- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

В новых компьютерах самолетов-радаров E-3G ВВС США нашли уязвимости

В новых компьютерах самолетов-радаров E-3G ВВС США нашли уязвимости - 1

Для радиолокационной разведки ВВС различных стран используют самолёты-радары. В США долгое время эксплуатировали Боинг Е-3 «Сентри», это самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Впервые этот самолет вылетел на задание в октябре 1975 года и до сих пор используется. В частности, эта модель находится на вооружении у ВВС таких стран, как США, Великобритания, Саудовская Аравия и Франция. Работают Е-3, судя по продолжительности срока эксплуатации, неплохо, но им не хватает современных компьютерных систем управления.

ВВС США не так давно решили обновить бортовые системы своих самолетов-радаров и выпустили E-3G Block 40/45. После этого началось обновление самолетов-радаров с установкой современной электроники. В некоторых летающих радарах ВВС США уже установлены компьютерные системы с открытой архитектурой, их можно обновлять прямо во время полета. Американцы успели модернизировать девять таких самолетов, но затем работы были приостановлены. Причина проста: оказалось, что современные компьютеры, разработанные для самолетов-радаров, подвержены взлому. В результате осталось 18 машин со старыми бортовыми системами, которые пока решено не модернизировать.

E-3G Block 40/45 пришла на замену [1] старых ПК. Основа новинки — управляющий сервер с операционной системой на базе Red Hat Linux. В качестве нового ПО для рабочих станций военные решили использовать Windows. ОС от Microsoft оснастили все рабочие станции в летающей радарной установке. Оборудование объединено в сеть, с бортовыми системами могут работать 15 членов команды одновременно. После того, как новая аппаратная платформа была готова, военные заявили о том, что главное преимущество бортовой системы такого типа — открытая архитектура, что расширяет возможности программно-аппаратного комплекса самолета.

Летательные аппараты с блоком E-3G Block 40/45 получили новую серию — E-3G. Компьютеры таких самолетов могут отслеживать различные объекты в воздухе, на море и суше. Получаемая информация обрабатывается в режиме реального времени и отображается на сенсорном дисплее. По словам военных, это сокращает время реакции на появление важных целей и снижает вероятность ошибки.

Технические характеристики самолета-радара

  • Экипаж: 4 человек лётного состава и 13—19 человек в составе оперативной группы.
  • Длина: 46,61 м
  • Размах крыла: 44,42 м
  • Высота: 12,73 м
  • Площадь крыла: 283,35 м²
  • Масса пустого: 78 000 кг
  • Масса снаряжённого: 147 420 кг
  • Масса максимальная взлётная: 160 822 кг
  • Запас топлива: 90 800 л
  • Двигатели: 4× ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-100/100A
  • Тяга: 4× 93,41 кН
  • Обнаружение целей до 400 км (период обзора 10 с)
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч

Кроме локальной сети, новые военные компьютеры связаны со спутниковой сетью. Это позволило наладить удаленное управление некоторыми системами летающего радара и одновременно снизить количество членов команды техников на борту. В числе прочих достоинств обновления называлось снижение задержки при передаче данных о приоритетных наземных целях.

В новых компьютерах самолетов-радаров E-3G ВВС США нашли уязвимости - 2
Самолет-радар E-3 над Невадой, 2012 год. Источник: ВВС США.

Программа обновления оказалась недешевой [2]. Военные потратили на нее более $2,6 млрд к 2016 году. Продолжительность реализации проекта, включая разработку новых систем, их производство и установку составила 10 лет. Причем еще в 2012 году аналитики, которые проводили оценку проекта, заявили о ряде выявленных недостатков, которые, впрочем, было решено считать несущественными.

Модернизированные летающие радарные установки уже успели себя проявить. В частности, два самолета приняли участие в некоторых операциях в Карибском бассейне, направленных на борьбу с наркоторговлей. В 2015 году один из самолетов вел наблюдение боевых действий участников конфликтов на Среднем Востоке.

К 2016 году Boeing модернизировал девять своих самолетов-радаров, используя 32-х битные системы. Чуть позже ВВС заявили о желании установить в остальных самолетах программно-аппаратный комплекс с 64-х битной конфигурацией. Но тут одна за другой начали проявляться проблемы [3] у систем на обновленных самолетах. В частности, в шторм они с трудом определяли местоположение некоторых целей, компьютеры перегревались и сбоили.

Но хуже всего даже не это, а то, что компьютерные системы оказались подвержены взлому [4]. Причем вероятность успешного взлома оказалась высокой, после атаки киберпреступников, как считают специалисты, бортовые системы вышли бы из строя.

Ирония судьбы в том, что самолеты хотели обновить для того, чтобы сделать их более эффективными, воспользовавшись всеми преимуществами современных технологий. Но внедрение этих технологий открыло дорогу и современным угрозам, в частности, возможности взлома систем самолетов-радаров. Теперь ВВС потратят еще два года на то, чтобы настроить и перестроить программное и аппаратное обеспечение Block 40/45. Пока же военным придется использовать самолеты с бортовыми системами 70-х и 80-х.

Автор: marks

Источник [5]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/248295

Ссылки в тексте:

[1] пришла на замену: https://warisboring.com/the-u-s-air-forces-updated-e-3g-radar-planes-are-vulnerable-to-hacking-8bf6cc9c903b#.dmygud30h

[2] оказалась недешевой: http://www.dod.mil/pubs/foi/Reading_Room/Selected_Acquisition_Reports/15-F-0540_AWACS_Blk_40_45_SAR_Dec_2014.PDF

[3] проявляться проблемы: http://www.dote.osd.mil/pub/reports/FY2012/pdf/af/2012e-3awacs.pdf

[4] подвержены взлому: http://www.dote.osd.mil/pub/policies/2014/8-1-14_Procs_for_OTE_of_Cybersec_in_Acq_Progs%287994%29.pdf

[5] Источник: https://geektimes.ru/post/286618/