индианы Джонса, убегающего из древней и разрушающейся гробницы. «Или,- говорит Гарет – как насчёт борьбы с пожаром?». В конце он рекомендует "Точку воспламенения [4]" [Flash Point], в которой я с женой и двумя сыновьями будем спасать людей из горящего здания. Выигрываешь, если вытащишь достаточно много людей. Но если слишком многие погибнут – ты проиграл. Мы выбираем последнюю игру.

И пока мы боремся с пожаром, парочка возрастом за 30 за соседним столом соревнуется в постройке железнодорожных путей в Нидерландах. Где-то ещё молодая женщина с двумя детьми играют за лис, атакующих ферму. Парочка из поколения миллениума [5] делают картонные суши по образцам, изображённым на картах. Одинокий человек из Борнмута сидит перед сложным игровым полем, защищая Лондон 1920 года от нашествия лавкрафтовских чудовищ.

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 2
Владельцы «Иссохших фишек» Джон и Зюзи.

Обед только начался, а заведение уже почти заполнилось. «Фишки» описывают себя как «первое и единственное в Оксфорде кафе с настолками», и они относятся к возрастающим числом заведениям, появляющимся по всей Британии и вдохновлённым популярностью подобных заведений в США. Что привело сюда этих людей, от хардкорных игроков до семей? Эвелин, учёная из Нидерландов, играющая в игру про железную дорогу, «Билет на поезд» [Ticket to Ride] со своим бельгийским мужем Роджером, считает, что знает ответ. Она оглядывает других посетителей и библиотеку игр на полках. «Я бы сказала, что это изначальная версия социальной сети».

Возможно, наш мир – это мир Facebook, Pokémon Go, Netflix и iPad'ов, но настольные игры процветают. Даже взрыв настолок XX-го века, давший нам такие неувядающие хиты, как Monopoly, Cluedo и Scrabble, не сравнится с сегодняшним днём. Фирма NPD, занимающаяся исследованиями рынка, утверждающая, что владеет информацией по 70% торговли игрушками в UK, отметила, что за последний год продажи настольных игр увеличились на 20% (включая карточные игры, игры с кубиком, военные игры с миниатюрами и ролевые игры типа Dungeons & Dragons).

Бен Хогг, управляющий рекламным отделом у британского дистрибьютора Esdevium Games [6](импортирующего, в числе прочего, из США игру "Билет на поезд [7]" [Ticket to Ride]), прикидывает, что рост на самом деле может достигать 35%. По его словам, в 2012 году полный набор игр «Билет на поезд» (а для разных стран есть разные вариации) продался в UK в количестве 16 000 штук. В 2016 году к концу сентября продажи уже составили 21 000 штук. Начиная работать в Esdevium, Хогг отмечал, что в основном покупателей интересовали более «гиковские» игры, типа фэнтезийной Warhammer. Сегодня, по его словам, «аудитория гораздо шире. Уровень интереса высок, как никогда».

Мало кто находится в лучшей позиции для наблюдения за этим явлением, чем Питер Вудинг [Peter Wooding]. В 70-х он играл на гитаре в панк-группе The Jerks (попавших в сотню лучших в 1977 году с песней «Get Your Woofing Dog Off Me»). В 1987 году он открыл магазин игр "Орочье гнездо [8]" [Orc’s Nest] в лондонском Ковент-Гардене. Они с певцом группы Саймоном Эллисом [Simon Ellis] подсели на Dungeons & Dragons и военные настолки. Но специализированных розничных магазинов было мало, поэтому они решили открыть свой, в маленьком и наполовину необустроенном помещении. «Там даже пола не было,- говорит Вудинг. – Просто мусор валялся». Они лазали по мусоркам в поисках декораций в средневековом стиле, и разбросали по полу солому. В основном они продавали книжки по Dungeons & Dragons и исторические военные игры, но лучше всего шли свинцовые миниатюры для военных игр, свисавшие с досок, которыми были отделаны стены помещения на первом этаже.

«Первые несколько лет мы бедствовали»,- говорит Вудинг (Эллис ушёл на пенсию), в нашей беседе у стойки в «Орочьем гнезде». Он носит соломенную шляпу, пирсинг на лице и ухоженную бороду. Он разговорчивый мужчина за 50, гордящийся своим панковским наследием. «Нас проверяли налоговики. И спрашивали: 'зачем вы этим занимаетесь? Вы ведь зарабатываете всего 50 фунтов в неделю!' Они думали, что мы тут деньги отмываем, или что-то такое».

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 3

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 4

Спустя почти 30 лет логотип «Орочьего гнезда» с орком, засунувшим язык в левую ноздрю, не поменялся, но солому на полу и старую обстановку заменили полированный алюминий и жёлто-чёрные стропила, в результате чего магазин выглядит, как космическая станция из НФ 80-х. Клиентура и ассортимент тоже сильно поменялись.

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 5
Питер Вудинг в своём магазине

«Лет пять назад я заметил, что миниатюры стали идти хуже,- говорит Вудинг,- так что я начал размещать на витрине настольные игры – он жестом показывает на ряды красочных коробок с громкими названиями, Small World, Agricola, Carcassonne, Pandemic – и после этого продажи возрастали». Он отметил постепенное вымирание «стереотипных игроков» – одетых в шерстяные свитера одиноких белых мужчин.

«Сейчас у нас гораздо больше парочек – молодых, профессиональных. Они всё ещё любят встречаться с друзьями, но уже не для того, чтобы нажраться. Им нравится принести игру, немного выпить, и приятно провести за столом 2-3 часа».

Эти более мейнстримовые игроки, обычные люди, особенно девушки, в прошлом наверняка сильно удивились бы, зайдя в его магазин. Он показывает на обложку игры «Пандемия» [Pandemic], ключевого товара в возрождении настолок, в которой игрокам нужно вместе бороться против эпидемий болезней. На обложке – женщина-учёный. «Гораздо меньше дискриминации, гораздо больше аудитория. Более дружественные игры».

Катерина Хауэлл [Catherine Howell], заведующая игровым отделом музея детства V&A Museum of Childhood в Лондоне, описывает «Пандемию» как «коньюнктурную игру». Она выбрала её вместе с тремя другими характерными играми – шахматами, монополией и «Гусиными яйцами» [Game of the Goose [9]] на выставке "Игровой план: повторное открытие настольных игр [10]". Хауэлл считает себя традиционным игроком, воспоминания детства которого связаны с игрой в Scrabble и Cluedo в кругу семьи. Она признаётся, что до задумки выставки, пять лет назад, ей не была известна волна новых настольных игр, занимающих полки в «Орочьем гнезде» и «Иссохших фишках». Частично она относит эту волну к «возрождению под руководством дизайнеров», начавшемуся в Германии, а затем распространившемуся по Европе и Северной Америке. Но она удивилась, как сильно продвинулся дизайн игр, сделавший процесс игры более беспокойным и интересным, чем та же Монополия.

«Евроигры», как их называют, характерны достаточно спокойными темами (фермерство, ландшафтный дизайн, работа на пристани), уменьшением значимости случайности, и, что важнее всего – заботой о том, чтобы до конца игры игроки не выбывали. Стартом этой волны служит "Поселенцы Катана [11]" [The Settlers of Catan], а теперь просто «Катан» (у нас известная, как «Колонизаторы»), созданная немецким дизайнером Клаусом Тойбером. С момента публикации в 1995 году она уже продана в количестве 22 миллионов копий на 30 языках. Игроки соревнуются в организации поселений на острове и торгуют ресурсами с другими игроками, при этом разворачивающиеся события держат игроков в погружении в игру до самого конца. «Это очень важно,- говорит Хауэлл,- поскольку никто не чувствует себя исключённым. Это самое неприятное в Монополии – тот, кто первый становится банкротом, ждёт в углу, пока доиграют остальные».

Эта тема находит своё развитие в последнем тренде настолок, кооперативных играх, в которых игроки выигрывают или проигрывают всей командой, сражаясь с огнём или спасая мир от инфекции. «Это приводит к более серьёзным социальным взаимодействиям»,- говорит Хауэлл.

«Пандемию» придумал 43-летний калифорниец Мэтт Ликок [Matt Leacock], один из самых успешных дизайнеров настолок. Его вдохновила евроигра 2000 года "Властелин колец [12]" от Райнера Книциа. В ней игроки сообща отыгрывают за хоббитов из саги Толкина. «Когда я играл в неё с друзьями, нам было страшно,- вспоминает Ликок. – Были самопожертвования, взлёты и падения, и в конце все были удовлетворены, независимо от того, выиграли они или проиграли. Мне захотелось понять, могу ли я сделать что-нибудь подобное».

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 6

Страсть Ликока к настолкам восходит корнями к его детским разочарованиям играми. «Я больше всего любил получать в подарок игры,- говорит он,- я очень радовался, а затем мы открывали игру, играли в неё, и меня постигало разочарование. Игры мне всегда казались недостаточно хорошими». С помощью своего дяди, энтузиаста игр, молодой Ликок переворачивал игровые поля и пробовал придумать что-нибудь получше, используя имеющиеся компоненты.

Десятилетиями позже, руководя командой дизайнеров в стартапе, связанном с коммуникациями, он придумал «Пандемию», просто чтобы проверить, сможет ли он сделать игру, «где было бы множество возможностей опасного нелинейного роста» – то есть, неожиданных сюрпризов и поворотов. В то время пандемии были в новостях, с эпидемиями птичьего гриппа и атипичной пневмонии, «поэтому всё это было у меня в голове».

«Пандемия» стала оглушительным успехом, и последняя версия, «Наследие пандемии: первый сезон» [Pandemic Legacy: Season One] представляет собой ещё один скачок в разработке игр. Она создана в соавторстве с восходящей звездой дизайна настолок, Робом Давьо [Rob Daviau], и в ней, по словам Ликока, «очень большая история. Она похожа на компьютерную игру с прокачкой персонажей, где правила и состояние мира меняются. Причём безвозвратно. История разворачивается. Мы назвали её „Первый сезон“, поскольку в ней есть сюжетная арка. Словно вы смотрите сезон любимого сериала на HBO».

Рост индустрии видеоигр, как ни странно, стал крупнейшим фактором в процветании инновационных настолок – потому, что игровые приставки и мобильные игры нормализовали процесс игры.

«Видеоигры и настолки очень много переняли друг у друга»,- говорит Бен Хогг. – Все играют в игры на мобильниках. У каждого на смартфоне есть хотя бы одна любимая игра. И теперь количество людей, не отказывающихся играть в игры, гораздо больше". Также часто можно встретить электронные версии настолок, например, Carcassonne, хорошо идущую на планшетах.

В то же время краудфандинг снизил барьер для желающих войти в индустрию настолок. Настольные игры способны собирать на Kickstarter больше денег, чем их цифровые аналоги. Дизайнеры будущей, перешедшей с компьютеров на настолки, адаптации Dark Souls, хотели собрать £50 000. Эту сумму они набрали за 3 минуты, а всего кампания собрала £3,8 миллиона [13].

Интернет способствует улучшению работы сарафанного радио, на которое надеется индустрия настолок. Сайты вроде BoardGameGeek собирают архивы обзоров и видео с YouTube вроде "Shut Up & Sit Down [14]" или "TableTop [15]", в котором снимается американский актёр Уил Уитон, пробуждают интерес к играм. Существует «эффект TableTop» – если Уитон рассказывает в шоу об игре, и он с другими звёздами в неё играют и комментируют решения, то её продажи резко возрастают. «Эффект TableTop огромен,- говорит Питер Вудинг. – Если Уил рассказывает об игре, она тут же заканчивается в продаже!».

Уитон практически одержим настолками. «Миссия TableTop – разделять радость от игр с миром»,- говорит он. – Думаю, что мы живём во времена разделённого мира, и если мы выживем после этого пожара на помойке, нам нужно будет объединяться, и я надеюсь показать на примере, что настольные игры могут быть совместным путешествием людей. Они могут учить нас дружбе и формированию отношений. Так что, когда я слышу о хороших продажах игр, я радуюсь. Это значит, что люди, ещё не ставшие игроками, или не так сильно фанатеющие от игр, как я, идут и покупают их. Словно магглы покупают билеты в Хогвартс".

В «Иссохших фишках» в Оксфорде я беседую с Джоном и Зюзи Морган. В 2012 году они решили начать продавать билеты магглам, уволились с работы и попробовали превратить свою любовь к настолкам в бизнес.

У них уже была большая коллекция игр, и Джон услышал о кафе в Торонто под названием «Змеи и латте» – в меню которого были перечислены игры, а не блюда. Это кафе вдохновило распространение игровых кафешек по Северной Америке. После пробного визита, Морганы открыли «Иссохшие фишки», и эта затея окупилась. «Тренд идёт вверх»,-отвечает на вопрос о бизнесе Джон.

Зюзи считает, что любовь к настолкам выросла настолько, что они смогли превратить своё хобби в образ жизни. «В жизни так много технологий, все заняты, и хочется снова свести людей вместе, чтобы они не просто пялились в экраны. Это естественно для людей. Мы должны собираться вместе и общаться».

Настольные игры: взлёты и … взлёты - 7

Какое-то время видеоигры подразумевали физическое общение, либо в аркадах, либо в совместных играх на диванах между друзьями и членами семей. А затем мультиплеер переместился в онлайн, и игроки физически разделились. На некоторых игровых аренах анонимность привела к появлению отравляющей атмосферы.

«Мультиплеерные игры были интересными,- говорит Уил Уитон. — А затем всякие придурки всё испортили. Всё превратилось в агрессию и неприятное поведение. Интересно, не привело ли это к тому, что люди, которым раньше нравилось играть в них, начали искать другие способы развлечься, чтобы можно было видеть человека, с которым играешь».

Прямое взаимодействие важно и для Мэтта Ликока. «Вы объединяетесь с людьми за столом,- говорит он. – Это очень по-человечески». И тактильно. «Вам нужно обращаться с физическими компонентами, вы чувствуете текстуру карт и деревянных фишек».

У игр всегда была социальная составляющая. Фернанд Гобе [Fernand Gobet], профессор психологии Ливерпульского университета, соавтор «Ходы в голове: психология настольных игр», говорит, что в некоторых странах настольные игры – это часть культуры. Например, манкала в Африке. Их можно рассматривать, как ритуал посвящения. Но в большинстве стран настолки предлагают возможность семьям играть вместе. Смысл в том, чтобы заниматься совместным делом, а не в том, что происходит в игре".

С этим согласны и посетители «Иссохших фишек». «Сегодня это очень социально»,- говорит Марк, 35-летний специалист по информационным моделям из Портсмута.

Роджер и Эвелин, играющие в «Билет на поезд», рассказывают, что находятся в процессе переезда в Нидерланды, поскольку, по словам Роджера, они уже не могут себе позволить жить в Оксфорде. Они часто ходили в это кафе и не могли уехать, не посетив его на прощание. «В наш век мы, кажется, начинаем бояться нашей сложности»,- говорит он. «Мы ищем аутентичных вещей. Тех, что напоминают нам о простых временах детства». Настолки – «невинность, возвращающаяся в мир, который…». Он смотрит на меня и улыбается. «Кто бы мог подумать, что Дэвид Боуи был той мистической силой, что скрепляла нас всех вместе?».

Для Роджера, Эвелины и Уила Уитона настолки уже стали чем-то большим, чем развлечение. «Игра – это не загадка, которую надо разгадать,- считает Уитон,- но история, которую нужно рассказать». И в нашем обществе, уходящем в онлайн, это история, которую надо разделить – напрямую и через физический контакт в реальном мире.

Автор: SLY_G

Источник [16]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/igry/193418

Ссылки в тексте:

[1] Иссохшие фишки: http://www.thirstymeeples.co.uk/contact

[2] Запретную пустыню: http://boardgaming.com/games/board-games/forbidden-desert

[3] Побег: проклятие храма: http://boardgaming.com/games/board-games/escape-the-curse-of-the-temple

[4] Точку воспламенения: https://boardgamegeek.com/boardgame/100901/flash-point-fire-rescue

[5] поколения миллениума: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поколение_Y

[6] Esdevium Games : http://www.esdeviumgames.com/

[7] Билет на поезд: https://www.boardgamegeek.com/boardgame/9209/ticket-ride

[8] Орочье гнездо: http://www.orcsnest.com/shop.htm

[9] Game of the Goose: https://en.wikipedia.org/wiki/Game_of_the_Goose

[10] Игровой план: повторное открытие настольных игр: http://www.vam.ac.uk/moc/exhibitions/gameplan/

[11] Поселенцы Катана: https://en.wikipedia.org/wiki/Catan

[12] Властелин колец: https://www.boardgamegeek.com/boardgamedesigner/2/reiner-knizia

[13] собрала £3,8 миллиона: https://www.kickstarter.com/projects/steamforged/dark-soulstm-the-board-game/description

[14] Shut Up & Sit Down: https://www.youtube.com/channel/UCyRhIGDUKdIOw07Pd8pHxCw

[15] TableTop: https://www.youtube.com/playlist?list=PL4F80C7D2DC8D9B6C

[16] Источник: https://geektimes.ru/post/280916/