- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

О пасхалках в играх написаны тысячи статей и сняты тысячи видео. Но почему-то человечество упорно игнорирует пасхалки в других видах софта. А ведь они так же стары, как и само программное обеспечение. Это недокументированные функции или сообщения, которые разработчики скрывают в коде или оборудовании. Их можно найти буквально везде: от доисторических операционных систем до современных браузеров. В этой статье мне хотелось бы отдать дань уважения пасхалкам в ПО.
На форуме «Council on Foreign Relations» глава компании Anthropic Дарио Амодей заявил, что с развитием технологий уже через 12 месяцев весь код будет писать ИИ. Конечно, вряд ли нейросети будут писать вот прямо весь код, но меня эти слова заставили задуматься: а кто же будет добавлять пасхалки в софт? Это всегда делали люди. Их мотивы были разными, но одно можно сказать наверняка: ИИ этим заниматься не станет. Документально подтверждено, что одна из самых первых пасхалок в Atari была создана, чтобы запечатлеть имя разработчика в коде. Так поступил бы только человек, робот так не стал бы делать.
Используйте навигацию, если не хотите читать текст целиком:
→ Суть пасхалок [1]
→ Первые пасхалки [2]
→ Пасхалки Microsoft [3]
→ Пасхалки от Google [4]
→ Легендарные пасхалки [5]
→ Заключение [6]

Источник [7].
В ПО пасхалка — это небольшая скрытая часть программы, которая обычно скрыта от глаз пользователей. И вот тут давайте сразу договоримся. Чтобы считаться пасхалкой, а не ошибкой или сбоем, функция должна соответствовать трем критериям:
В сообществе давно идут споры о том, что пасхалки в коде нужно удалять, так как в них нет практической пользы. Например, начиная с июля 2013 года, среда выполнения языка программирования Rust систематически включала цитату Лавкрафта с призывом Ктулху в свою основную библиотеку:
extern crate lovecraft;
fn main() {
lovecraft::invoke();
panic!("Ph'nglui mglw'nafh Cthulhu R'lyeh wgah'nagl fhtagn");
}
После некоторых страстных дискуссий поклонники производительности удалили цитату из проекта. Это произошло в январе 2015 года.

Первые известные скрытые сообщения в коде были спрятаны в больших мэйнфреймах в конце 1960-х годов. К слову, в играх пасхалки появились только в 1970-х. Однако идея назвать эти секреты пасхалками восходит к 1979 году и игре Adventure [8] для консоли Atari 2600.
В то время владельцы Atari Inc. не допускали упоминания имен разработчиков в своих играх. Причина проста — они не хотели, чтобы конкуренты переманили кадры к себе. Да-да, прямо как сейчас некоторые компании на Хабре не дают разработчикам публиковать статьи в своих настоящих аккаунтах, чтобы их не схантили. Еще одна причина — бизнес опасался, что программисты могут зазвездиться и попросить зарплату побольше.
Многие сотрудники, включая создателя Adventure Уоррена Робинетта, были категорически не согласны с этим решением руководства. В том числе потому, что они хотели признания. Он запрограммировал в игру секрет: если игрок выполнял определенные действия, он находил скрытую комнату, где отображалась фраза «Создано Уорреном Робинеттом».
После того, как Робинетт передал финальную версию программы, Atari изготовила и распространила несколько сотен тысяч картриджей. К тому времени, как была обнаружена секретная комната с подписью, Робинетт уже покинул Atari.
Первооткрывателем пасхалки стал 15-летний подросток из Солт-Лейк-Сити. Он написал письмо в Atari о том, что нашел секретную комнату. К удивлению Робинетта вместо негатива Стив Райт, директор по разработке ПО в Atari, назвал скрытый сюрприз «пасхальным яйцом». Более того, он заявил, что скрытая комната добавляет ценности игре, и решил сделать политикой компании включение скрытых функций в будущие игры.

Секретная комната и сообщение в Adventure. Источник [9].
Довольно быстро появились доказательства и более ранних примеров пасхалок. Например, в играх Video Whiz Ball и Alien Invasion, выпущенных для консоли Fairchild Channel F 1976 года, определенные комбинации нажатий клавиш раскрывали имена программистов.
Джинн был выпущен из бутылки. Все больше и больше пасхалок стало появляться не только в играх, но и в обычном ПО. Например, в ранних продуктах Microsoft скрытые имена и камео-появления — обычное дело. Microsoft Bear был талисманом команды разрабов Windows 3.1 и появился в двух пасхалках в ОС Windows 3.1.

Источник [10].
Фича пасхалок в том, что пользователь может наткнуться на них только двумя способами. Либо случайно нажав уникальную комбинацию клавиш, либо будучи посвященным в секрет и следуя запутанным инструкциям. Так что если никто не будет искать, пасхалка может оставаться незамеченной очень долго. Так произошло со списком имен разработчиков Windows 1, который оставался скрытым в течение 37 лет. Его нашли в 2022 году, когда Лукас Брукс начал охоту на пасхалки в ранних версиях Windows.

Пасхалка в Windows 1 обнаружено в 2022 году. Источник [11].
В старых версиях MS-DOS (до DOS 6.2), если вы нажимали F1, функциональную клавишу Help, находясь во вкладке About, вас встречало диалоговое окно с надписью «No Help Available (so leave me alone)». Это была не особо смешная пасхалка, и из более поздних версий ее удалили.
А вы знали, что каждая версия Excel от 5.0 до 9.0 содержала мини-игру? Первой была The Hall of Tortured Souls, описанная как «мини-игра в стиле Doom».
В Office 97 были игры во всех трех его основных компонентах. Excel содержал скрытый симулятор полета, Access имел симуляцию гадальной игрушки Magic 8-Ball, а Word содержал игру в пинбол.

Excel 97 в обычном использовании (слева) и скрытый симулятор полета (справа). Источник [12].

Источник [13].
Одна долгоживущая пасхалка была во всех версиях Windows вплоть до XP. В заставке 3D-текста ввод текста «volcano» отображал названия всех вулканов в Соединенных Штатах.
Официально Microsoft прекратила включать пасхалки в свои программы в рамках инициативы Trustworthy Computing Initiative [14] в 2002 году. Она была направлена на решение проблем безопасности и надежности предыдущей версии Microsoft Windows, но имела обратный эффект, поскольку усилила подозрения клиентов относительно качества ПО. Позднее пасхалки были вновь введены в игру Asteroids в приложении «Уведомления» Office 2004 для Mac, а в Outlook 2010 изображением по умолчанию для новых контактов стал силуэт Билла Гейтса.
Несмотря на политику Microsoft по удалению пасхалок из соображений безопасности, в Windows XP они все еще есть. Например, если в Блокноте ввести «bush hid the facts» и сохранить документ под любым именем, при повторном открытии вы обнаружите, что текст заменен строкой нулей.
В отличие от Microsoft, Google продолжает добавлять пасхалки в свои продукты с завидной регулярностью. Компания славится розыгрышами и первоапрельскими шутками, поэтому ничего удивительного. Что отличает их от ранних примеров, обсуждавшихся выше, так это то, что эти необычные функции активно поощряются компанией, и многие из них являются результатом индивидуальных побочных проектов.
Этот технологический гигант вставил множество скрытых функций или сообщений во все свои продукты. И есть вероятность, что они продолжат делать это до тех пор, пока существует интернет. Известно, что Google настраивает свою целевую страницу для особых событий с помощью так называемых дудлов. Менее известно, что страница результатов ведет себя крайне необычно для некоторых запросов. Поиск Google содержит множество юмористических пасхалок. Попробуйте, например, ввести запрос «анаграмма»:

Или «do a barrel roll», это весьма забавно, как по мне. Гифку вставлять не буду, пробуйте сами 🙂
Запрос «askew» наклонит страницу поисковой выдачи вправо:

Если ввести в поиске «Bletchley Park», то в результатах надпись над изображением заменяет заголовок, мягко напоминая, что это была штаб-квартира по взлому кода, а теперь это достопримечательность.
Более того, Google Maps и Google Earth также полны отсылок к поп-культуре с изображениями НЛО и бесчисленного множества других деталей. Одна из лучших пасхалок, несомненно, — симулятор полета, который можно запустить в Google Earth. Чтобы найти его, просто перейдите в меню, выберите Инструменты → Войти в симулятор полета. Комбинация Ctrl + Alt + A в Google Earth переносит в базовый симулятор, который позволяет облететь всю Землю. Позже это стало постоянной опцией. Была и другая пасхалка, но позже ее вроде отключили: если вы приближали поверхность Луны, в какой-то момент она превращалась в кусок дырявого сыра.
В Google Maps были шутки, хотя многие из них удалены. Когда-то, если вы спрашивали дорогу из Нью-Йорка в Лондон, вам предлагалось перебраться вплавь через Атлантику. Из Токио в Лос-Анджелес предлагалось отправиться на байдарке через Тихий океан, а из Сноудона в Брекон-Биконс (оба места в Уэльсе) — на драконах. Сейчас этого уже нет, а жаль.

Источник [15].
Для пасхалок от Гугл есть тематический сайт elgoog.im [16]. Он же Google Mirror, проект, миссия которого — «создавать, восстанавливать и находить интерактивные пасхалки Google». Вершину списка восстановленных пасхалок занимает Thanos, созданный Google в апреле 2019 года в честь предстоящего выхода блокбастера «Мстители: Финал». Как и другие акции, связанные с фильмами, он имел ограниченный срок годности — но благодаря elgoog вы все еще можете увидеть эффект щелчка Таноса — нажмите на золотую перчатку, чтобы увидеть, как половина результатов поиска растворяется прямо у вас на глазах.
В меню также можно увидеть эффект Волшебника страны Оз — разрушительную силу торнадо — и поиграть в улучшенные версии игр, которые ранее были скрыты Google — Dinosaur, Snake и Pac-Man.

А как вам такая ностальгия? Да, это Google Zipper! Источник [17].
Но есть старые пасхалки, которым разрешили остаться, потому что они на самом деле являются высоко ценимыми утилитами. Попробуйте подбросить монетку [18] или бросить кубик [19].
Раз уж выше я оставил ссылку на архивные пасхалки от Google, то вот еще одна. Это архив пасхалок [20], в который можно залипнуть очень надолго.
Мир технологий огромен, и люди постоянно находят новые пасхалки из прошлых десятилетий. В некоторых играх, например Punch-Out!!, Duck Hunt и Serious Sam, есть пасхалки, которые никто не мог найти в течение 10-20 лет.
Но есть одна, которая была так хорошо спрятана, что за все время никто ее так и не нашел. Фактически, программист, который ее создал, сдался и сам раскрыл секрет. Пасхалка находится в Donkey Kong (версия Atari) и появляется только после смерти Марио. Если вы внимательно посмотрите, то увидите инициалы Лэндона М. Дайера, кодера, который работал над игрой.

Источник [21].
Trials Evolution [22] 2012 года — это гоночная игра-головоломка о мотоциклах, которая содержит, вероятно, самую сложную пасхалку на сегодняшний день. В игре есть загадка, которую любой может попытаться разгадать, решив головоломку на деревянных досках.

Источник [23].
Доски содержат зашифрованные сообщения, которые скрыты на протяжении всей игры. Когда они соединены вместе, они образуют полную загадку. Ответ раскрывает инструкции по разгадке секретной песни на карте Nature Calls. И это только начало!
После графического анализа песня раскрывает часть кода Морзе. Сообщение направляет людей на веб-сайт с еще одной загадкой, ожидающей решения.
Ответ на эту загадку раскрывает координаты четырех мест: Бат, Хельсинки, Сан-Франциско и Сидней. В каждом из них были спрятаны запечатанные сундуки с одинаковыми ключами внутри. Однако и это, судя по всему, не конец загадки. Вероятно, следующий этап будет доступен в первую субботу августа 2113 года (это будет 5 августа, я проверил — вдруг захотите в календарь напоминание добавить).

Источник [24].
Чуть меньше чем через 100 лет таинственный сундук появится под знаменитой Эйфелевой башней в Париже. Создатель загадки Антти Ильвессуо утверждал, что человек в зонтике и шляпе принесет кейс на место в 2113 году. Один из ключей от сундуков откроет его, и по сей день никто не знает, что будет в нем!
Если вы программист или геймер, скорее всего, вы слышали о коде Konami.
Знаменитая последовательность кнопок «↑↑↓↓←→←→BA» впервые была использована в игре Gradius от Konami. Однако весь мир узнал о ней после легендарной стрелялки Contra. По сути, это самый ранний пример чит-кода в игре. В Contra игроки получали 30 жизней вместо обычных трех. Различные разработчики Konami также запрограммировали его в более чем сотне других игр.

Contra. Источник [25].
Код Konami, безусловно, является самой известной пасхалкой в индустрии программного обеспечения. На нее ссылались другие компании, такие как Google и Digg. Она даже была включена в код сайта ESPN в 2009 году. При вводе ESPN отображался взрыв единорогов и сердец. Код также скрыт на домашних страницах Buzzfeed и Google Stadia, а также в более поздних играх, таких как Contra: Rogue Corps. Про этот код также есть эпизод в мультсериале «Удивительный мир Гамбола».
В течение многих лет в официальном приложении μTorrent была спрятана секретная игра Tetris. Если вы использовали μTorrent и были слишком нетерпеливы, чтобы завершить загрузку, вы могли запустить игру, чтобы скоротать время.
Вы найдете эту пасхалку в меню «О программе» — простая команда «T» запустит игру. Это классический вариант Tetris, но вы никогда не ожидали, что он будет представлен в таком приложении, как μTorrent.

Источник [26].
В 2019 году мир узнал о странных сообщениях, которые появились в оборудовании гарнитур Oculus VR. История взорвала СМИ, когда контроллеры VR пользователей получили странные сообщения типа «Большой брат следит за тобой» или «Масоны были здесь».

Источник [27].
В конце концов, оказалось, что эти сообщения предназначались только для прототипов устройств, но случайно распространились на устройства пользователей. Конечно, компания решила проблему с более поздними производственными партиями и извинилась за ошибку.
Несколько лет назад кто-то нашел необычное сообщение в первом блоке Bitcoin.
Сатоши Накамото создал сообщение в зашифрованном шестнадцатеричном формате. Оно гласило: «sknab roftuoliab dnoces fo knirb no rollecnahC 9002/naJ/30 semiT ehT». В перевернутом виде сообщение звучало так: «The Times 03/Jan/2009 Chancellor on brink of second bailout for banks».

Источник [28].
Хотя это, очевидно, относится к мировому финансовому кризису, вполне возможно, что Накамото включил его в блок-генезис, чтобы сделать заявление о своем новом творении.
Пасхалки существовали с самого начала программирования. Они были разработаны для удовольствия разработчиков и пользователей. Их общим знаменателем является то, что они, как правило, непродуктивны и не связаны с основными функциями ПО, в который они внедряются.
Времена изменились. Сайт The Easter Egg Archive [20], посвященный распространению информации о пасхалках, по-прежнему доступен, но больше не активен. В 2011 году на нем было в общей сложности 13 998 элементов, 18 из которых были добавлены за предыдущие две недели. Сейчас их общее количество составляет 14 450, а последнее добавление было в августе 2015 года.
Основатели Apple Стив Возняк и Стив Джобс считали, что пасхалки являются признаком внимания к деталям и человечности. Когда приходит время добавлять пасхалки, это означает, что часть работы была завершена и отполирована. А говоря о человечности, Возняк и Джобс имели в виду эмоции, черту, которая отличает людей от роботов. Создавая пасхалки, инженеры создают эмоциональные движки. Когда пользователи обнаруживают их, они испытывают удивление или восторг, они смеются и чувствуют некую связь с разработчиком через машинный код.
Программисты всегда будут пытаться добавить немного индивидуальности в свой код, даже если это противоречит идее безопасности. Потребность в самовыражении в условиях чрезмерного контроля и недооценки гарантирует продолжение существования пасхалок.
А какая ваша любимая программная пасхалка? Пишите в комментариях о тех, которые я пропустил. К счастью, технологическая индустрия огромна, и она полна блестящих примеров. Это значит, что охота на пасхалки далека от завершения.
Автор: El_Gato_Grande
Источник [29]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/igry/414024
Ссылки в тексте:
[1] Суть пасхалок: #1
[2] Первые пасхалки: #2
[3] Пасхалки Microsoft: #3
[4] Пасхалки от Google: #4
[5] Легендарные пасхалки: #5
[6] Заключение: #6
[7] Источник: https://rust.facepunch.com/news/easter-2022
[8] Adventure: https://ru.wikipedia.org/wiki/Adventure_(1979)
[9] Источник: https://www.bitmapbooks.com/blogs/news/how-easter-eggs-first-hatched-in-video-games
[10] Источник: https://firebrand.training/ae/blog/10-unexpected-microsoft-easter-eggs
[11] Источник: https://www.indiatimes.com/technology/news/guy-found-an-easter-egg-hidden-in-windows-10-nearly-37-years-after-its-release-565330.html
[12] Источник: https://www.logiscool.com/en/blog/2022-04/easter-eggs-the-tiny-secrets-of-the-computer-world
[13] Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Ee6RHsW-VPQ
[14] Trustworthy Computing Initiative: https://www.wired.com/2002/01/bill-gates-trustworthy-computing/
[15] Источник: https://www.yahoo.com/news/wildest-google-maps-easter-egg-yet-180053339.html?guccounter=1%26guce_referrer=aHR0cHM6Ly93d3cuZ29vZ2xlLmNvbS8%26guce_referrer_sig=AQAAAIeCTSYYz0WAvzSsGAcdG9jFDxrJIfqQKjseSC7kgqMV4TLzAzfDvZY3eWgyaqZhr0R8EKVyW7MJ7z8TZV2U7BZpVrl-0Wqkq9aohB2pNCzIsMlfjEL58rbT4p3Wr3KJglRRmmuzoYyPhjgzkEYGMwwP9sgewOH5ls3H5m57v1tg
[16] elgoog.im: http://elgoog.im/
[17] Источник: https://xdaforums.com/t/google-zipper.1617307/
[18] подбросить монетку: https://www.google.com/search?q=flip%2Ba%2Bcoin%26sca_esv=b17bece7f59cc74c%26rlz=1C1GCEU_enRU1008RU1008%26sxsrf=AHTn8zoVrlTuEo8ySUzbPqQYJ0QZbp886w%253A1742206963310%26ei=8_fXZ7bGEo_DwPAP7uLF4AQ%26ved=0ahUKEwj2i7HZ8pCMAxWPIRAIHW5xEUwQ4dUDCBA%26uact=5%26oq=flip%2Ba%2Bcoin%26gs_lp=Egxnd3Mtd2l6LXNlcnAiC2ZsaXAgYSBjb2luMgoQIxiABBgnGIoFMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAESOEFUABYAHAAeAGQAQCYAaoBoAGqAaoBAzAuMbgBA8gBAPgBAvgBAZgCAaACsAGYAwCSBwMwLjGgB_UF%26sclient=gws-wiz-serp
[19] бросить кубик: https://www.google.com/search?q=%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C%2B%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BA%26sca_esv=b17bece7f59cc74c%26rlz=1C1GCEU_enRU1008RU1008%26sxsrf=AHTn8zoqTxpUjJnBbWT-vnZbs_D7xKzpWQ%253A1742203690544%26ei=KuvXZ7j9ILKnwPAP2aeNsQM%26ved=0ahUKEwi4uufA5pCMAxWyExAIHdlTIzYQ4dUDCBA%26uact=5%26oq=%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C%2B%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BA%26gs_lp=Egxnd3Mtd2l6LXNlcnAiGdCx0YDQvtGB0LjRgtGMINC60YPQsdC40LoyChAjGIAEGCcYigUyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgARI9AVQAFgAcAB4AZABAJgBkgGgAZIBqgEDMC4xuAEDyAEA-AEC-AEBmAIBoAKbAZgDAJIHAzAuMaAH4Qc%26sclient=gws-wiz-serp
[20] архив пасхалок: https://eeggs.com/
[21] Источник: https://www.digitpress.com/eastereggs/a48donkeykong.htm
[22] Trials Evolution: https://en.wikipedia.org/wiki/Trials_Evolution
[23] Источник: https://whatculture.com/gaming/10-most-insanely-elaborate-video-game-easter-eggs?page=2
[24] Источник: https://www.3rddrawerdown.com/blog/trials-evolution-the-100-year-easter-egg
[25] Источник: https://sdgames.ru/contra.php
[26] Источник: https://pikabu.ru/story/tetris_v_utorrent_i_zmeyka_na_youtube_546249
[27] Источник: https://www.reddit.com/r/oculus/comments/bcgms0/your_touch_controllers_might_have_a_cool_easter/
[28] Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Bitcoin-Genesis-block.jpg
[29] Источник: https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/892214/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=892214
Нажмите здесь для печати.