- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Мы уже писали [1] о том, что звуковое сопровождение — важная составляющая любого медийного контента, в том числе и видеоигр. Благодаря правильно подобранным звукам и саундтреку игры создают атмосферу и передают настроение, влияют на чувства игрока и заставляют его сопереживать герою, вовлекают в происходящее на экране.
Сегодня мы пойдем немного дальше и расскажем об эффекте, благодаря которому звук оказывается важнее всех остальных составляющих игры вместе взятых.
[2]
Фото [3] Ecole polytechnique Université Paris-Saclay / CC-BY [4]
Очень часто у игр есть главные «крючки» — где-то особенно хорошо удалась графика, где-то встречается революционная механика, иногда мы играем ради сюжета, иногда — ради персонажей. Но редко, очень редко во что-то стоит сыграть только ради звука.
Бывают игры с хорошим саундтреком — например, всю музыку, звучащую в Life is Strange и её сиквеле Before the Storm хочется если не унести в плейлист, то по крайней мере дослушать до конца. В одной из первых сцен Life is Strange — героине некомфортно в школе, она надевает наушники и идет по коридору [5]. Играет центральная тема игры, она поглощает (почти полностью, но всё же не до конца) гул школьной перемены — как и героине, нам не хочется выходить из этого музыкального транса, возвращаться к реальности (хотя для нас это, конечно, не реальность).
Тем не менее, главная «фишка» Life Is Strange — геймплей и его тесная связь с участием игрока в сюжете. Музыка — важная, но всё же второстепенная деталь.
Есть, однако, игры, которые могут не выделяться геймплеем или графикой, но запоминаться исключительно благодаря происходящему в наушниках.
Один из недавних и самых показательных примеров подобного рода — Hellblade: Senua's Sacrifice. Главная особенность Hellblade — бинауральный звук. Что это такое?
Бинауральный звук в играх это, по сути, использование особенностей человеческого слуха для создания эффекта объемного звука. Это не столько технологическое решение, как стереозвук, сколько физиологическое — наше восприятие бинаурального звука объясняется нейрофизиологией.
Мы слышим двумя ушами одновременно. Бинауральный эффект возникает, когда правое ухо оказывается ближе к источнику звука при повороте головы влево от источника или наоборот. Звук достигает одного уха раньше, чем другого — фазы звуковых колебаний сдвигаются относительно друг друга. Именно этот сдвиг фаз позволяет
Бинауральное аудио записывается с помощью специальных микрофонов. В манекен-реплику головы человека (в идеале, конечно, эта реплика должна полностью соответствовать голове будущего слушателя, включая идентичные ушные раковины и расстояние между ушами) вставляются два звукозаписывающих устройства — по одному в каждое «ухо». Такая запись звука создает не только иллюзию объемного звучания, но и копирует способы восприятия звука — те самые особенности понимания расстояния, направления и отражения.
В бинауральном аудио важно расстояние между ушами и эффект отражения звука от ушных раковин. Поэтому такой звук лучше всего воспринимается в наушниках. Конечно, с помощью колонок его тоже можно услышать, но эффект будет слабее: источник звука находится дальше от уха, на разном расстоянии от ушных раковин и может быть направлен в разные стороны. В наушниках звук из левого и правого аудиоканалов будет непосредственно поступать в левое и правое ухо — это самое важное для полноценного восприятия этой аудиоиллюзии.
Главная героиня Hellblade — кельтская воительница Сенуа, которая отправляется в загробный мир, чтобы спасти душу своего погибшего возлюбленного. Она страдает от ряда психических расстройств. Голоса в голове она, в силу своего мифического сознания, воспринимает как реальных или почти реальных людей, богов и противников.
Она разговаривает с мертвыми людьми или теми, кого нет рядом с ней. Эти голоса, которые преследуют её постоянно — десятки осколков её личности. Некоторые поддерживают её, некоторые осуждают; одни сплетничают, другие подзуживают; кто-то обманывает, кто-то предупреждает об опасности. Всё это они делают одновременно: перекрикивают друг друга и переговариваются между собой.
Фото Surian Soosay [7] / CC-BY [8]
Итак, в голове Сенуа постоянно роятся десятки голосов. Все они были записаны на бинауральный микрофон, поэтому игрок может слышать расстояние и направление каждого из них. Это погружает игрока в психоз главной героини глубже, чем когда-либо было возможно в видеоиграх (и не только), и вызывает постоянное ощущение тревоги и страха. Но это не всё.
В Hellblade бинауральное аудио становится частью геймплея. Например, в бою голоса предупреждают, с какой стороны враг неожиданно нанесет удар. Мы слышим вопль «Осторожно!» — наш
В реальном мире слуховые галлюцинации проявляются в похожей форме — слышащий понимают направление и расстояние до голосов, они то шепчут вдалеке, то орут над самым ухом. Бинауральный эффект не только погружает в игровой опыт, но и дает уникальную возможность почувствовать состояние человека с галлюцинаторным расстройством. И это стало возможным только благодаря работе со звуком.
Игрок не просто слышит звуки, которые происходят в игре — он как будто погружен в игровое пространство, у него есть иллюзия того, что он как-то соотносится с предметами и людьми, которые это пространство наполняют. Например, если враг оказывается за спиной Сенуа, игроку кажется, что кто-то подкрадывается к нему сзади.
Разработчики Hellblade вели подробный дневник (забавно, что монтажер видеоблога компании в итоге стала главной героиней игры). Это рассказ о тестах бинаурального аудио [9] — чтобы проникнуться, нужно, конечно, надеть наушники.
Бинауральное аудио оказывает настолько мощный эффект на слушателя, что визуальная картинка оказывается второстепенной. Следующий шаг — избавиться от картинки, положившись только на звук. Так делали, например, в рекламе (один из роликов [10] сборной Новой Зеландии по регби All Blacks).
По похожему принципу сделана игра Papa Sangre для iOS. Игровой мир скрыт [11] в темноте, и игроку приходится ориентироваться на голос рассказчика, идти на звук и в буквальном смысле «видеть ушами».
Эффект активно используется для медитации и расслабления — в соответствующих видеороликах, аудиодорожках и приложениях.
В 2013 году в Австралии вышел фильм The Blind Passanger. Для него на бинауральный микрофон специально записывали выступление оркестра «Метрополитен-оперы».
Несмотря на все плюсы, бинауральное аудио используется относительно редко. Почему?
Основная сложность — технологическая. Чтобы записать бинауральное аудио, нужна специальная аппаратура. Это долгий, сложный и дорогостоящий процесс.
При этом эффект очень легко можно потерять, если игрок, например, проигнорирует призыв надеть наушники в начале игры. Или, более того, вообще не привык играть в наушниках. Повсеместное использование наушников во время игры лишь недавно перестало быть преимущественно субкультурным явлением.
То же самое и в рекламе, только порог входа ещё ниже — вряд ли кто-то будет специально надевать наушники, чтобы послушать минутную рекламу. В телевизионной рекламе этот прием не сработает вообще.
Иными словами, бинауральному аудио суждено было остаться интересной, красивой, но всё же диковиной в игровой индустрии, а не распространенным приемом. Но тут появились VR-технологии. Которые тоже индивидуалистичны, сложны в производстве и потреблении, но предлагают невозможный ранее эффект погружения. Вероятнее всего, в ближайшее время мы будем чаще слышать о связке [12] VR и бинаурального аудио. Например, в прототипе Oculus Crescent Bay уже используется бинауральная технология.
Но сейчас важная особенность бинаурального аудио — оно отлично работает в самых простых наушниках [13]. Чтобы полноценно испытать погружение в звуковую иллюзию, не нужно покупать самое мощное и дорогое оборудование, ведь основное требование — это разделение каналов.
Автор: Audioman
Источник [14]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/igry/263796
Ссылки в тексте:
[1] писали: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/292035/
[2] Image: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/292895/
[3] Фото: https://www.flickr.com/photos/117994717@N06/35260186572/
[4] CC-BY: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/
[5] надевает наушники и идет по коридору: https://youtu.be/4tPwPWmDvSo?t=16m52s
[6] мозгу: http://www.braintools.ru
[7] Surian Soosay: https://www.flickr.com/photos/ssoosay/12535722743/
[8] CC-BY: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/
[9] Это рассказ о тестах бинаурального аудио: https://youtu.be/gFdPXCzxMg8
[10] один из роликов: https://youtu.be/PHkhWh8-4rY
[11] скрыт: https://youtu.be/zsb-WQiPick
[12] чаще слышать о связке: https://www.theverge.com/2015/2/12/8021733/3d-audio-3dio-binaural-immersive-vr-sound-times-square-new-york
[13] самых простых наушниках: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/292343/
[14] Источник: https://geektimes.ru/post/292895/
Нажмите здесь для печати.