- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Продажи с помощью голосового помощника Яндекса: создаём навыки для Алисы

Алексей Важеркин, руководитель проектов в студии NIRIS [1], специально для блога Нетологии [2] написал статью о новых возможностях голосового помощника Алиса. Теперь на её основе можно написать собственную программу (навык), например, игру, систему консультирования или чат-бота для продаж ваших товаров и услуг.

В марте Яндекс запустил [3] платформу Яндекс.Диалоги [4]. Теперь на её основе можно создать собственный «навык» для голосового помощника Алисы.

Навык — это специальная программа, которая может общаться с пользователем. Например, сыграть с ним в текстовую игру или подобрать для него подходящий товар из вашего каталога.

Пользователь произносит фразу, Алиса переводит голос в текст и отправляет на ваш сервер, где программа обрабатывает информацию и отправляет Алисе ответ, который она передаёт пользователю — голосом, текстом или в виде изображения.

Например, на базе навыков можно сделать собственный голосовой чат-бот для консультирования по продуктам и услугам.

Или словесную промоигру. Кстати, Алиса уже умеет играть в города:

image image
Играя в города, Алиса иногда не просто называет город, но и сообщает о нём какой-нибудь факт.

С Алисой ежедневно общаются уже миллионы пользователей — спрашивают о погоде, пробках, ищут кафе, кино и рестораны.

Разработчики постоянно дорабатывают систему, добавляют новые возможности. Теперь можно в этом поучаствовать и, в случае успеха, получить новый канал взаимодействия с вашей аудиторией. А если ещё и написать об этом в корпоративный блог и социальные сети, то можно получить дополнительный плюс к репутации технологичной компании.

Что такое «навыки» Алисы и зачем они нужны

Навыком в Яндексе назвали специальные программы, которые для Алисы может написать любой разработчик. В рамках такой программы можно указать, как Алиса должна общаться с пользователем, запрограммировать слова и фразы пользователя, на которые голосовой помощник должен будет дать определённый ответ. Вариантов использования очень много.

Яндекс предоставляет возможность общения пользователей с программой через Алису, т. е. предоставляет голосовой интерфейс и популярную платформу. Как обрабатывать получаемую от пользователей информацию и команды — решать вам.

image image
Игра с Алисой во «Что было раньше»

Пример с доставкой пиццы

Если занимаетесь доставкой пиццы, программируем следующее начало диалога.

Алиса: Привет! Сегодня у нас акция, 2 пиццы по цене одной. Какую пиццу желаете?

Пользователь: Какую-нибудь с креветками!

Программируем, что если пользователь говорит, что-то из этих слов [морскую, с креветками, с морепродуктами], то предлагаем ему пиццу с морепродуктами.

Алиса: Отличный выбор. Пицца с морепродуктами – это наш конёк. А какого размера, маленькую, среднюю или большую?

Пользователь: Большую.

Алиса: Отлично, а куда доставить?

И т. д.

Читайте также: Роботы-маркетологи: как нейросети изменят мир интернет-маркетинга [5]

Через навыки можно сделать систему управление умным домом: программа через Алису получает команду включить свет и отправляет её на контроллер умной лампы.

Или систему тестирования для предварительного отбора персонала: кандидат на вакансию заранее пройдёт анкетирование.

Систему предварительного подбора тура для туроператоров и турагентств.

Всевозможные технические словари: по запросу определённого слова Алиса будет выводить его определение и область применения.

И, конечно, всевозможные службы доставки чего угодно: еды, книг, электроники и т. д.

image image
Игра с Алисой в «Угадай актёра»

Как создать собственный «навык» для Алисы

Чтобы создать навык для Алисы, понадобится на своём сервере развернуть специальное веб-приложение. Разработчики Яндекса пишут [6], что можно использовать любой язык (в документации используются примеры на Node.js и Python). Если вы не технический специалист, то понадобится найти программиста или студию, прописать сценарий диалога и попросить специалиста его реализовать.
Чтобы пользователю было проще ориентироваться, можно выводить ему кнопки с репликами-подсказками:

image image
Реплики-подсказки

Или вывести информацию в виде каталога:

image image
Скриншоты каталога из навыка Flow wow, сервиса по доставке цветов

Дальше придумываем активационную фразу: сказав её Алисе, пользователь начнёт общаться с программой. Затем тестируем работу навыка, публикуем его в каталоге, проходим модерацию — и вот, навык доступен пользователям.

Чтобы создать навык самому, без привлечения программиста со стороны, можно воспользоваться конструктором «Вертер [7]». Сейчас через конструктор можно создать только самые простые текстовые навыки, но разработчики обещают расширение возможностей и подключение заявок и заказов.

image
Конструктор навыков «Вертер»

Какие навыки уже есть в каталоге и как их протестировать

Сегодня все навыки можно протестировать только в приложении Яндекс.Бета [8] на Android, а официальный каталог навыков находится по адресу beta.dialogs.yandex.ru/store [9].
Вот несколько навыков из этого каталога.

Викторина Пандарина [10]

Отвечаем на вопросы и выигрываем монеты.

image image
Навык «Викторина Пандарина»

Лучшие цитаты [11]

image image
Читаем цитаты известных людей

Книжный оракул [12]

Отвечает на вопросы цитатами из книг.

image image
Навык «Книжный оракул»

Что за регион [13]

Навык подскажет регион по коду на автомобильном номере.

image image
Навык «Что за регион»

Из коммерческих навыков в каталоге уже можно найти навыки по доставке цветов, расчёту стоимости грузоперевозок, управлению умным домом, вызову ближайшего эвакуатора, поиску заправок, продаже недвижимости, поиску авиабилетов, курсам криптовалют, подбору тура в Испании и др.

Но сейчас большинство коммерческих навыков, которые я протестировал, работают в тестовом режиме, а часть активационных имён не срабатывают, по некоторым из них Алиса выдаёт ошибку «Извините, диалог не отвечает».

image
Билеты на Aviasales поискать не получилось

Платформу для навыков Яндекс.Диалоги разработчики запустили 1 месяц назад. И, похоже, всё ещё только начинается.

Перспективы платформы

Голосовые помощники активно развиваются. Assistant от Google, Siri от Apple, Alexa от Amazon. Существуют прогнозы [14], что к 2022 году объем покупок через голосовых помощников вырастет в 11 раз: с 2 до 22 млрд долларов. Яндекс традиционно силён во всём, что касается русского языка, и у Алисы есть все шансы стать лидером среди голосовых помощников в России. Сейчас сервис Яндекс.Диалоги ещё в стадии бета-тестирования, поэтому есть шанс выпустить навык одним из первых в своей нише.

Полезные ссылки

От редакции

Курсы «Нетологии» по теме:

Автор: blognetology

Источник [22]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/internet-marketing/280399

Ссылки в тексте:

[1] студии NIRIS: https://niris.ru/

[2] Нетологии: https://netology.ru/?utm_source=blog&utm_medium=747&utm_campaign=habr

[3] запустил: https://yandex.ru/blog/dialogs/yandeks-otkryvaet-platformu-alisy-dlya-vsekh

[4] Яндекс.Диалоги: https://beta.dialogs.yandex.ru/

[5] Роботы-маркетологи: как нейросети изменят мир интернет-маркетинга: https://texterra.ru/blog/roboty-marketologi-kak-neyroseti-izmenyat-mir-internet-marketinga.html

[6] пишут: https://tech.yandex.ru/dialogs/alice/doc/about-docpage/

[7] Вертер: https://verter.online/

[8] Яндекс.Бета: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yandex.searchplugin.beta

[9] beta.dialogs.yandex.ru/store: https://beta.dialogs.yandex.ru/store/

[10] Викторина Пандарина: https://beta.dialogs.yandex.ru/store/skills/eb4552cc-viktorina-pandarina

[11] Лучшие цитаты: https://beta.dialogs.yandex.ru/store/skills/88eae64f-luchshie-cita

[12] Книжный оракул: https://beta.dialogs.yandex.ru/store/skills/e04a8375-knizhnyj-oraku

[13] Что за регион: https://beta.dialogs.yandex.ru/store/skills/be1d31a8-chto-za-regio

[14] прогнозы: https://www.prnewswire.com/news-releases/voice-shopping-set-to-jump-to-40-billion-by-2022-rising-from-2-billion-today-300605596.html

[15] Телеграм-канал: https://t.me/yadialogschat

[16] Блог: https://yandex.ru/blog/dialogs

[17] обзоры: https://t.me/aliceskill

[18] Контент-продюсер: https://netology.ru/programs/content-producer?utm_source=blog&utm_medium=747&utm_campaign=habr

[19] Контент-маркетинг: создание и реализация успешной медиастратегии: https://netology.ru/programs/kontent-marketing?utm_source=blog&utm_medium=747&utm_campaign=habr

[20] Big Data: основы работы с большими массивами данных: https://netology.ru/programs/big-data?utm_source=blog&utm_medium=747&utm_campaign=habr

[21] Python-разработчик: https://netology.ru/programs/python#/presentation?utm_source=blog&utm_medium=747&utm_campaign=habr

[22] Источник: https://habr.com/post/358760/?utm_campaign=358760