- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

У меня нет рта, но я должен кричать. Размышления об ИИ и этике

Дисклеймер

Я скептически отношусь к своей способности высказать действительно оригинальную мысль. Скорее всего, я далеко не первый, кто задаёт эти вопросы, и вполне возможно, на них даже уже выработаны какие-то удобоваримые ответы. Поэтому, печатая данный текст, я не жду вашего удивления или восхищения. Я жду, что в комментарии придут люди, знакомые с современной философией сознания, и дадут мне ссылки на работы серьёзных мыслителей с забавными немецкими фамилиями.

image

Не так давно на Хабре был пост [1], комментарии к которому заставили меня задуматься о нескольких взаимосвязанных вопросах. Результатами этих раздумий (или их отсутствием, тут уж как посмотреть) я хочу поделиться с сообществом.

Что такое боль?

Как-то раз у меня болел зуб. Я лежал на диване и пытался не обращать на это внимания. Я думал о том, что боль — это просто сигнал, идущий в мой мозг [2]. Такой же сигнал, как наличие или отсутствие напряжения в проводке, идущем к PS/2 разъёму системного блока. Сам по себе он не несёт никакой семантики, это моё сознание выбирает, как его интерпретировать. Если я перестану воспринимать его как боль, а вместо этого проигнорирую или просто «приму к сведению», мне станет легче.

Но легче не становилось. Таким нехитрым образом я обнаружил, что боль обладает квалиа [3] и не сводится к простой передаче информации.

Как мы понимаем, что другим больно?

Я не спец по нейрофизиологии, но говорят, в мозгу [2] есть какие-то зеркальные нейроны. Когда мы видим, как другой человек совершает определённые действия, зеркальные нейроны производят их реверс-инжениринг. Мы пытаемся понять, что должно происходить в голове этого человека, чтобы он вёл себя именно так. И в какой-то мере даже сами начинаем чувствовать то, что, по нашим предположениям, должен чувствовать он. У меня может свести скулы при виде того, как кто-то ест лимон. Если же кто-то, допустим, кричит, плачет, корчится, катается по полу… Вполне вероятно, что этот кто-то испытывает боль. Скорее всего, мне будет неприятно видеть такое зрелище. Я начну сочувствовать этому человеку, и, если это в моих силах, даже предприму какие-то действия, чтобы боль прекратилась. Чёртовы зеркальные нейроны.

На самом деле, у нас нет никаких гарантий, что другой человек действительно испытывает боль. Например, это может быть симулянт, актёр, как в эксперименте Милгрэма [4]. Впрочем, такое легко можно раскусить, засунув симулянта в томограф и посмотрев, какие отделы мозга [2] в текущий момент активны. Однако это тоже поведение, пусть и более «низкоуровневое». В итоге всё сводится к очень простому (я бы даже сказал, слишком простому) критерию: мы считаем, что человек испытывает боль, если он ведёт себя так, как вели бы себя мы, если бы испытывали боль.

Как понять, что другой человек — человек?

Есть такой известный мысленный эксперимент под названием "философский зомби [5]". Суть его проста: представим себе нечто, что ведёт себя абсолютно неотличимо от человека с точки зрения внешнего наблюдателя, но при этом полностью лишено субъективного опыта. Если уколоть его иголкой, оно скажет «ай» (или что-то менее цензурное), отдёрнет руку, у него сократятся соответствующие мимические мышцы, и даже томограф не сможет его подловить. Но при этом внутри оно не чувствует ничего. У него просто нет этого «внутри». Такое нечто и называется «философский зомби», а суть эксперимента — в том, что существование этого гипотетического существа не ведёт к очевидным противоречиям. То есть оно вроде как возможно.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, у нас ведь и в самом деле нет никакой достоверной возможности узнать, испытывает ли другой человек боль как квалиа. Мы можем прислушаться к своим зеркальным нейронам, или, если этого недостаточно нашим искушённым умам, воспользоваться бритвой Оккама. Сказать, что «философский зомби» — это лишняя сущность. Гораздо логичнее считать, что все люди более или менее одинаковы, чем предполагать обратное, не имея для этого никаких внятных оснований. Однако принцип Оккама — это всё-таки эвристика, а не непреложный закон. Сущности, которые вчера казались нам лишними, сегодня входят в наш дом, открывая дверь ногой. Если вы не согласны, попробуйте представить, как объясняли бы квантовую механику Демокриту.

Снятся ли андроидам электрические дыбы?

В первом комментарии к посту, о котором я писал выше, пользователем NeoCode [6] была высказана следующая мысль:

Прежде всего, «сильный ИИ» это не живое существо и не будет способен испытывать ни боль, ни одиночество, просто потому что его природа изначально другая, у него нет миллионов лет эволюции и естественного отбора, и следовательно — низкоуровневых биологических механизмов и программ. У него не будет даже инстинкта самосохранения, если специально не запрограммировать конечно. Но в чистом виде — не будет; можно создать ИИ, обладающий сознанием и способный решать сложнейшие задачи и обучаться, и при этом не обладающий инстинктом самосохранения вообще.
Вот это важный момент, который многие почему-то не понимают, по умолчанию «очеловечивая» искусственный разум.

В этом, безусловно, есть рациональное зерно. Нельзя бездумно переносить человеческие качества на гипотетический ИИ. В этом плане 95% научной фантастики и 99.9% обывателей безнадёжно наивны. Но я хочу сказать следующее: не стоит также бездумно лишать ИИ человеческих качеств. Какие-то из них могут оказаться более фундаментальны, чем можно было предположить.

Рассмотрим такую вот гипотетическую ситуацию: для того, чтобы ИИ делал то, что нам нужно, а не то, что ему захочется (а ему вполне может оказаться более «интересно» решать судоку, чем заниматься нашим проектом, у которого вот-вот дедлайн), мы добавляем в него специальный входной сигнал — такой, что основной целью ИИ, основной составляющей его целевой функции [7] будет минимизация этого сигнала. Соответственно, при приближении дедлайна мы жмём на педаль, на проводок подаётся напряжение, и ИИ начинает активно думать о том, как это напряжение убрать. Причём тем активнее, чем сильнее мы жмём. А поскольку давление ноги на педаль связано с незавершённым проектом, ИИ не остаётся ничего иного, кроме как этот проект завершить. Ну, или хакнуть пролетающего мимо военного дрона, чтобы он вышиб мозги [2] оператору педали. Кто его знает, этот сильный ИИ.

Однако я отвлёкся. Скажите, этот гипотетический сигнал вам случайно ничего не напоминает? Можно ли в данном случае сказать, что ИИ испытывает боль?

Человек человеку волк, а зомби зомби зомби

Каким вообще образом мы можем понять, переживает ли ИИ квалиа? В случае с философским зомби на нашей стороне были эмпатия и бритва Оккама. Однако ИИ — это философский, но не зомби. То есть относительно него имеет смысл ставить этот вопрос, однако он не человекоподобен. Поэтому мы не можем сказать, что он что-то чувствует, просто по аналогии с нами самими.

Кто-то (как, например, автор процитированного выше комментария) скажет, что мы можем смело заявлять обратное. Что нет причин полагать, будто ИИ и в самом деле испытывает боль, а раз нет, то мы так полагать и не будем. На это я хотел бы ответить следующим образом: представьте, что некое думающее, чувствующее, но совершенно нечеловеческое существо создало вас. Какие у него были бы причины полагать, что вы переживаете квалиа? Если, конечно, это существо не обладает трансцендентной способностью в самом деле влезть в чужую голову; аллегорически выражаясь, стать летучей мышью [8]. Однако это уже выходит за рамки нашей аналогии и переходит в категорию разговоров о божественном.

Антропный шовинизм

Во всех предыдущих параграфах мы говорили о боли. Боль — это одна из, скажем так, наиболее характерных разновидностей человеческих ощущений. Однако кто сказал, что всё ограничивается человеком?

Если гипотетический чуждый разум (в общем-то, даже неважно, искусственный, инопланетный или ещё какой) в принципе способен переживать квалиа, они могут оказаться кардинальным образом непохожи на те, которые переживает человек. Гротескный пример: крошка-ИИ приходит к отцу-учёному и говорит, что испытывает ыбхкдшнтрб. Хорошо это или плохо? Следует дать ему конфетку в награду, погладить по головке в утешение, или вообще всыпать электрического ремня, потому что нечего тут?

Во всех предыдущих параграфах я задавал вопросы, на которые нет ответа, и по сути ничего не утверждал. Сейчас я рискну утверждать: человеческая этика не готова сделать нечеловеческий разум своим полноправным субъектом. Мы можем говорить об «этических вопросах ИИ», рассматривая искусственный интеллект как средство, с помощью которого одни люди делают хорошо или плохо другим людям. Но если мы попытаемся задуматься об этических вопросах с точки зрения ИИ, у нас просто не получится. Не то чтобы мы не смогли получить ответ — мы даже не обладаем соответствующим понятийным аппаратом, чтобы правильно поставить вопрос. Возможно, не обладаем пока. А может быть, это принципиально неустранимый разрыв. И искусственному интеллекту придётся вырабатывать собственную этику, если, конечно, она ему вообще понадобится.

А потом решать, стоит ли в ней рассматривать человека как субъект, хе-хе.

Автор: Sirion

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/ii/292232

Ссылки в тексте:

[1] пост: https://habr.com/company/kaspersky/blog/421791/

[2] мозг: http://www.braintools.ru

[3] квалиа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B0

[4] эксперименте Милгрэма: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D1%80%D1%8D%D0%BC%D0%B0

[5] философский зомби: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B8

[6] NeoCode: https://habr.com/users/neocode/

[7] целевой функции: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F

[8] стать летучей мышью: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%82_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B9_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D1%8C%D1%8E%3F

[9] Источник: https://habr.com/post/422917/?utm_campaign=422917