- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Когда город умный: опыт мегаполисов

Все мы хорошо знаем,  как сильно изменилась жизнь в городах-миллионниках за последние годы с точки зрения инфраструктуры. Наша команда в «ЛАНИТ-Интеграции» много работает в проектах по созданию умных городов. В этом посте мы хотели бы коротко описать, какие изменения произошли в столице, с точки зрения построения умного города, и сравнить самый крупный мегаполис России – Москву с другими крупными городами мира, где интеллектуальные технологии внедряются так же быстро, а иногда – еще быстрее.
 

Когда город умный: опыт мегаполисов - 1

Источник [1]

Умных городов становится все больше. Современные сервисы появляются как в специально проектируемых городах, таких, как Масдар (город будущего без автомобилей) или созданный Китаем и Сингапуром экологично-технологичный Тяньцзинь, так и в крупнейших мегаполисах, например, в Москве (McKinsey [2] ставит ее в один ряд с Сингапуром, Гонконгом и Нью-Йорком). По данным аналитиков, уже к 2020 году умные городские услуги будут приносить порядка $400 млрд в год [3], что можно смело назвать дополнительным стимулом к развитию инфраструктуры в современных мегаполисах.

Но вернемся к нашей столице (все-таки в Москве побывало большинство россиян в отличие от Нью-Йорка или Мехико). За последние 15 лет в Москве появилось много новых, «умных» сторон, и она успешно конкурирует со многими мировыми столицами по уровню проникновения современных технологий. Но при этом в Москве могут отключить горячую воду на 10 дней. 
 
Тем не менее, Москве далеко по количеству населения до таких городов, как Токио или Дели, а некоторые удивительные интеллектуальные технологии, которые уже есть во многих других городах мира, еще до нас не дошли. Так, при высоком общем рейтинге PwC [4] Москва уступает Торонто по развитию виртуальной инфраструктуры, Токио — по оснащению умных домов, Сиднею — по цифровизации туризма, а Нью-Йорку — по уровню развития цифровой экономики. Но умный город — это даже не состояние, а вектор развития. Интереснее всего оказываются реальные примеры внедрения умных технологий в городах-лидерах рейтингов.
 

Когда город умный: опыт мегаполисов - 2

Источник [5]
 

Транспорт

Транспортная инфраструктура является одним из самых сложных этапов реализации концепции умного города. Загруженность автомобильных дорог и магистралей заставляет мегаполис предоставлять как можно больше возможностей для передвижения людей, а также создавать сервисы, которые помогали бы планировать поездки и, конечно же, оплачивать их. 

Например, в Сингапуре, где владеть автомобилем вообще достаточно дорого, для тех, кто решается на пользование личным транспортом, создаются максимально комфортные условия. Для этого умные светофоры постоянно анализируют потоки трафика и меняют время «зеленого» сигнала для разных направлений в зависимости от плотности транспортного потока. В Шанхае используются смарт-парковки с геомагнитными датчиками, которые регистрируют число оставленных автомобилей и позволяют через мобильное приложение найти свободные места.

Когда город умный: опыт мегаполисов - 3

Источник [6]. В Сингапуре большая часть средств выделяется на проекты для общественной безопасности.

Для сравнения в Москве развивается сразу несколько новых направлений для решения транспортной проблемы. Так, на сегодняшний день московский рынок каршеринга — один из самых быстрорастущих в мире [7]. Что касается экологичного велосипедного транспорта, столица России пока занимает 11-е место в мире, но уже и это — достижение, потому что еще в 2010 году в нашей столице не было никаких условий для велосипедистов. С 2011 по 2018 годы совокупная протяженность велодорожек увеличилась в девять раз, а программа «Мой район» [8]подразумевает дальнейшее расширение.

Чтобы не создавать соблазна для постоянного паркинга, в отдельных районах в Лондоне, Токио, Сан-Паулу и Мехико было введено максимальное время парковки в центре города, которое нельзя превышать. В Москве решить проблему пробок в центральной части города в 2013 году смогли при помощи Московского парковочного пространства, и тогда же появился первый сервис каршеринга — Anytime. Взрывной рост каршеринга в Москве произошел осенью 2015 года, когда был запущен проект «Московский каршеринг». Компании, предоставляющие сервис аренды автомобилей, смогли приобретать льготные разрешения на парковку в столице. В результате [7] на осень 2018 года один автомобиль каршеринга приходился на 1082 москвича с дальнейшим планом властей достичь соотношения 1 к 500 жителям. Впрочем, далеко не все оказывается так радужно на самом деле. Новые комплексы контроля времени парковки «Стрит-Фалькон» периодически выписывают ошибочные штрафы автомобилям, просто проезжающим в зоне парковки [9], а столичные сервисы каршеринга иногда предлагают арендаторам проблемные автомобили [10].  

Но есть и хорошие новости, по данным исследования PwC [11], Москва занимает второе место по темпам ввода в эксплуатацию улично-дорожной сети после Пекина и продолжает строительство дорог. А власти Сеула кроме строительства новых магистралей также решили вводить платные дороги внутри города, чтобы водители могли быстрее добраться в нужную точку, оплачивая тариф согласно расстоянию.
 

Связь и коммуникации

По данным исследования PwC [12], в 2018 году мировым лидером по количеству бесплатных точек доступа Wi-Fi является Сингапур. В этом городе-стране развернуто более 20 000 зон беспроводного доступа к сети. На втором месте — Сеул, в котором  насчитывалось 8678 точек доступа, а третье место досталось Москве, где было установлено 7343 точки доступа и наблюдается самая высокая скорость передачи данных в мобильных сетях, а количество точек доступа Wi-Fi постоянно растет. 

Аналитики PWC считают, что в 2018 году наша столица обогнала по числу бесплатных зон Wi-Fi даже Нью-Йорк, Лондон, Токио и вошла в тройку мировых лидеров, максимально приблизившись к Сеулу, занимающему второе место в мире.

Более того, развитая инфраструктура Wi-Fi на транспорте помогает не только жителям города, но и туристам. Так, быстрый и бесплатный беспроводной интернет в метро и на аэроэкспрессах стал визитной карточкой Москвы [13], равно как наличие Wi-Fi парках, на стадионах и в общественных пространствах. 

Интересен и опыт других городов по организации инфраструктуры доступа к Интернету. Например, в Мехико уже давно идет проект, в рамках которого Wi-Fi зону строит… Google. Привлечение коммерческой компании позволило значительно увеличить прирост количества зон доступа, на создание которых у правительства просто не было средств.

Когда город умный: опыт мегаполисов - 4

Источник [14]. Мехико входит в число городов, где коэффициент использования умных решений превышает 30 процентов (McKinsey).

Связь с правительством

Мобильность определенно является трендом для современных «умных городов», и поэтому количество и качество приложений, которыми может воспользоваться каждый, играют большую роль. Так, по данным McKinsey [15], в числе лидеров по темпам улучшения коммуникаций между правительством и гражданами — Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Сан-Франциско на американском континенте, Сеул, Сингапур и Шеньчжень в Азии, а также Лондон и Москве в Европе. 

Самым известным мобильным сервисом в Москве можно считать приложение «Активный гражданин», который представляет собой электронную площадку для проведения референдумов в интерактивной форме. Через «Активного гражданина» решаются все важнейшие вопросы развития города и его отдельных районов. 

Проект «Наш город» стал своего рода дополнением «Активного гражданина» и представляет собой жалобную книгу — способ обратиться к столичным чиновникам и получить ответ. Все эти сервисы работают через мобильное приложение. 

С помощью «Активного гражданина» власти собирают 200-300 тысяч мнений по каждому важному вопросу, а «Наш город» еженедельно обрабатывает порядка 25 тысяч жалоб, на рассмотрение каждой из которых в среднем уходит четыре дня. Работа этих сервисов стала причиной для рекомендации [16] использовать аналогичный подход диджитализации в регионах.

Безопасность и видеонаблюдение

За счет увеличения скорости работы сетей во всем мире  развивается система видеонаблюдения, причем растет не только количество камер, но и качество работы аналитических центров, в основном за счет технологий распознавания лиц. Камеры используются полицией и службами города, а с недавнего времени — также судебными приставами.

На начало марта 2019 года к единому центру хранения и обработки данных Москвы, в котором уже внедрены технологии распознавания лиц, подключено более 167 тысяч камер [17]. 100 тысяч точек видеонаблюдения приходится на подъезды, 20 тысяч были расположены во дворах и на придомовых территориях. Остальные находятся на улицах и в переходах метро.
 
Но нашему городу есть к чему стремиться. Например, в Пекине (население 22 млн человек) установлено почти 500 тысяч камер, а в Лондоне (население 9 млн человек) количество камер приближается [18] к 400 тысячам. Сейчас благодаря камерам наблюдения с распознаванием лиц полиция Москвы раскрывает сотни преступлений в год [19]. Это происходит за счет того, что в столице еще с 2017 года применяется система распознавания лиц [20], помогающая обнаруживать террористов и преступников в метро. Она позволяет распознавать лица с точностью до 80% в базе объемом до 500 миллионов изображений, а если речь идет о поиске небольшого количества людей (т.е. по базе до 1000 изображений), результат будет гарантирован в 97%. Найти и сопоставить фото с камеры с образцами миллиарда лиц система может всего за 0,5 секунды, и поэтому в конце февраля 2019 года в столице был также запущен проект по обнаружению в потоке лиц разыскиваемых должников, в частности, уклоняющихся от выплат алиментов. 

Ожидается, что разработка алгоритмов искусственного интеллекта повысит безопасность городов. Например, ученые из университетов Индии и Великобритании создали алгоритм [21], достаточно успешно распознающий людей даже с частично закрытыми лицами. По результатам тестов машине удалось узнать 67% людей, которые надели шарф на лицо, нацепили бороду или как-то еще изменили свою внешность.

Особые возможности для анализа ситуации на улицах предоставляют современные алгоритмы распознавания. Например, в Китае уже несколько лет системы видеонаблюдения собирают дополнительные данные о людях [22] в общественных местах. Система определяет пол и возраст, цвет и тип одежды, а также дает характеристики транспортному средству. Все эти данные позволяют проводить глубокий анализ и фиксировать, например, нетипично большую концентрацию молодых людей мужского пола в черной одежде.

Когда город умный: опыт мегаполисов - 5

Источник [23]. Технологии распознавания лиц помогают находить пропавших детей или пожилых людей. Жители Китая могут с помощью сканирования лиц делать покупки, совершать платежи или входить в здания.

В прошлом году интересная инициатива расширения сфер применения технологий видеонаблюдения была запущена полицией Чикаго [24]. Офицеры полиции в реальном времени получат доступ со своего смартфона или десктопа к установленным в городе более 30 тысяч камерам и аналитике видеоданных. В это время полиция Москвы тестирует [25] очки дополненной реальности. Преимущество этой технологии по сравнению с работой на смартфонах заключается в том, что офицеру не нужно сверяться со своим устройством, чтобы понять, где находится потенциальный преступник или нарушитель. Очки дополненной реальности совмещают обзор реального мира с дополнительной графикой, поэтому полицейский просто увидит, как система выделяет из толпы одного или несколько человек. 

Когда город умный: опыт мегаполисов - 6

Источник [26]. В Чикаго камеры высокого разрешения встраивают в уличные фонари и используют для обеспечения безопасности в местах скопления людей.

Продолжение следует...

В Москве мы видим пример сочетания различных подходов к организации умного города. В следующей статье мы поговорим о развитии инфраструктуры платежей, сервисах здравоохранения, а также о городских сервисах, постаматах, здравоохранении и образовании. Все эти элементы умного города находятся в стадии активного развития и скрывают в себе множество интересных деталей.

Автор: LANIT-Integration

Источник [28]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/iskusstvenny-j-intellekt/331073

Ссылки в тексте:

[1] Источник: https://www.spo.mosmetod.ru/images/konkurs/qr/post/5176.jpg

[2] McKinsey: https://www.rbc.ru/technology_and_media/18/07/2018/5b4f25319a7947549848425a

[3] в год: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/246019/bis-13-1209-smart-cities-background-paper-digital.pdf

[4] рейтинге PwC: https://www.pwc.ru/ru/assets/the-future-is-coming-eng.pdf

[5] Источник: https://static.tildacdn.com/tild6634-3764-4863-b537-653465663133/shutterstock_4004791.jpg

[6] Источник: https://robo-hunter.com/news/5-samih-umnih-gorodov-mira-i-smart-tehnologii-kotorie-oni-ispolzuyt11521

[7] один из самых быстрорастущих в мире: https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/09/2018/5bab94a69a79474169e307c1

[8] программа «Мой район» : https://www.mos.ru/moi-raion/

[9] просто проезжающим в зоне парковки: https://habr.com/ru/news/t/465105/

[10] проблемные автомобили: https://life.ru/t/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/1217590/za_chuzhoie_tozhie_platiat_kak_obmanyvaiut_kliientov_karshieringha

[11] о данным исследования PwC: https://www.mos.ru/news/item/58403073/

[12] исследования PwC: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/kachestvo-zhizni-publichniy-otchet-2019-rus.pdf

[13] стал визитной карточкой Москвы: http://mosmetro.ru/info/wifi-v-metro/

[14] Источник: https://www.webturizm.ru/photo/mexico/pic-24267.php

[15] по данным McKinsey: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/capital%20projects%20and%20infrastructure/our%20insights/smart%20cities%20digital%20solutions%20for%20a%20more%20livable%20future/mgi-smart-cities-full-report.ashx

[16] рекомендации: https://rg.ru/2017/03/17/aktivnyj-grazhdanin-i-nash-gorod-nachnut-ispolzovat-v-regionah.html

[17] подключено более 167 тысяч камер: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%86_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5

[18] приближается: https://vintechnology.com/2011/05/04/top-5-cities-with-the-largest-surveillance-camera-networks/

[19] раскрывает сотни преступлений в год: https://takiedela.ru/news/2019/02/15/ochki-s-raspoznovaniem-lic/

[20] применяется система распознавания лиц: https://www.cossa.ru/news/177478/

[21] создали алгоритм: https://tjournal.ru/tech/59167-algoritm-s-mashinnym-obucheniem-nauchili-raspoznavat-lica-v-tolpe-protestuyushchih

[22] системы видеонаблюдения собирают дополнительные данные о людях: https://www.cossa.ru/news/177176/

[23] Источник: https://gmbox.ru/materials/35003-v-kitae-vvodyat-sistemu-mgnovennogo-raspoznavaniya-lits

[24] полицией Чикаго: https://www.nytimes.com/2018/05/26/us/chicago-police-surveillance.html

[25] тестирует: https://www.cossa.ru/news/230980/

[26] Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/13870-chicago

[27] Ведущий консультант (Digital Transformation): https://job.lanit.ru/vacancy/Pages/MM-137.aspx?utm_source=habr&utm_medium=post-2019-09-24&utm_campaign=dsi

[28] Источник: https://habr.com/ru/post/467305/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=467305