- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе

Культура европейской цивилизации — преимущественно визуальная. Мы привыкли, что большинство интерфейсов, с которыми мы сталкиваемся, передают добрую долю информации при помощи символов. Звук, как правило, имеет лишь вспомогательную роль.

Но не всегда и не везде это так.

Во многих культурах звуковое наполнение общественного пространства традиционно не уступало визуальному. Восточные рынки более плотно насыщены звуками, что может доставлять европейцу дискомфорт. В некоторых странах день до сих пор начинается с крика муэдзина, израильские евреи узнают о наступлении Субботы при помощи сирены, а китайская письменность, по своей природе визуально насыщенная, способствует [1] популярности аудиосообщений в местных мессенджерах.

Голосовые помощники все чаще появляются и в наших домах и умных устройствах. Но есть и другие виды звуковых интерфейсов — на улице и за ее пределами. Про них мы расскажем ниже.

Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 1 [2]
Фото Guillaume de Germain [3] / Unsplash

На улице

Дорожное движение требует от водителя сосредоточенности — главным образом, речь идет о зрительном восприятии. Но и его может не хватить. Поэтому многие устройства, созданные для поддержания безопасности на дорогах, задействуют дополнительные — звуковые — стимулы.

Превышение скорости — одна из главных причин [4], по которой происходят ДТП. Но, как показывает практика, водители нередко игнорируют показания спидометра. К счастью, современные машины оснащены сенсорами, на основе которых можно создать полноценную систему аудиооповещений.

С помощью звуков можно напоминать водителю о превышении скорости, а также заранее сообщать ему о потенциальном столкновении. Исследование китайских ученых показало, что вспомогательные аудиосигналы значительно повышают [5] способность водителя контролировать скорость автомобиля. При этом, звук сам по себе — эффективнее комбинации звука и света. В случае вспомогательного визуального стимула водители медленнее тормозят.

Аналогичное тайваньское исследование, в ходе которого тестировали систему аудиооповещений о предстоящем столкновении, также показало [6], что наличие звуковых стимулов резко сокращает время реакции водителя на дорожные помехи. Звуки помогают водителям снизить время торможения минимум на две десятых секунды— что на скорости за 100 километров в час может быть разницей между жизнью и смертью пешехода.

Пешеходы тоже нередко игнорируют визуальные обозначения, спроектированные, чтобы остановить их от совершения опасных действий. Особенно серьезна эта проблема во Франции, где статистика показывает, что в 41,9 % случаев люди переходят [7] дорогу на красный свет. Чтобы показать, насколько опасно такое поведение, местная организация установила у светофоров билборды, издающие звук резко тормозящей машины при попытке нарушения. Скрытая камера, закрепленная неподалеку, снимала реакцию пешеходов на этот звук, после чего их испуганные лица попадали на сам билборд с надписью «Не рискуйте, чтобы посмотреть смерти в лицо».

Если даже зрячие люди испытывают проблемы при навигации в городских средах, что и говорить о людях с нарушениями зрения. Тактильный фидбэк от трости и дорожных текстур имеет очень ограниченную пользу. Поэтому Microsoft совместно с Британской организацией «Guide Dogs» разрабатывает [8] 3D-аудиоинтерфейс, который поможет незрячим людям ориентироваться.

Прототип этого устройства, продемонстрированный в 2017 году, создает трехмерный звуковой ландшафт [9], который можно научиться интерпретировать. Использование этого устройства значительно уменьшает стресс, который незрячие люди испытывают при навигации в городе.

В полёте

Один из самых загруженных и сложных интерфейсов, который только можно придумать — это контрольная панель авиалайнера. Несмотря на объем действий, который берут на себя современные системы автопилотирования, в кресло пилота до сих пор можно попасть только после долгих лет специализированного обучения и многих часов, проведенных в авиасимуляторе.

Поэтому, когда определенный элемент приборной панели требует неотложного внимания, одними визуальными сигналами не обойтись. Они обязательно сопровождаются речевыми инструкциями [10], которые объясняют, на что необходимо обратить внимание. В отличие от систем звукового оповещения в авто, аналогичные системы в самолетах используются вне чрезвычайных ситуаций — и являются просто неотъемлемой частью их интерфейса. В американском сленге такие инструменты голосового оповещения называют «Bitchin’ Betty» — «Стервозная Бетти».

«Bitchin’ Betty» — это собирательный образ голосового помощника. Однако некоторые голоса «Бетти» известны пилотам лучше других — например, голос Лесли Шук [11] (Leslie Shook), сотрудницы Boeing. Она озвучивала системы американского истребителя Boeing F/A-18 Super Hornet.

Эта «Бетти» знакома каждому пилоту, который тренировался и летал на «Супер Хорнете», поэтому когда в 2016 году Лесли вышла на пенсию, поприветствовать ее собралось множество сотрудников Boeing и военных пилотов США, которые моментально узнали ее — даже если до этого ни разу не встречались с ней лично.

В офисе сетевого администратора

Мониторинг безопасности и работоспособности компьютерных сетей сейчас во многом автоматизирован. Но оперативная реакция команды специалистов на оповещения все равно играет решающую роль в своевременном устранении угрозы. Исследователь по вопросам кибербезопасности Филлип Мэддакс (Phillip Maddux) предлагает решить эту проблему за счет использования систем пассивного аудиомониторинга [12].

Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 2
Фото Taylor Vick [13] / Unsplash

Идея Филлипа состоит в том, чтобы создать для специалистов информативную звуковую среду. Её содержание — интенсивность и высота звуков — будет говорить о том, насколько система «здорова» и требуется ли к ней внимание человека. По его словам, это «разгрузит» визуальный хаос, с котором ежедневно сталкиваются сотрудники, занимающиеся мониторингом — и поможет принимать на работу людей с серьезными нарушениями зрения.

В сети уже можно найти open source проект [14] на базе API файрволла Signal Sciences. Решение генерирует специальные звуковые сигналы, когда файрвол обнаруживает аномалии в сетевом трафике. Если верить Филлипу, такие интерфейсы станут более распространенными.


Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:

Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 3 Какой шум помогает отдыхать, а еще — предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП [15]
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 4 Прислушиваясь к информационному шуму: музыка и видео, которые никто не должен был найти [16]
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 5 Как треск костра, скрип дверей и обыкновенный шум становятся музыкой [17]
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 6 «Находки аудиомана»: карты звуков как способ погрузиться в атмосферу незнакомого города [18]
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 7 Представлен первый в мире «гендерно-нейтральный» голосовой помощник [19]
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 8 «Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: как рэп-музыка попала в зал суда [20]
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе - 9 Слуховой аппарат на базе open source — как он устроен [21]


Автор: Audioman

Источник [22]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/interfejsy/331562

Ссылки в тексте:

[1] способствует: https://www.news.com.au/technology/gadgets/mobile-phones/why-people-are-switching-from-texting-to-voice-messages/news-story/d36d6d80cc0c71da168b4e8ec96924e7

[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/469391/

[3] Guillaume de Germain: https://unsplash.com/photos/UdB_8NYVAdg

[4] одна из главных причин: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26476194/

[5] повышают: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4962175/

[6] показало: https://pdfs.semanticscholar.org/83ec/a2de18b98ea4823559d4617372a3b9b17d73.pdf

[7] переходят: https://www.thelocal.fr/20170215/four-in-ten-french-pedestrians-cross-at-a-red-light

[8] разрабатывает: https://www.youtube.com/watch?v=VmbQGCZmgsU

[9] трехмерный звуковой ландшафт: https://www.telegraph.co.uk/technology/2018/03/01/microsoft-iphone-app-creates-sound-map-blind-people/

[10] речевыми инструкциями: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

[11] Лесли Шук: https://www.boeing.com/features/2016/03/bds-bitchin-betty-03-16.page

[12] пассивного аудиомониторинга: https://www.helpnetsecurity.com/2019/09/24/auditory-monitoring-cyber-attacks/

[13] Taylor Vick: https://unsplash.com/photos/M5tzZtFCOfs

[14] open source проект: https://github.com/foospidy/sigsci-sounds

[15] Какой шум помогает отдыхать, а еще — предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП: https://www.audiomania.ru/content/art-6899.html

[16] Прислушиваясь к информационному шуму: музыка и видео, которые никто не должен был найти: https://www.audiomania.ru/content/art-6890.html

[17] Как треск костра, скрип дверей и обыкновенный шум становятся музыкой: https://www.audiomania.ru/content/art-6857.html

[18] «Находки аудиомана»: карты звуков как способ погрузиться в атмосферу незнакомого города: https://www.audiomania.ru/content/art-6830.html

[19] Представлен первый в мире «гендерно-нейтральный» голосовой помощник: https://www.audiomania.ru/content/art-6512.html

[20] «Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: как рэп-музыка попала в зал суда: https://www.audiomania.ru/content/art-6873.html

[21] Слуховой аппарат на базе open source — как он устроен: https://www.audiomania.ru/content/art-6821.html

[22] Источник: https://habr.com/ru/post/469391/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=469391