- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Увидев большой интерес к теме защиты детей от вредной информации в комментариях к этому посту [1], я решила изучить вопрос глубже. Интересно было выяснить, какие сейчас существуют основания считать, что детей вообще нужно защищать от какой-либо информации, и, соответственно, как реализованы решения этого вопроса в разных странах. А также порассуждать, какие решения еще можно было бы претворить в жизнь.
В своих поисках я начала отталкиваться от формулировок того самого недавно принятого закона [2]. В целом, в других источниках (например, доклад для Совета Европы «Защита детей от вредного контента» [3]) фигурируют схожие виды
информации.
Перечисленные в них виды информации можно сгруппировать так:
Что же говорит о необходимости защиты от такого рода информации? Пройдемся по пунктам.
По данным исследования [4] Американской ассоциации психологов (APA): дети в возрасте до 8 лет не могут критически оценивать телевизионные рекламные сообщения и склонны считать их полезными, точными и объективными.
Вот российское исследование [5] с похожими выводами.
Из таблицы видно, что 55% дошкольников верят рекламе. Отношение к рекламе младших школьников более осознано и критично, доверяют рекламе только 23–30% детей, больше половины – не доверяют вовсе. Младшие и старшие подростки в основном не доверяют рекламным сообщениям.
Согласно другому исследованию [6], опубликованному более чем десять лет назад в журнале Tobacco Control(Великобритания), подростки, которые регулярно подвергаются воздействию большого количества рекламы табака, закурят с вероятностью 70%, в то время как у людей с низким уровнем воздействия, шансы на это — 11%.
Вот рекомендации Центра по предотвращению суицидов [7] (США) для СМИ. Подобная информация может как помочь, так и подтолкнуть к этому шагу или попытке его имитации. В частности, навредить может подробное описание самоубийства, романтизация погибшего, идеализация знаменитостей, реакция близких погибшего, завышение данных о частоте самоубийств. Полезными же могут оказаться сведения об оказываемой помощи, истории людей, справившихся с
трудными ситуациями не прибегая к самоубийству, контакты горячей линии и специалистов.
Также существует множество исследований, утверждающих, что реклама влияет на пищевые привычки детей:
Существует достаточно немного исследований о влиянии на детей обсценной лексики в СМИ, вот одно из них [11], опубликованное в официальном журнале Американской академии педиатров Pediatrics. Оно утверждает, что дети, которые слышат бранные слова по телевизору, более агрессивны, причем речь идет не только о матерной лексике. А агрессивные дети, в свою очередь, более склонны к издевательствам.
Нужно заметить, что первоначальным источником бранных слов у большинства детей являются все же не СМИ, а семья и окружение, но, тогда как родители препятствуют и пресекают их использование, употребление их в СМИ сообщает ребенку об их приемлемости.
Согласно отчету RAND [12] (некоммерческая организация в США, занимающаяся исследованиями и аналитикой), частый просмотр контента с сексуальной тематикой приближает начало подростковой сексуальной активности, причем влияют как демонстрация сексуального поведения, так и просто его обсуждение. При этом
информация о рисках и последствиях, методах контрацепции может способствовать установлению диалога с родителями.
Статья на сайте BBC [13] рассказывает о том, что подростки могут копировать сексуальное поведение, показываемое в порнографии, считая, что это нормальные действия в сексуальной жизни всех людей.
В докладе министерства внутренних дел Великобритании от 2010 года содержалось предупреждение о том, что "ползучее проникновение" эротики и откровенной порнографии в жизнь подростков искажает их самовосприятие: мальчики зацикливаются на мачизме и доминировании, а девочки чувствуют себя обязанными быть сексуально доступными.
Проблеме влияния на детей насилия в СМИ посвящены уже долгие годы исследований. В одной из статей [14] на сайте Американской ассоциации психологов приведены выводы из отчета Национального института психического здоровья об основных эффектах от частого просмотра сцен насилия. Вот они:
Исследования психологов [15] Л. Хьюсман, Л. Эрон и др. (США), начиная с 1980-х годов показали, что дети, которые часами смотрели насилие по телевидению, когда они были в начальной школе, как правило, показывают более высокий уровень агрессивного поведения, став подростками. Наблюдая этих участников в зрелом возрасте, Хьюсман и Эрон обнаружили, что те, кто бы смотрел много ТВ насилия, когда они были в возрасте 8ми лет, скорее всего, будут арестованы и привлечены к ответственности за
преступные деяния, будучи взрослыми.
Однако в более поздних исследованиях психологов [16] Д.Джентайл, Б.Бушмен (США), среди прочего, предполагалось, что воздействие насилия в СМИ является лишь одним из нескольких факторов, которые могут способствовать агрессивному поведению.
Имеются следующие риски, связанные с раскрытием персональной информации:
Кстати, в России, защита персональных данных реализуется другим законом О персональных данных [17], так что не вполне понятна необходимость включения этого пункта в закон о защите детей.
В октябре 2000 года Конгресс США принял Закон «О защите детского Интернета» [18] (CIPA), ограждающий детей от сексуальных и других нежелательных материалов, размещенных в сети Интернет. Закон предписывает библиотекам и школам, участвующим в федеральной программе доступа к Интернету (в качестве условия
получения федерального финансирования E-Rate), устанавливать программные фильтры, которые препятствуют просмотру материалов
порнографического и иного вредного содержания. Библиотекам дозволяется открывать доступ к определенным сайтам по просьбам взрослых пользователей для научных и иных законных целей.
Также в США действует закон «О защите конфиденциальности детей в Интернете» [19]
(COPPA).
Закон применяется к сбору персональной информации от детей младше 13 лет лицами или организациями под юрисдикцией США.
Согласно закону, администрация сайта должна включить в политику конфиденциальности способы получения согласия родителей или
опекунов, и ответственности администрации за защиту конфиденциальности и безопасности детей в Интернете, включая ограничения в маркетинге. Хотя, несмотря на то, что дети могут публиковать персональную информацию легально с разрешения родителей, большинство сайтов все же блокируют детей в связи с количеством работы, связанной с этим.
Также в ряде штатов действуют локальные законы [20], касающиеся кибер-преследования и издевательств.
Сейчас в Канаде нет отдельных законов, регулирующих интернет-контент. К сайтам, размещенным в Канаде и резидентам Канады, чьи сайты
размещены на серверах, что находятся под иной юрисдикцией, применяются требования общих законов.
В ноябре 2006 года ряд ведущих канадских Интернет-провайдеров анонсировал [21] "Проект Cleanfeed Канада»; добровольное блокирование доступа к сотням предполагаемых сайтов с детской порнографией. Список заблокированных сайтов составляется из отчетов пользователей Интернета и исследуется независимой
организацией Cybertip.ca [22]. Хотя это было добровольным шагом без участия со стороны властей, канадское
правительство выразило свое одобрение.
Основные интернет-провайдеры предлагают включенную фильтрацию контента по умолчанию, с возможностью клиента отказаться от ее использования. Фильтр не проходят многие категории содержимого: сайты знакомств, наркотики, табак, алкоголь, файлообмен, азартные и онлайн-игры, соц.сети и форумы, суицид и вред здоровью, оружие и насилие, обсценная лексика, криминальные навыки, ненависть, анонимайзеры и проч.
Мобильные операторы начали добровольно фильтровать контент с 2004 года. При заходе на страницу с запрещенным содержимым выдается страница с предупреждением. Взрослые пользователи могут отключить эту фильтрацию.
Шесть основных провайдеров общественного Wi-Fi, суммарно ответственных за его долю в 90%, также осуществляют добровольную фильтрацию.
Существуют проблемы с попаданием разрешенных сайтов под действие фильтров. Так, примерно половина общественных Wi-Fi фильтров блокирует религиозные сайты, треть – сайты с сексуальным образованием. Ошибочно блокируются также службы поддержки людей с проблемами, связанными с вышеперечисленной тематикой, библиотеки и политические сайты.
Также в Великобритании действует система Cleanfeed [23], которая проверяет URL на наличие в конфиденциальном «черном списке URL» и отдает «Страница не найдена» в случае совпадения. Таким образом пользователь не может однозначно определить, была ли запрашиваемая страница заблокированной или по каким-то причинам просто отсутствовала на сайте. Ведением списка запрещенных URL занимается неправительственная организация IWF [24].
Государственный регулятор Австралийские коммуникации и СМИ (ACMA) [25] занимается ограничениями интернет-контента, размещенного в Австралии и ведением «черного списка» сайтов, размещенных извне. Этот список затем используется системами фильтрации, которые должны предлагаться всем потребителям провайдерами и правительством Австралии. Вот,
например, список фильтров [26] с классификацией по возрастным категориям.
В Сингапуре также действует государственный регулятор MDA [27], контролирующий интернет-услуги трех основных провайдеров. Блокируется некоторое количество сайтов, содержащих «неприемлемую» информацию, в том числе Playboy, YouPorn и сайт знакомств Ashley Madison.
Кроме того, Министерство образования Сингапура блокирует доступ к порнографическому и определенному "неугодному" интернет-контенту, в том числе к некоторым торрент-сайтам. При попытке получить доступ к заблокированному сайту, посетители, как правило, видят сообщение MDA, хотя некоторые страницы отображаются с ошибкой 404.
Список блокируемых сайтов конфиденциален, в него также входят сайты, связанные с гомосексуализмом, новостные сайты Малайзии, сайты с антиисламскими настроениями.
В Швеции [28] основные поставщики интернет-услуг используют DNS-фильтр, блокирующий «очевидно» нелегальный контент, к коему относятся: призывы к бунту, расовая агитация, детская порнография, незаконное описание насилия.
Шведская полиция ответственна за ведение и обновление списка запрещенных сайтов.
Также в Швеции запрещена реклама для детей младше 12 лет.
Здесь палата представителей несколько раз выступала против фильтрации [29], хотя был предложен план по блокировке детской порнографии, и был составлен черный список сайтов, размещенных в странах, где голландские власти не имели возможности отслеживания и преследования. Но к 2010 году список поредел с 2000 до 400 сайтов, и в докладе было сказано, что это означает практически полное отсутствие сайтов для блокировки. По этой причине, в 2011 году план был отозван.
Требования об удалении и ограничении доступа накладываются на немецких интернет-провайдеров, как правило, для защиты несовершеннолетних или для подавления пропаганды ненависти и экстремизма.
В 2009 году был принят закон [30] о блокировке сайтов с детской порнографией, но в 2011 он был отвергнут по причине того, что провайдеры и так быстро удаляют детскую порнографию, когда получают информацию о ней.
Практически все новостные и медиа-ресурсы обзавелись значками (12+, 16+ и т.д.). Да, пока это не работает, но это показывает, что контент на этих сайтах действительно может представлять опасность для детей.
То, что нам кажется обыденным и простым (ужасы, убийства, секс и т.д.), для детей является факторами, формирующими личность.
Сразу отвечу на вопрос: «Дети найдут эту информацию (алкоголь, сигареты) в другом месте, какой смысл ее скрывать?». Да, но если мы признаем негативный эффект информации для детей, то наша задача – снизить вероятность ее получения. Точно так же, как снизить вероятность продажи детям сигарет и алкоголя.
Если некоторые родители считают, что уже можно рассказать это детям – они расскажут сами. Но замечу, что некоторые родители также считают, что бить детей уже нормально, что заставлять их работать по 8 часов нормально и т.д.
Итак, логично выглядят 2 варианта: отдельный интернет для детей, скрытие от детей нежелательной информации.
В обоих случаях должен быть единый реестр сайтов: первый с разрешенными сайтами, второй с заблокированными для детей.
Во втором случае также возможна (или необходима) блокировка информации по ключевым словам и анализу трафика (распознавание фото, аудио, видео).
Кстати, относительно первого варианта в России есть конкурс позитивных сайтов [33], правда пока никакой практической пользы он не несет.
В любом случае где-то должен быть установлен фильтр, идеального технического решения быть не может, потому что вопрос лежит в принципиальной плоскости, и поэтому хотелось бы варианты технического решения представить как опрос (ниже).
Хотелось бы, чтобы граждане, защищая свои права, не забывали об окружающих их других людях (пусть даже с иным мнением), а правительство не забывало, что их решения должны удовлетворять не их (и даже не специалистов в конкретных областях), а большинство населения.
Автор: sferrka
Источник [34]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/52382
Ссылки в тексте:
[1] этому посту: http://habrahabr.ru/post/208060/
[2] того самого недавно принятого закона: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148988/
[3] доклад для Совета Европы «Защита детей от вредного контента»: http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/media/doc/H-Inf(2009)13_en.pdf
[4] исследования: http://www.apa.org/pubs/info/reports/advertising-children.aspx
[5] Вот российское исследование: http://www.pedlib.ru/Books/1/0101/1_0101-2.shtml
[6] другому исследованию: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1748336/
[7] Вот рекомендации Центра по предотвращению суицидов: http://www.suicidepreventionlifeline.org/App_Files/Media/PDF/media_guidelines.pdf
[8] Дети потребляют на 45% больше под воздействием рекламы продуктов питания.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2743554/
[9] Дети выбирают рекламируемые продукты, несмотря на родительские указания.: http://www.christopherjferguson.com/Kids%20Commercials.pdf
[10] Реклама еды и напитков, направленная на детей и молодежь, идет вразрез со здоровым питанием и подвергает их здоровье риску.: http://www.iom.edu/~/media/Files/Report%20Files/2005/Food-Marketing-to-Children-and-Youth-Threat-or-Opportunity/KFMOverviewfinal2906.pdf
[11] вот одно из них: http://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/867.full?sid=67b31a69-46f7-4e0f-98d1-65b7006c1e67
[12] отчету RAND: http://www.rand.org/pubs/research_briefs/RB9068/index1.html
[13] Статья на сайте BBC: http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/society/2012/10/121024_porn_children_not_real.shtml
[14] одной из статей: http://www.apa.org/research/action/protect.aspx
[15] Исследования психологов: http://www.apa.org/pi/prevent-violence/resources/tv-violence.aspx
[16] в более поздних исследованиях психологов: http://www.drdouglas.org/drdpdfs/GBRisk2012.pdf
[17] О персональных данных: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149747/
[18] «О защите детского Интернета»: http://www.fcc.gov/guides/childrens-internet-protection-act
[19] «О защите конфиденциальности детей в Интернете»: http://ru.wikipedia.org/wiki/COPPA
[20] локальные законы: http://en.wikipedia.org/wiki/Cyberstalking_legislation#Legislation_at_the_state_level
[21] В ноябре 2006 года ряд ведущих канадских Интернет-провайдеров анонсировал: http://en.wikipedia.org/wiki/Censorship_in_Canada#Internet
[22] Cybertip.ca: http://www.cybertip.ca/
[23] Cleanfeed: http://en.wikipedia.org/wiki/Cleanfeed_(content_blocking_system)
[24] неправительственная организация IWF: http://ru.wikipedia.org/wiki/Internet_Watch_Foundation
[25] Австралийские коммуникации и СМИ (ACMA): http://www.acma.gov.au/
[26] список фильтров: http://iia.net.au/Family%20Programs/family-friendly-filters.html
[27] государственный регулятор MDA: http://en.wikipedia.org/wiki/Media_Development_Authority
[28] В Швеции: http://en.wikipedia.org/wiki/Internet_censorship_by_country#.C2.A0Sweden
[29] Здесь палата представителей несколько раз выступала против фильтрации: http://en.wikipedia.org/wiki/Internet_censorship_in_the_Netherlands#Internet_censorship
[30] В 2009 году был принят закон: http://en.wikipedia.org/wiki/Internet_censorship_in_Germany
[31] отсюда: http://habrahabr.ru/post/208060/#comment_7164890
[32] киски: https://www.google.ru/#newwindow=1&q=%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8&safe=off
[33] конкурс позитивных сайтов: http://positivecontent.ru/
[34] Источник: http://habrahabr.ru/post/208510/
Нажмите здесь для печати.