- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Яндексоиды выгодно вложились в такси в городе с отвратительными услугами и старым автопарком — Стамбуле

«Ведомости» взяли интервью [1] у Тиграна Худавердяна, гендиректора (и возможно совладельца, он это не комментирует) Яндекс.Такси. В частности уточнили турецкие планы и выяснили, что:

— А в Турцию не собираетесь выходить? Или уже не собираетесь?

— С Турцией интересная история. Там есть стартап BiTaxi [так в тексте, в действительности — BiTaksi [2]], у нас есть инвестиция в него, он успешный.

В феврале 2016 года Алишер Хасанов (отвечал за Турцию в «Яндексе» до [3] 2013 года) заметил [4], что глава «Яндекса» Аркадий Волож впервые лично (не используя деньги «Яндекса» и не в интересах поисковика) вложился в 2 стартапа. Один из стартапов — турецкий Getir, приложение для быстрого заказа и доставки товаров. Getir может привести предмет через минуты, со скоростью вызова такси. Волож — сооснователь Getir, а всего их пять. Двое из пятёрки: Назим Салур (Nazim Salur) и Мерт Салур (Mert Salur) — были сооснователями BiTaksi, турецкого аналога Яндекс.Такси. В Getir участвует и инвестор BiTaksi — Серкан Боранчили (Serkan Borançılı).

В 2014 году неизвестный рассазал [5] турецкому журналисту, что «Яндекс» планирует купить долю BiTaksi (чтобы манипулировать прессой [6], нужно просто делать за репортёров их работу).

Собеседник Roem.ru в феврале 2016 подтвердил, что стартап и представитель «Яндекса» общались, но их разговоры «ни к чему не привели».

«Яндекс» — публичная компания, её топ-менеджмент отчитывается перед собственниками о значимых инвестициях компании (а Яндекс.Такси — отдельная [7] не публичная). Аркадий Волож — частное лицо, собственные средства вкладывает без принудительного обсуждения с кем либо, поэтому его участие в проектах годами может быть скрыто от посторонних глаз. «Яндекс» пока не сообщал о инвестициях в BiTaksi. Из слов Худавердяна о том, что проинвестировали «мы» — одинаково логично следуют и инвестиции «Яндекса», как компании, и инвестиции независимой компании Яндекс.Такси, и инвестиции тех, кто для Тиграна Худавердяна входит в определение «мы». И он сам, и другие «яндексойды», в контексте интервью, в такой круг входят.

Следует заметить, что если в BiTaksi инвестировал, как частное лицо, глава «Яндекса» Аркадий Волож (или Худавердян, или другой «яндексоид») — гипотетический выкуп турецкого аналога Яндекс.Такси большим «Яндексом» может растянуться на один шаг. Если цена покупки будет значительной — менеджмент «Яндекса» должен будет показать собственникам, что в покупке есть экономический смысл. И нет конфликта интересов. Когда компания платит своему сотруднику или руководителю, просто за то, что в поглощенный стартап на старте вложился именно он, а теперь «он же» решил перевести корпоративные деньги на личный счёт. Но проблемы с мотивацией собственников «Яндекса» на выкуп BiTaksi маловероятны, а недорогие хорошие стартапы у своих экс-работников «Яндекс» уже покупал (по Crunchbase [8] BiTaksi относится к недорогим проектам, у него была одна инвестиция, и её размер ускользающее мал — 2 миллиона долларов, при оценке всего проекта в 10 миллионов, упомянутые 2 миллиона вкладывали не «яндексойды»).

У нынешнего директора по распространению технологий «Яндекс» купил [9] «сокращатель ссылок»; у продакт-менеджера — долю в агрегаторе [10] офлайн-скидок; у своего экс-пиарщика [11] — расширение браузера для Яндекс.Маркета, в 2016 — «Яндекс» вложился [12] в американский проект уволившегося главы «Яндекс.Поиска по картинкам».

Худавердян рассказал «Ведомостям», что в контексте американских или русских потребительских привычек нашего времени — стамбульские it-сервисы такси находятся в доисторическом состоянии. Значит, они имеют огромный потенциал для развития, роста, а затем и заработка, если выкупать их на начальном этапе существования. Сложность заключается в работе интернетчиков с властями. Худавердян объяснил:

В Турции существуют проблемы: регулирование рынка таково, что вообще не позволяет расти бизнесу. Есть два ограничения: по количеству лицензий (в Стамбуле — 18 000) и по тарифам (их фиксирует муниципалитет).

— А решить эти проблемы переговорным путем реально?

— Для Стамбула лицензия — это ценная бумага. Когда таксист в Стамбуле приходит арендовать машину у компании — владельца лицензии, он платит в пересчете на рубли около 1500 руб. в день за аренду и плюс вдвое больше стоимости машины за лицензию. В Москве водитель может арендовать автомобиль на сутки за 1350 руб. А в Стамбуле — еще две цены машины нужно доплачивать. В результате такого регулирования там нет никакой конкуренции в сфере такси и качество услуги отвратительное, автопарк старый и т. д. Поэтому мы пока не активны на этом рынке и наблюдаем за ситуацией.

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/interv-yu/162392

Ссылки в тексте:

[1] интервью: https://www.vedomosti.ru/business/characters/2016/07/25/650493-samaya-vazhnaya-konkurentsiya

[2] BiTaksi: http://www.bitaksi.com/en/

[3] до: https://roem.ru/22-01-2013/141466/iz-yandeksa-ushel-alisher-hasanov-byvshiy-direktor-po-turcii/

[4] заметил: https://roem.ru/18-02-2016/219584/volozh-rocks/

[5] рассазал: http://en.webrazzi.com/2014/01/13/yandex-rumored-to-buy-minority-stake-in-bitaksi-of-turkey/

[6] чтобы манипулировать прессой: https://roem.ru/10-09-2014/109244/chtoby-manipulirovat-pressoy-nujno-prosto-delat-za-reporterov-ih-rabotu/

[7] отдельная: https://roem.ru/29-09-2015/208631/yndx-spin-off/

[8] по Crunchbase: https://www.crunchbase.com/organization/bitaksi#/entity

[9] «Яндекс» купил: https://roem.ru/19-01-2012/124568/yandeks-kupil-u-bobuka-sokrashchatel-ssylok/

[10] долю в агрегаторе: https://roem.ru/03-09-2015/205224/yandex-edadil/

[11] своего экс-пиарщика: https://roem.ru/09-12-2014/107956/yandeks-kupil-startap-u-svoego-eks-piarshchika/

[12] «Яндекс» вложился: https://roem.ru/18-03-2016/221234/piano-in-the-yandex-park/

[13] Источник: https://roem.ru/26-07-2016/229532/volozh-taxi-we-turkey/