- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Серьёзные игры

Серьёзные игры

Термин «игры» до сих пор вызывает у 99% людей ассоциацию с развлечением. Причём с развлечением пустым, с бесполезным времяпрепровождением. Делу время, потехе час. Однако сегодня всё чаще игровой принцип используется в психологии, преподавании, бизнесе, военном деле и других сферах деятельности. Учёные и специалисты находят играм всё больше применений в достижении совершенно серьёзных, неразвлекательных целей. Например, сегодня всё чаще в построении бизнес-процессов внутри компаний используется геймификация [1]. Но это лишь одна из многих форм «серьёзных игр», как теперь принято называть весь спектр использования игровых методик в неразвлекательных областях деятельности.

В самом общем определении, суть серьёзных игр заключается в моделировании каких-либо реальных процессов или событий с целью получения первичного опыта или навыков в смоделированных условиях. То есть основной целью серьёзных игр является обучение и тренировка. И пусть вас не обманывает слово «игра» — серьёзные игры вовсе не всегда приятны и веселы для игроков.

Сам термин берёт своё начало в 1970 году. Однако как таковые серьёзные игры первыми начали применять военные в 19 веке. Сегодня это называется «штабные игры», и представляет собой, в общем виде, постановку перед штабом воинской части или соединения теоретической боевой задачи, для решения которой офицеры должны выработать определённую последовательность действий и решений. На «гражданке» серьёзные игры в основном применялись в образовании, и лишь с начала 2000-х годов начался их расцвет.

Видовое разнообразие

Как мы уже упомянули выше, разнообразие применения серьёзных игр довольно велико. К самым востребованным можно отнести следующие:

  • Образовательные игры. В основном применяются в школах и ВУЗах. Помогают сделать процесс обучения более привлекательным.
  • Геймификация. Основные сферы применения — бизнес и образование. Зачастую представляет собой использование игровых механик при построении бизнес-процессов или прохождении учебного плана.
  • Симуляции. Некие смоделированные реальные ситуации, предназначенные для выработки конкретных навыков без каких-либо рисков в процессе обучения. Например, симуляторы управления различной техникой или предприятиями, симуляторы различных ситуаций в бизнесе, менеджменте или экономике.
  • Мотивационные игры. Предназначены для побуждения участников к изменению их поведения и подходов через социальное взаимодействие. В основном применяются в политике, менеджменте, продажах, дипломатии.
  • Реабилитационные игры. Используются в качестве терапии в психологии, психиатрии и медицине.
  • Рекламные игры. Развлекательные игры, целью которых является попутное рекламирование каких-либо товаров и услуг.

Если раньше серьёзные игры проводились больше в форме живого общения с другими людьми, то сейчас чаще всего они обретают электронное воплощение, потому что компьютеры позволяют в удобной форме реализовать игры почти для любой задачи.

Эффективность

«Ведь если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Насколько эффективны серьёзные игры, действительно ли полезны и нужны? Не лучше ли отбросить эту шелуху и без «этих ваших» игр заниматься серьёзными взрослыми делами?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку всё зависит от того, о какой разновидности серьёзных игр идёт речь. Возьмём симуляторы. Совершенно очевидно, что их использование позволяет значительно снизить риск финансового ущерба или угрозы жизни и здоровью людей, причём неважно, что именно симулируется: управление самолётом или крупным предприятием. Обучаемый получает первичные навыки быстрее и качественнее, не боясь экспериментировать, пробуя различные подходы и получая наглядный «обратный отклик». Самоочевидный тезис о безусловной пользе симуляторов подтверждается и результатами многочисленных исследований. Например, в медицине [2]. Или в нефтедобыче [3].

А насколько эффективны игры в образовании? Несмотря на более чем столетнюю педагогическую практику обучения в игровой форме, более-менее серьёзных исследований эффективности этого метода до недавнего времени не было проведено. В 2005 году стартовал проект двухлетний проект по определению эффективности игр в процессе обучения [4]. Результаты исследования убедительно продемонстрировали не только более качественное усваивание материала, но и рост успеваемости студентов, вне зависимости от пола.

Серьёзные игры

Самая молодая и самая неоднозначная разновидность серьёзных игр, геймификация, часто вызывает сомнения в своей эффективности. В сознании большинства людей, особенно тех, кто принимает ответственные решения, игры никак не совместимы с серьёзными делами. Особенно противятся подобной идее руководители старой закалки.

Одним из ярких примеров [5], используемых сторонниками геймификации, является создание новой формы белка. Это стало возможным благодаря специально написанной игре, в которой нужно соединять между собой белки, получая за это очки. Благодаря некоторым конфигурациям, созданным игроками, биологи смогли синтезировать новый белок, чья активность в 18 раз превысила оригинал.

Серьёзные игры

Другим примером, гораздо более близким для бизнесменов, является опыт [6] компании LiveOps Inc. Благодаря внедрению геймификации, им удалось на 12% увеличить объёмы продаж и существенно улучшить качество обслуживания клиентов.

Ещё одним исследованием, опровергающим представление об играх как об исключительно бесполезном времяпрепровождении, стала работа [7] учёных из Университета Северной Каролины. В ней проанализирована эффективность игровых методик при обучении по сравнению с пассивным наблюдением, изучением текстовых, а также гипертекстовых источников. Выяснилось, что обучение в игровой форме не просто не уступает, но является наиболее эффективным и (сюрприз) приятным способом обучения. Процессу получения и закрепления знаний игра совершенно не мешает.

Как видите многочисленные доказательства эффективности рекламных, мотивационных и реабилитационных игр лишь подтверждают важность серьёзных игр как инструмента в достижении всевозможных целей, начиная от запоминания алфавита до влияния на внешнюю политику целых стран.

И развитие этого самого приятного способа получения знаний и навыков стало возможным лишь благодаря широкому распространению высокопроизводительных компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. У нас есть серьёзная надежда, что в дальнейшем применение серьёзных игр в самых разных сферах будет только расширяться. И мы это только поддерживаем.

Автор:

Источник [8]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/igry/59590

Ссылки в тексте:

[1] геймификация: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%F0%EE%F4%E8%EA%E0%F6%E8%FF

[2] в медицине: http://www.medsim.ru/file/2011-1/simulatory_v_obuchenii.pdf

[3] в нефтедобыче: http://www.gserus.ru/site/docs/WordOil_(RU).pdf

[4] эффективности игр в процессе обучения: https://elearnmag.acm.org/featured.cfm?aid=1661378

[5] ярких примеров: http://www.nature.com/news/victory-for-crowdsourced-biomolecule-design-1.9872

[6] опыт: http://professional.wsj.com/article/SB10001424052970204294504576615371783795248.html?mg=reno64-wsj

[7] работа: http://www.acsu.buffalo.edu/~hwang23/Research/ConferencePapers/ACE07wongFinal.pdf

[8] Источник: http://habrahabr.ru/post/221855/