- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» © какой-то блоггер без инстаграмма. И да, мы не на уроке литературы, а говорим о стартапах 12го набора заочного акселератора ФРИИ. Я (Константин Берлинский [1]) посетил трекшн-митинг команд и поделился своими наблюдениями. Благодарю Александра Еремеева [2], руководителя Заочного акселератора ФРИИ [3], за возможность посетить мероприятие.
Для начала о мифах, связанных с трекерами [4]. Что я думал о них раньше?
Миф 1: Трекеры — это успешные серийные предприниматели, вершина трудовой карьеры. Единственный способ стать им — заработать 1+ млрд $ и испытать непреодолимое желание поделиться опытом.
Ответ: Нет, трекеры подобны тренерам спортивных команд. Не обязательно быть отличным спортсменом в прошлом, хотя опыт и не помешает. Этому можно научиться, есть методика, рекомендуемая для работы — трекшн карта, HADI, Lean, MVP.
Миф 2: Трекеры — это люди, отвечающие на ваши вопросы.
Ответ: Нет! Трекеры это люди, задающие вопросы. За все время экспертной сессии ни один трекер не попытался переубедить фаундеров в чем-либо. Гуру не дает советов, он не репрезентативен, может ошибаться и косячить не хуже зеленого падавана. Основатели сами должны получить ответы от рынка.
Миф 3: Трекер — ваш друг, потенциальный инвестор и нетворк помощник.
Ответ: И снова нет. Главная задача трекеров — научить вас задавать правильные вопросы и получать ответы, подтвержденные реальными цифрами, как правило, деньгами. Какую проблему ты решаешь? Для кого? У них точно это болит? Поговорили с клиентами? Как они сейчас решают проблему? Сколько тратят? Хотят ли что-то изменить? Что не нравится? Что планируете сделать на этой неделе? Зачем? Можно ли это не делать, но заработать больше? Какое одно самое узкое место вашего бизнеса, мешающее вырасти? Подробнее о вопросах см. книгу Р. Фицпатрика «Спроси маму». [5]
Этот диалог напоминает еженедельную планерку в диджитал-агентстве. После цикла вопросов-ответов: Где деньги? Клиент не заплатил, потому что Х. Что ты сделаешь чтобы решить Х? Я сделаю Y, но нужно еще Z. Что нужно для решения Z? Нужно A, B, и желательно C. В результате от ситуации «всё плохо, клиент недоступен, ничего не понятно» переходим к фазе «деньги там, чтобы их получить надо сделать X, потом Y, к сроку Z».
Теперь перейдем к моим любимым мифам производителей единорогов из разряда «я никому не скажу о своей идее». Почему стартапы боятся публичности и трекинга? А трекинг это всегда препарирование бизнеса, подвергание сомнению каждого элемента бизнес-модели и жесткое столкновение с реальностью.
Миф 1: Мою идею украдут.
Ответ: Да, обязательно украдут. Если вы этого боитесь, это произойдет. Если идея не связана с вашими уникальными: компетенциями, командой, продуктом, способом дистрибуции, значит её легко скопировать даже после выхода в свет и перегнать вас, влив больше денег в маркетинг, профессиональную команду, каналы сбыта. Допустим, сразу после запуска условный Яндекс организует группу из 50 сотрудников топ-уровня и начинает развивать клон вашего продукта, предоставляя неограниченный бюджет и ссылку на главной поиска. Сможете ли вы их победить? Фактически, единственное преимущество у стартапа перед корпорацией — в скорости принятии решений, которое не отнимешь и оно полностью зависит от команды.
Представим мысленный эксперимент. У вас есть машина времени и вы отправились в 1995 год. Сергея чуть не выгнали из университета, Марк учится в школе, а у Виталика прорезался первый зуб. К сожалению, девайс немного барахлит. Он перенес только ваше тело, а одежду, обувь, мотоцикл и инвестиции вам нужно добыть на месте. Сможете ли вы создать Google, Facebook или Etherium?
Миф 2: Мою команду схантят.
Ответ: Да, обязательно схантят. Если вы не смогли заинтересовать их долей, общим видением, как они смогут быть частью большой истории и почему вы дадите им больше, чем в другом месте; мало зарабатываете или просто начали дело с людьми другого мировоззрения, они уйдут.
Миф 3: Моих клиентов уведут.
Ответ: Да, обязательно уведут. Если ваш бизнес построен на тесных отношениях с одним крупным клиентом, готового финансировать ваш пилот-проект с вами и только вами, это может заинтересовать прокуратуру, Навального, конкурентов, службу безопасности компании, кого угодно, но не венчурных инвесторов. У вас нет конкурентного преимущества, пользы, приносимой большому клиентскому сегменту и на ваши услуги вы не сможете получить аналогичных клиентов при масштабировании.
Для полноты картины приведу уже классический график причин провалов стартапов.
Что ещё стоит отметить:
Комментарии от трекеров ФРИИ:
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/investitsii/259781
Ссылки в тексте:
[1] Константин Берлинский: https://www.facebook.com/konstantin.berlinskii
[2] Александра Еремеева: https://www.facebook.com/alexander.yeremeev
[3] Заочного акселератора ФРИИ: http://www.iidf.ru/startups/exaccelerator/
[4] трекерами: http://sukhov.com/blog/artem-azevich-myi-pomogaem-splanirovat-uspeh/
[5] книгу Р. Фицпатрика «Спроси маму».: https://habrahabr.ru/post/295202/
[6] Евгений Калинин: https://www.facebook.com/meatreach
[7] Олег Акулов: https://www.facebook.com/akulov.oleg
[8] Источник: https://roem.ru/06-07-2017/254039/treking-startapov/
Нажмите здесь для печати.