- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
На пути к хорошему владению иностранным языком есть ряд препятствий. Каждое из них должно быть преодолено.
Содержание
Отсутствие веры в свои способности снижает мотивацию.
На самом деле у каждого достаточно таланта для освоения любого языка.
Дадим языку определения с двух точек зрения.
Докажем, что любой язык доступен каждому.
Доказательство первое. Любой навык осваивается через повторение. И если создание оригинальных решений в науках может не быть доступно каждому, то использование готовых решений в виде языковых формул после запоминания в повторении, очевидно, доступно каждому.
Доказательство второе. Мы все одного биологического вида и логично предположить, что сформированная эволюцией способность к языкам проявляет себя схоже. Поэтому нет такого языка, который бы требовал запредельных способностей. И, действительно, хотя и считается, что русский или китайский, это сложные языки, русский и китаец, какими бы бесталанными они ни были, могут прекрасно (!) знать свои родные языки. (Тот факт, что они их выучили в детстве ничего не меняет: меньшую «пластичность» мозга [1] и недостаток времени у взрослого можно компенсировать эффективной организацией обучения.)
Утверждение о доступности языков неочевидно, потому что на первый взгляд каждому кажется, что есть более сложные языки, а есть менее сложные. Но известная венгерская переводчица и полиглот Като Ломб [2] так графически описывает скорость прогресса при изучении различных языков.
Скорость изучения китайского, русского, арабского:
Скорость изучения английского, испанского, итальянского:
(Источник [3].)
То есть, по ее мнению, различное устройство языков (например, различия в письменности) и близость их к родному могут давать разную скорость освоения их на разных этапах, но в конечном итоге для достижения хорошего уровня в любом языке необходимо примерно одно и то же время. Что соотносится со вторым доказательством.
Черпайте мотивацию в этом прекрасном факте: Вы достаточно талантливы, чтобы выучить любой (!) иностранный язык.
Акцент на учебниках и курсах, а не на практике, не дает результата, что снижает мотивацию.
На самом деле более 99% обучения — это практика. Нет практики — нет обучения. (Под практикой имеется в виду: чтение, слушание, письмо, речь. Практика противопоставляется здесь теории; занятия теорией — это понимание грамматических правил, смысла новых слов, деталей языка).
Доказательство
Таким образом, если мы говорим об отдельной связи (слове, например), то последовательность ее освоения: 1) первичное понимание, 2) повторение в практике. Если мы говорим об изучении языка в целом, то приоритеты в работе такие: 1) повторение в практике, 2) первичное понимание нового.
Здесь пока будем утверждать только приоритетность практики. Ниже сказано как к ней подступиться, когда кажется, что она еще слишком сложна, и как распределять время между чтением, слушанием, письмом и речью.
Сделайте 99% Вашей учебы практикой применения языка. Словари, учебники и справочники используйте параллельно, но лишь по мере необходимости, или систематически, но понемногу.
Злоупотребление волей приводит к быстрому ее исчерпанию и невозможности продолжать работу.
На самом деле воля не может выступать основным двигателем учебы.
Воля — это способность терпеть дискомфорт, преследуя желаемую цель (отложенное удовольствие). Например, Вы терпите дискомфорт от учебы на курсе или чтения учебника, чтобы все-таки выучить язык.
Воля — это ценный и относительно быстро расходуемый ресурс [4].
Быстрый расход волевого ресурса означает невозможность полагаться только на него в долгой работе по изучению языка.
Следите за тем, чтобы применение воли Вас не тяготило.
Отсутствие постоянного удовольствия при изучении языка лишает возможности учиться достаточно долго.
Можно выделить такие препятствия в изучении как «отсутствие времени» или «отсутствие мотивации», но на самом деле главная первопричина здесь — отсутствие удовольствия.
Удовольствие — единственный достойный двигатель учебы, потому что оно
Удовольствие в первую очередь заключается в интересной лично Вам практике. Язык тут — это лишь инструмент доступа к чему-то для Вас ценному.
Удовольствие во вторую очередь заключается в самом языке: в его устройстве и его «музыке». Но эти источники удовольствия не всем подойдут. Во-первых, не все лингвисты в душе. Во-вторых, чаще всего бывает, что самый практически интересный язык — не самый интересный в смысле своего устройства и своей музыкальности. Пример — английский. Но все же стоит выбирать те учебные материалы, которые интереснее всего «раскрывают» язык перед Вами. Интерес здесь дороже точности и полноты изложения (пример: курсы Петрова).
Как ни странно, люди делают что угодно, но не то, что им на самом деле хочется и в радость. Чаще всего: читают скучный учебник и ходят на курсы. Но начинать всегда надо с интересной лично Вам практики в удовольствие. Вот несколько примеров.
Еще раз: практика первична и для обучения, и для удовольствия. Вам следует найти к чему из того, что Вы любите Вам дает доступ язык и на этом сконцентрироваться. Это может быть что угодно: от либретто к операм Вагнера до тусовок на Ибице. Тогда все обучение просто станет неотъемлемой частью Вашей жизни в удовольствие и проблема нехватки мотивации будет решена почти полностью. Иного пути нет: на ином пути сил не хватит.
Удовольствие можно немного подпортить, если Вы возьметесь за слишком сложную задачу. Например, будучи новичком не просто будет прочесть, например, Улисса.
Неэффективное распределение времени практики между навыками чтения, слушания, письма и речи замедляет прогресс, что снижает мотивацию.
Выгодно использовать следующие оптимальные пропорции распределения времени практики различных навыков на разных уровнях мастерства.
Доказательство
Эти три пункта доказательства и позволяют сделать вывод о примерном распределении времени практики указанном на графике. Обратите внимание, что всем четырем навыкам должно уделяться время на любом этапе. Вопрос лишь в пропорциях.
В указанное распределение, конечно (!), должны вносить изменения личные предпочтения. Если, например, учащийся настолько увлечен практикой устного общения, что ничем больше заниматься не хочет, то выгодней следовать своим желаниям.
Распределяйте время практики как указано на графике выше. Вносите в это распределение правки только в случае, если для Вас лично это увеличит удовольствие от практики.
Убежденность в том, что абсолютному новичку все же необходимо пройти курс и прочесть учебник, прежде чем приступить к практике, лишает возможности рано приступить к практике в удовольствие, что снижает мотивацию.
На самом деле для того, чтобы приступить к практике чтения и слушания самых простых вещей, необходимо знать лишь то, что описывается в первых главах какого-нибудь самоучителя языка или в каком-нибудь очень-очень коротком вводном курсе (пример — курсы Петрова). Это следующие вещи.
Этих базовых вещей достаточно для того, чтобы начать читать и слушать самые простые вещи: адаптированные источники (на упрощенном языке), короткие формы (цитаты, выдержки, саммари популярной литературы [6], статьи).
Если говорить о среднем россиянине, который окончил школу, то изучавшийся им в школе язык уже знаком ему на этом уровне.
Если Вы на самом начальном уровне обучения, изучите лишь (!) самые основы и сразу приступайте к практике.
Неумение организовать для себя непростую практику слушания замедляет прогресс, что снижает мотивацию.
Выгодно организации практики слушания уделить особое внимание, потому что это самый сложный в исполнении навык: слова идут сплошным потоком и вариаций их произношения множество.
Из-за сложности слушания выгодно сначала прочесть материал, потом прослушать его много раз (это может быть книга, лекция, фильм с субтитрами). Чтобы было желание это сделать, материал должен быть для Вас исключительно интересным. Поэтому еще раз полезно вспомнить: найдите то, что любите.
Неумение организовать для себя непростую практику речи замедляет прогресс, что снижает мотивацию.
Выгодно организации практики речи уделить особое внимание, потому что с ней связано много сложностей: говорить может быть не с кем, говорить может быть страшно, неправильная речь приводит к закреплению ошибок.
Главная задача — понять какие речевые формулы Вы склонны использовать и затем сделать их правильными. Это можно сделать в простой дружеской беседе в удовольствие. Просто после каждой такой беседы необходимо извлекать уроки.
Недостаточно частое повторение изученного замедляет или даже полностью останавливает прогресс, что снижает мотивацию.
Вспомним: язык — это навык, повторение в практике — это способ закрепления навыка. И обеспечить себе повторение очень сложно, потому что “со статистической точки зрения язык является большим набором редких событий” [7]. Практически это означает, что когда-то выученное вероятно будет забыто до того, как Вы успеете с этим еще раз столкнуться в практике.
Проблема повторения — это самое трудное препятствие на пути изучения языка. И актуальна эта проблема в основном для лексики (слов, фраз), все остальные знания в сравнении с лексикой — капля в море.
Оптимальный темп повторения — через возрастающие интервалы [8]. Например, Вы повторяете новое выученное слово через день, затем через три, затем через неделю, месяц, три, год (существуют разные алгоритмы, по которым рассчитываются такие интервалы). Но невозможно буквально каждый фрагмент впервые изученного проводить через такие интервалы. Но все же необходимо обеспечить себе столкновение с вновь изученным раньше, чем оно забудется. Для чего необходимо применять следующие подходы.
Выгодно иметь цель — освоить словарный запас одной ограниченной области знаний — и соотносить всю практику с этой целью. Примеры таких областей знаний: ориентировка на местности в путешествии, программирование, кулинария и т.д… Такое ограничение позволит чаще встречать вновь изученные слова и таким образом не позволять им забыться.
После достижения одной цели, можно либо ставить следующую, либо уже обходиться без цели и применять язык во множестве областей знаний сразу.
Необходимо систематически заниматься языком как можно чаще. В идеале — ежедневно, пусть и понемногу.
Читая и слушая, не следует переводить многие встреченные слова, если без этого ясен смысл, а следует, сохраняя скорость, читать и слушать дальше, потому что скорость обеспечивает достаточно скорое столкновение с уже изученным. Вы в любом случае позже столкнетесь с пропущенным.
На некоторый срок можно сделать свою практику намного интенсивней обычного уровня, что позволит «взять новую высоту» и потом ее удерживать меньшими усилиями.
Интенсивную практику можно устроить себе дома, а можно уехать за границу (например, в языковую школу) на некоторое время.
Адаптированный источник — это источник на упрощенном языке. В нем одно и то же слово или правило встречается чаще, что позволяет чаще сталкиваться со вновь изученным. Но адаптированные источники лишают некоторого удовольствия из-за искусственности содержания. Примеры источников: адаптированные книги, статьи на упрощенном английском в wikipedia (используется лишь 850 слов [9]), саммари популярной литературы [6] (они, как правило, проще оригинала).
Организовать повторения через строгие интервалы можно с помощью специальных компьютерных приложений. Для чего потребуется сохранять в них слова и ежедневно повторять их (около 10 минут). Слова сохраняются на специальных карточках: на лицевой стороне — изучаемое слово, на обратной — смысл. Глядя на лицевую сторону необходимо вспомнить смысл и проверить себя путем чтения обратной стороны карточки. В случае правильного ответа — приложение предложит повторить карточку через увеличенный интервал, в случае неправильного — приложение предложит повторить карточку в ближайшее же время.
При таком подходе очень важно следующее.
Вот как может выглядеть карточка составленная по таким правилам (пример для английского):
Если придерживаться этого метода достаточно долго, то Вы гарантированно получаете знание языка, потому что словарный запас растет, практика дается проще и Вы не заметите как ее станет очень много и это даст знание языка.
Метод очень эффективен, но, к сожалению, большинство сервисов изучения языков, которые позволяют создавать карточки для интервальных повторений, не дают возможность делать это лучшим образом. Годным, но трудоемким, решением является самостоятельное создание карточек и использование бесплатной программы Anki [10]. (Совет для изучающих английский: лучший толковый англо-английский словарь для этой цели — от издательства Longman).
Этот способ подойдет тем, кто находит тексты в учебниках достаточно интересными. Хорошие учебники вводят новые слова и правила постепенно, и обеспечивают повторение уже изученных слов и правил в нужное время, когда они еще не успели забыться.
Но этот подход уместен лишь на начальном этапе.
Отсутствие благоприятных условий для обучения приводит к тому, что Вы не учитесь, когда могли бы, это замедляет прогресс, что снижает мотивацию.
Удобное пусть недолгое действие, ставшее привычкой, может кардинально изменить все в Вашем обучении.
Надеяться на преподавателя значит снимать с себя ответственность. Это приводит 1) к уменьшению объема своей работы, 2) к риску пойти неэффективным путем (нет гарантии, что преподаватель знает эффективный).
На самом деле очень рискованно полагаться на преподавателя.
Во-первых, вспомним, что обучения — это личная практика. Преподаватель за Вас ее не сможет вести.
Во-вторых, преподаватель часто предлагает неэффективный путь, потому что эффективный ему неизвестен на личном опыте. Язык же он может знать по двум причинам:
Хороший преподаватель поможет Вам сделать учебу эффективной, но вероятность найти хорошего преподавателя невысока.
К счастью, возможно сотрудничать эффективно почти с любым преподавателем.
Игнорирование главной меры прогресса, словарного запаса, может привести к неосознаваемому снижению эффективности, что снижает мотивацию.
Рост словарного запаса — это необходимый и достаточный признак прогресса, потому что означает, что и объем практики растет: только больший объем практики позволяет удерживать больший объем лексики в памяти (напомним: лишь практика является обучением). Словарный запас, сравнимый с запасом носителя языка, будет требовать такого объема практики, который обеспечит блестящее владение языком.
Наблюдение за ростом словарного запаса очень мотивирует. Есть сервисы, которые помогают в этом. Например, LingQ [11] делает это для множества языков. А регулярное прохождение теста Test Your Vocabulary [12] поможет это делать при изучении английского.
Следите за ростом словарного запаса: 1) если он не растет, поймите с каким из перечисленных препятствий выше Вы столкнулись и примите меры; 2) если он растет, пусть уверенность в том, что Вы на верном пути поддерживает Вашу мотивацию.
Если, запоминая слова, не связывать одни знания с другими, то это замедляет прогресс, что снижает мотивацию.
Память на новое тем лучше, чем больше связей нового с уже имеющимся. Кроме того, большее количество связей означает более глубокое понимание информации.
Изучение схожих слов одновременно позволяет хорошо понять детали разницы и создать ситуацию когда одно слово помогает вспомнить другое. Вот примеры таких слов в английском: implicit, imply; ingenious, ingenuous; indigenous, indigent; appraise, apprise; lifespan, lifetime; broth, stock. Разделы, помогающие в сравнении похожих слов, есть в толковых словарях
Ментальная карта [13] — это визуально представленное дерево объектов (ими могут быть слова). Если Вы изучаете какую-то предметную область и хотите заранее быть готовы к практике, то может быть полезно построить ментальную карту из слов и фраз, с которыми Вы можете столкнуться. Например, если Вы едете в путешествие, то выделите места, в которых Вы будете (аэропорт, гостиница, ресторан, музей), для каждого места выделите темы, на которые Вы будете общаться (аэропорт: как доехать, где найти, когда вылет), для каждой темы выделите слова и фразы, которые Вам могут понадобиться. И т.д..
Изучение происхождения слов иногда создает ассоциации с уже имеющимися знаниями, иногда позволяет узнать корневой смысл, который связывает несколько значений слова. Пример из английского для обоих случаев — слово nemesis: если Вам уже известно, что Немезида — богиня возмездия, то узнав, что это слово производное от ее имени, Вы легко запомните или мгновенно интуитивно выведете при необходимости все смыслы слова (возмездие, непобедимый враг). Информация о происхождении слов есть в толковых словарях.
Мнемотехника [14] — это метод, который чаще всего использует образы в качестве посредников для запоминания слов. (Например, Вы замечаете схожесть китайского иероглифа для обозначения человека с образом человека). Мнемотехника не всегда полезна. Во-первых, такие образы являются своеобразной СУБД (системой управления базами данных) в голове, время доступа к которой меньше, чем к словарю, но больше, чем необходимо для использования языка: ведь поиск связи «знак» <-> «слово» должен быть мгновенным. Во-вторых, эта СУБД требует поддержки: ей нужно научиться пользоваться, постоянно обновлять ее в памяти. В-третьих, образы плохо годятся для запоминания абсолютного большинства слов (удобней всего мнемотехнически запоминать лишь названия предметов).
Тем не менее мнемотехника может оказаться полезной в двух случаях.
Надежда на быстрый результат приводит к разочарованию и потере мотивации.
На самом деле для хорошего уровня необходимо много работы. «Нет царских путей к геометрии.» [16] (Евклид).
Докажем утверждение.
Будем считать, что хороший уровень — это способность относительно легко читать художественную литературу и свободно понимать речь в художественных фильмах. Такой уровень в слушании и чтении автоматически будет означать достаточный уровень в письме и речи, даже если Вы не часто их практикуете.
Будем считать, что много работы — это годы, от часа в день.
Доказательство (на примере английского). По некоторым данным [17] носитель языка знает 20000-30000 слов. Представим, что Вам удастся обойтись 10000. Если Вы будете учить 100 слов в неделю, Вам потребуется два года. 100 слов в неделю — это очень приличный темп, а знакомство с новыми словами — даже не самое важное из того, что нужно делать. Поэтому необходимость нескольких лет и более часа в день труда очевидна.
Но если Вы нашли удовольствие в практике, то это значит, что изучение языка станет просто частью жизни и не будет доставлять хлопот. Вы просто не будете замечать как учитесь: Вы будете что-то в свое удовольствие читать, слушать, писать, говорить — и это все будет обучением.
Настройтесь на долгую (но интересную!) работу.
Игнорирование учебников и серьезных словарей на продвинутом уровне не позволяет сделать знание языка достаточно хорошим при любом объеме практики.
На самом деле детали языка необходимо специально изучать. Но на продвинутом уровне чтение учебника будет даваться очень легко и даже доставлять удовольствие.
Уделяйте на продвинутом уровне специальное внимание учебным материалам (и особенно грамматике).
У Вас будет свой личный метод изучения языка, потому что в подходах к преодолению препятствий достаточно свободы:
и т.д..
Но все же препятствия для всех одни, поэтому пути к хорошему владению схожи, что видно на следующих примерах.
Канадец Steve Kaufmann изучил больше 10 языков. Особенности метода [19] следующие.
Два поляка, Tomasz P. Szynalski и Michal Ryszard Wojcik, изучили английский на очень приличном уровне. Особенности метода [21] следующие.
Девушка из России (Nina — на форуме) изучила английский на очень приличном уровне. Особенности подхода следующие.
Поделитесь в комментариях:
Автор: DmitriyAlexeev
Источник [27]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/inostrannyie-yazyiki/78212
Ссылки в тексте:
[1] «пластичность» мозга: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
[2] Като Ломб: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломб,_Като
[3] Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/lomb/04.php
[4] расходуемый ресурс: http://en.wikipedia.org/wiki/Ego_depletion
[5] здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гипотезы_Крашена_об_усвоении_языка
[6] саммари популярной литературы: http://bit.ly/1wjJoQ8
[7] “со статистической точки зрения язык является большим набором редких событий”: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
[8] возрастающие интервалы: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
[9] 850 слов: http://simple.wikipedia.org/wiki/Basic_English
[10] Anki: https://ru.wikipedia.org/wiki/Anki
[11] LingQ: http://www.lingq.com
[12] Test Your Vocabulary: http://testyourvocab.com
[13] Ментальная карта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей
[14] Мнемотехника: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника
[15] сhineasy.org: http://chineasy.org
[16] «Нет царских путей к геометрии.»: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1811/Нет
[17] некоторым данным: http://testyourvocab.com/blog/2011-07-25-New-results-for-native-speakers
[18] thelinguist.com: http://www.thelinguist.com
[19] метода: http://www.thelinguist.com/method/
[20] antimoon.com: http://antimoon.com
[21] метода: http://www.antimoon.com/how/howtolearn.htm
[22] … if you want to follow in my footsteps, you’ll have to get about 60 pages of written English and 6 hours of spoken English per week — for three years: http://www.antimoon.com/how/input-howmuch.htm
[23] “Around 1997, Michal and I decided to use only English to communicate. We must have spent thousands of hours talking to each other in English between school classes, attracting the puzzled looks of teachers and classmates.”: http://www.antimoon.com/learners/tomasz_szynalski.htm
[24] “I was a heavy SuperMemo user for about 2.5 years. In that period, I added 6,000 items to my English collection. <…> My friend and ex-partner at Antimoon, Michal Ryszard Wojcik, added twice as many items as me.”: http://www.antimoon.com/blog/2011/12/how-many-items-per-day-should-you-add-to-your-srs/
[25] efl.ru: http://www.efl.ru
[26] “сотен пять книг на английском прочла, прежде чем стала читать, не замечая, на каком они языке”: http://www.efl.ru/forum/threads/19730/#m188784
[27] Источник: http://geektimes.ru/post/243561/
Нажмите здесь для печати.