- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Сайты региональных органов власти: всё ещё печальнее, чем у федералов

image

Вот мы и выпустили сводный доклад по итогам мониторинга сайтов высших органов власти регионов – «Надежность сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – 2020» [1]. Оценивали их с трех сторон: а) можно ли эти сайты считать официальными с точки зрения закона, б) обеспечивают ли они надежное HTTPS-соединение, и в) что и откуда они загружают, т.е. насколько потенциально уязвимы к XSS и как щедро сливают данные о своих посетителях третьим лицам?

По результатам исследования [2] сайтов федеральных органов власти можно было догадаться, что на региональном уровне все окажется не лучше, но вот как и насколько, мы даже не догадывались.

Что касается официальности сайтов: у федералов 2 из 82 исследованных сайтов органов власти оказались неофициальным [3]. Первоначально мы посчитали неофициальным еще и сайт Росгвардии [4], администрируемый подведомственным ей центром информационных технологий, но та отстояла свою точку зрения: центр – это войсковая часть, т.е. часть самой Росгвардии, поэтому нарушения закона тут нет, а есть наша невнимательность (но вот TLS-сертификат у них на сайте уже вне всяких сомнений второй месяц как протух).

Поэтому региональные сайты мы проверяли по уже доработанной методике, предусматривающей запрос в ЕГРЮЛ и выяснили: из 184 сайтов, названных официальными, 27 (15%) таковыми не являются, т.к. соответствующие доменные имена администрируются подведомственными госучреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, и даже физическими лицами, хотя закон четко устанавливает, что это разрешено только государственным органам (читай – органам власти). Особенно отличились Северо-Западный и Сибирский федеральные округа, где официальных сайтов не имеют более 30% высших органов власти.

С замиранием сердца делали запрос в ЕГРЮЛ по ИНН администратора сайта Парламента Чеченской Республики [5], который указан в реестре регистратора как «ООО Парламент ЧР». Я, конечно, заранее извиняюсь, Рамзан Ахматович, но у парламентов в России иная организационно-правовая форма, и в ФНС считают так же (они пусть сами извиняются). В общем, сенсации не случилось – администратор там «Аппарат Парламента Чеченской Республики», а за «ООО» пусть извиняется тот, кто внес такую запись в реестр доменов.

Тут внимательный читатель может перебить меня вопросом: а почему исследовались 184 сайта, когда субъектов федерации 85? Отвечаю: исследовались сайты региональных правительств, парламентов и губернаторов при их наличии (сайта, а не губернатора). Но если вы думаете, что количество губернаторских сайтов легко вычисляется по формуле 184 – 85 – 85 (= 14), то вы заблуждаетесь, все намного сложнее. Например, у Правительства Москвы нет своего сайта, есть только сайт Мэра Москвы [6], где правительству отведен свой угол. Зато органы власти некоторых других субъектов располагают сразу двумя сайтами, причем оба называются официальными.

Для примера, у Правительства Республики Тыва сразу два сайта, оба названы официальными (gov.tuva.ru [7] и rtyva.ru [8]) и оба таковыми не являются с точки зрения закона, т.к. первое доменное имя администрируется АО «Тывасвязьинформ», а второе – вообще анонимным физическим лицом. У Правительства Костромской области тоже два сайта (adm44.ru [9] и kostroma.gov.ru [10]), оба официальные, но с разным наполнением.

Меня в комментариях [11] к одной из прошлых публикаций упрекнули, что мы доматываемся до мышей с этой официальностью. Нет, ребята, мы просто требуем неукоснительно соблюдать закон, тем более что в данном случае он логичный и легко исполнимый: администратором доменного имени для сайта органа власти может быть только орган власти. Не подведомственное госучреждение, не ООО, не гражданин Пупкин, а только орган власти и точка.

С поддержкой HTTPS на региональном уровне все примерно так же, как и на федеральном [12]: большинство декларирует наличие поддержки, но лишь четверть действительно обеспечивает что-то похожее на нормальную защиту соединения, остальные – кто сертификат забыл вовремя обновить, а кто годами ПО на веб-сервере не обновляет, и тот светит в Интернет дырами и уязвимостями чуть не десятилетней давности.

Интересно тут другое: наверное, все хотя бы слышали про «Электронную Москву», «Электронную Бурятию», «Электронный Татарстан» и прочие электронные программы по освоению бюджетов на информатизацию госуправления. А знаете, у кого в результате оказалась лучшая поддержка HTTPS на официальном сайте? У правительств Ульяновской и Московской областей и парламентов Владимирской области и ЯНАО.

Я вот ничего даже не слышал про «Электронное ЯНАО», может такой программы и не существует, а хотя бы одного пряморукого админа в ЯНАО найти смогли (пятое место по площади среди субъектов федерации, населения – как в одном районе Москвы). А в электронной Бурятии то ли с населением еще хуже (Росстат возражает), то ли денег на нормального админа не хватило, но сервера обоих органов власти – законодательной и исполнительной – приветливо машут любознательным исследователям букетом из CVE-2014-0160, CVE-2014-0224, CVE-2016-2107, CVE-2019-1559 и далее со всеми остановками.

Из занимательного: при попытке проверить сайт Администрации Ненецкого автономного округа [13], мы наткнулись на блокировку по IP ряда исследовательских инструментов. На это у администратора хватило и усердия, и знаний, и желания, а вот на закрытие CVE-2012-4929 (кто не в курсе, первое число – год описания уязвимости, 8 лет назад, Карл!) и прочих дыр уже ни сил, ни желания не осталось, а может и знаний тоже.

Лидером по поддержке защищенного соединения является Южный федеральный округ, где 53% исследованных сайтов обеспечивают достаточно надежное HTTPS-соединение. Следом за ним идут Центральный и Уральский (47% и 40% соответственно). Отстающие – Приволжский и Северо-Кавказский, в которых лишь 13% сайтов высших органов власти не имеют значимых проблем с поддержкой защищенного соединения.

Что касается XSS, т.е. мусора, которые сайты сами загружают из сторонних источников, то тут, как и у федералов [14] – зоопарк: JS-библиотеки, шрифты, счетчики, баннеры и далее со всеми остановками, но есть и свои интересные нюансы.

Например, у федералов Google Analytics на 4 месте по популярности, а у регионалов – на 7; это даже в абсолютных цифрах меньше, чем у федералов. Но если собственно счетчик GA стоит лишь на 9% региональных сайтов, то гуглокод вообще – на 63%, так что данные о посетителях они все равно успешно собирают. А вот на третьем месте среди счетчиков у регионалов внезапно оказался Bitrix. Это который вроде бы CMS ну и еще немного сбора статистики.

Рекордсменом по любви к аналитике стало Правительство Алтайского края, чей сайт «украшен» сразу 6 счетчиками, но его успех несколько меркнет по сравнению с сайтами Администрации Костромской области, парламентов Калининградской области, Удмуртской Республики и Москвы, которые «украшены» кодом счетчика OpenStat, уже два года не подающим признаков жизни. Это, конечно, не электронные пропуска шаманить, это ж HTML, а у ДИТ лапки… загребущие.

В качестве резюме: как и в случае мониторинга федеральных сайтов, мы рассылали отдельные доклады по субъектам их героям. Федералов после этого специально не мониторили, но подвижки видны невооруженным глазом: кто-то дыры на сервере залатал, кто-то HTTPS включил, кто-то TLS-сертификат обновил, кто-то так и не почесался, но реакция заметна.

Регионалов немного помониторили, пока единственная заметная реакция – Правительство Тульской области переписало домен для своего сайта [15] с подведомственного госучреждения на региональное Минсвязи. Хорошо, мы для того и мониторили, чтобы указать на ошибки и подсказать, как их исправить. Плохо, что остальным, похоже, плевать: ну нарушаем закон о доступе к госинформации, ну сайт дырявый, ну грузят на него код все подряд, включая «вероятного противника», подумаешь…

В общем, пока на главной странице его сайта не появится срамная картинка или хула на государя-императора, губернатор партбилетом не перекрестится. Через год проверим, так ли это – планируем проводить мониторинг ежегодно.

Автор: ifap

Источник [16]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/359499

Ссылки в тексте:

[1] «Надежность сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – 2020»: https://ifap.ru/pr/2020/201123a.htm

[2] результатам исследования: https://ifap.ru/gosmon/

[3] оказались неофициальным: https://habr.com/ru/post/514454/

[4] сайт Росгвардии: https://rosgvard.ru

[5] сайта Парламента Чеченской Республики: http://parlamentchr.ru

[6] сайт Мэра Москвы: http://mos.ru

[7] gov.tuva.ru: http://gov.tuva.ru

[8] rtyva.ru: http://rtyva.ru

[9] adm44.ru: http://adm44.ru

[10] kostroma.gov.ru: http://kostroma.gov.ru

[11] в комментариях: https://habr.com/ru/post/514454/#comment_21941462

[12] на федеральном: https://habr.com/ru/post/513800/

[13] сайт Администрации Ненецкого автономного округа: http://adm-nao.ru

[14] у федералов: https://habr.com/ru/post/516804/

[15] своего сайта: http://tularegion.ru

[16] Источник: https://habr.com/ru/post/531574/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=531574