- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Рынок облачных сервисов быстро растет, и Россия – не исключение. Пользователи публичных облаков могут легко получить необходимые ИТ-ресурсы и даже целый виртуальный дата-центр без серьезных затрат, заплатив только за то, чем действительно пользуются. Облачная модель позволяет сэкономить не только на капитальных инвестициях, но и на поддержке, поскольку на аутсорсинг передаются все непрофильные для бизнеса задачи. Облачные решения не требуют традиционных затрат на ИТ-отдел, оборудование и программное обеспечение.
Возможность экономии затрат, или, если говорить корректнее, перевода CAPEX в OPEX, особенно актуализируется в условиях кризиса. Многие компании активно оптимизируют ИТ-бюджеты и инфраструктуру, а облачная модель в этом отношении обладает хорошим потенциалом. А малому и среднему бизнесу облачные сервисы предоставляют возможности, которые были ранее доступны только крупным компаниям с солидным бюджетом на ИТ.
Неудивительно, что все больше организаций переносят свои приложения в облака. По данным исследования Oracle [2], облачные технологии помогают российским компаниям быстрее внедрять инновации (96%), удерживать существующих (80%) и привлекать новых клиентов (92%). Более половины компаний (55%) отмечают, что они достигнут «облачной зрелости» в ближайшие два года.
SAP и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представили результаты исследования [3] облачных технологий в банковском секторе, согласно которым российские банки и технологически, и экономически готовы к облачному буму. И несмотря на то, что традиционно облачные технологии ассоциируются с такими публичными сервисами как почта, хранилище данных или платформенные инфраструктуры, для почти трети (32%) экспертов облака – это бизнес-приложения.
Как следствие, все больше компаний начинают предлагать облачные сервисы. Сегодня существует достаточно большое количество предложений от провайдеров облачных услуг и владельцев коммерческих ЦОД. Эксперты полагают [4], что российский рынок IaaS, SaaS и PaaS будет в ближайшие 3-4 года только расти. Рынок облаков в последние годы демонстрируют рост порядка 30% в год. Так сегмент IaaS [5] растет каждый год почти на 50%, и в течение трех лет увеличится еще примерно на 50-60%.
Основные драйверы роста – ухудшающаяся экономическая ситуация и вызванная ею необходимость экономии, оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру и на лицензирование ПО, высокая стоимость закупки нового оборудования из-за изменения валютных курсов. Бюджеты на ИТ будут сокращаться, поэтому переход в облако станет одним из ключевых факторов экономии.
В текущей экономической ситуации в России большинство компаний переходят от долгосрочного планирования к краткосрочному и среднесрочному. Они стремятся к сокращению затрат и более качественному и эффективному использованию уже имеющихся ресурсов. В этом смысле облачные решения, виртуализация и виртуальные центры обработки данных (VDC) дают возможность наиболее эффективно использовать существующую инфраструктуру. Они позволяют точнее оценить возврат инвестиций и существенно сократить расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры.
Преимущества публичного облака включают в себя:
Конечно, это далеко не полный перечень. Главное – облако не всегда дает экономию затрат (скорее можно говорить о их реструктуризации), особенно на длительно временном интервале, но оно позволяет стать гибче и получить за те же деньги более качественный сервис.
Использование облачных решений в антикризисных целях актуально как для коммерческого сектора – компаний из разных отраслей, так и для государственных организаций. Компетенция заказчиков в отношении облачных услуг за последние год-два существенно выросла: компании хорошо осведомлены о преимуществах облачных сервисов, большинство из них точно знают, что хотят и могут получить за свои деньги, выбирая оптимальное соотношение цены и качества услуг.
Однако выбор провайдера – процесс ответственный. Найти «оптимального» облачного провайдера для конкретного приложения становится все сложнее. А попытка внедрить облачный сервис, который на самом деле не подходит вашей компании, может отнять немало времени и нервов.
Да и сами предложения становятся разнообразнее – от недорогих стандартизированных, «пакетных» сервисов до высокоуровневых и сложных услуг с дополнительным резервированием, вплоть до обеспечения катастрофоустойчивости. Часто компании стараются оптимизировать штат, переложив большую часть рутинных задач и операций на аутсорсинговую компанию, и провайдеры нередко предлагают свои услуги вместе с поддержкой бизнес-сервисов. Однако главными требованиями остаются надежность, безопасность, высокая производительность и доступность услуг по цене.
Так на что же надо обратить внимание при выборе сервис-провайдера публичного облака? Конечно, все зависит от требований бизнеса, характера и критичности решаемых задач. Тем не менее, попробуем дать общие рекомендации.
При выборе внешнего поставщика услуг для большинства компаний ключевым критерием является соответствие максимальным уровням надежности. Очень важный показатель – надёжность всего ЦОД, той площадки, на которой размещена облачная платформа. В конечном счете, он определяет доступность облачных сервисов. Многие облачные провайдеры готовы показывать свои площадки потенциальным клиентам, чтобы те могли воочию убедиться в их надежности и наличии всех необходимых в ЦОД высокого уровня подсистем.
Одним из способов проверить надежность дата-центра сервис-провайдера будет проверить наличие сертификатов Uptime Institute [6]. Лучше всего, когда компания владеет не одним ЦОД, а сетью дата-центров [7], построенных в соответствии с требованиями международных стандартов TIA-942 (TIER III). Наряду с таким формальным критерием как уровень TIER стоит ориентироваться и на опыт бесперебойной работы провайдера – сколько времени его ЦОД работает без сбоев, не было ли серьезных аварий.
Производительность и надежность [8] облачной платформы во многом зависят от того, какие ИТ-системы использует провайдер. Немаловажно, на каком оборудовании построено облако сервис-провайдера (серверы, СХД, сетевое оборудование). Считается, что использование облачным провайдером низкобюджетных серверов увеличивает вероятность их выхода из строя, снижает надежность и влияет на непрерывность сервиса.
Бесперебойная работа дата-центра требует использования современного ИТ-оборудования. Как правило, чем выше класс оборудования, тем функциональнее и производительнее облачная платформа провайдера. Надежность в нем увеличена за счет дублирования, резервирования и отсутствия единой точки отказа. Это же относится к системам хранения. Все сетевое оборудование также должно дублироваться. Для бесперебойной работы необходимо и резервирование всех инженерных систем, мониторинг и обслуживание всех систем жизнеобеспечения в режиме 24х7x365. В результате выход любого одного элемента оборудования из строя не влияет на работоспособность комплекса в целом.
На каком ПО виртуализации [9] основаны облачные сервисы? Стоит обратить внимание и на партнерские статусы провайдера: хорошо, если его деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с мировыми лидерами ИТ-отрасли. Наличие высокого статуса (например, VMware) говорит о том, насколько опытен сервис-провайдер в данной области. Использование облачным провайдером лидирующих в отрасли решений виртуализации повышает надежность, безопасность и стабильность работы облака.
Для компаний, которые уже используют виртуализацию и хотят вынести свои приложения в облако, важно, чтобы используемый облачным провайдером гипервизор был таким же, как уже применяемый в компании. Это упростит процесс миграции, облегчит построение гибридного облака, если в этом возникает необходимость, а также позволит максимально использовать функциональные возможности интеграции собственных серверных мощностей с мощностями, арендуемыми в облаке.
Сказать, какое из облаков позволит добиться наилучшей производительности, непросто. Можно ориентироваться на спецификации, предоставляемые самими провайдерами, но обычно они довольно нечеткие и охватывают не все аспекты работы облака.
Между тем производительность облака – это не только скорость вычислений, но и быстродействие ввода-вывода при доступе к системам хранения (именно оно в большей степени влияет на эффективную работу приложения), полоса пропускания каналов связи при доступе к сервисам, параметры задержки и многое другое. Производительность зависит также и от нагрузки, создаваемой другими пользователями облака. В оптимальном случае облачный провайдер гарантирует показатели производительности ввода-вывода (IOPS и параметры задержки).
В любых технически сложных системах аварии неизбежны, однако их можно сделать не критичными для бизнеса. Для предотвращения таких ситуаций создаются катастрофоустойчивые системы – на территориально удаленной площадке развертываются резервные мощности.
Важная бизнес-задача – повышение качества сервиса за счет отказоустойчивости облачных решений. Наличие резервной площадки, возможность «растянуть» облако на два ЦОД позволяет провайдеру предоставлять сервис защиты от катастроф [10] и аварийного восстановления (Disaster Recovery as a Service, DRaaS) и даже целый комплекс услуг проектирования и создания резервной площадки для основного ЦОД заказчика. В качестве основного дата-центра заказчика может выступать как физическая инфраструктура, размещенная на площадке заказчика, так и виртуальная ИТ-инфраструктура.
DRaaS подразумевает резервирование на нескольких площадках, объединенных оптическими каналами. В случае выхода из строя отдельных единиц оборудования начинается автоматический перезапуск систем на исправных серверах. И в результате системы заказчиков в облаке продолжают работать в прежнем режиме.
Какие регламенты использует провайдер, как организовано документирование, какова ответственность сервис-провайдера? Желательно получить ответы на эти вопросы.
Облачный провайдер может обеспечить высокую доступность только при четко организованных и формализованных процессах сопровождения и обслуживания своей облачной инфраструктуры, включая управление запросами на обслуживание, инцидентами и изменениями. Это позволит свести к минимуму влияние инцидентов на бизнес клиента и время восстановления.
Служба поддержки должна предусматривать постоянную доступность в режиме 24/7/365, прием обращений по разным каналам, контроль и соблюдение ключевых метрик — времени реакции на обращение, максимальное время решения инцидента и решения типового запроса. Провайдер также должен быть готов помочь в решении проблем, выходящих за рамки договора.
Пакет документов может включать в себя документы, которые провайдер использует в своей работе, предоставляет заказчику, документы для лица, ответственного за обеспечение безопасности и администратора ВМ, документы для пользователя.
Согласованный уровень сервиса фиксируется в SLA — соглашении об уровне обслуживания. За нарушения параметров SLA облачный провайдер должен нести финансовую ответственность. Кроме того, провайдер должен быть готов обсуждать параметры качества.
На площадке дата-центра должны дежурить специалисты, всегда готовые провести работы по обслуживанию, настройке и конфигурированию систем заказчика. Обязательно наличие круглосуточно доступного (24x7x365) инженера поддержки по облаку. Типовые запросы на обслуживание обычно прописываются в описании услуги, а целевые параметры времени решения фиксируются в SLA. Для нетиповых запросов также определяется плановое время решения.
Надежная инфраструктура провайдера должна предусматривать возможность быстрого развертывания облака, гибкую тарификацию и управление сервисами. Поэтому обязательны наличие портала самообслуживания (личного кабинета), отлаженного и сертифицированного биллинга, гибкость тарифных планов и возможность оперативно наращивать или уменьшать объем пула ИТ-ресурсов.
При правильном подходе к формированию линейки сервисов, их дополнении ценными для заказчика услугами, обеспечении необходимого уровня безопасности и надежности при приемлемой ценовой политике облачные сервисы позволят компаниям динамично развиваться, повышать продуктивность, адаптировать услуги в соответствии с потребностями и возможностями своей организации, выбрать оптимальный тарифный план и набор дополнительных опций.
Это лишь краткий перечень требований к облачному провайдеру. В реальности при выборе приходится учитывать гораздо больше нюансов, да и требования у каждого заказчика индивидуальны. И, конечно, стоит обратить внимание на опыт работы провайдера на рынке и на отзывы других клиентов.
Российский рынок облачных услуг динамично развивается, однако на нем пока еще относительно немного провайдеров, отвечающих всем перечисленным критериям. В общем случае рекомендуется, в первую очередь, определить тех провайдеров, которые смогут с большей эффективностью и меньшим риском для бизнеса решить задачи клиента. Некоторые провайдеры работают на рынке более десяти лет и успели сформировать команду специалистов, нацеленную на максимальное удовлетворение потребностей клиентов, предоставляют все необходимые ИТ-ресурсы для решения бизнес-задач любой сложности и направленности.
С ростом рынка облачных сервисов все больше дата-центров начинают оказывать услуги по аренде виртуальной инфраструктуры в дополнение к услугам по размещению оборудования. Облачный провайдер, по определению, предоставляет не только такие базовые услуги ЦОД как размещение [11] (colocation), аренда оборудования и ИТ-систем [12] (dedicated) и аренда помещений, но и облачные решения [13].
Это может быть создание ИТ-инфраструктуры на базе «виртуальной платформы», виртуальный ЦОД (в том числе отвечающий требованиям ФЗ-152 [14]), аренда виртуальных рабочих мест (VDI [15]), услуги резервного ЦОД, сервисы SaaS [16] (электронная почта и др.). Конечно, перечень и названия сервисов у разных провайдеров отличаются, но большое значение имеет комплексность предложений.
Иногда эти сервисы дополняют телекоммуникационные услуги, предоставление доступа в интернет, организация каналов L2 по сети передачи данных, услуги аренды волоконно-оптических линий и даже управляемый CDN.
А как насчет защиты от DDoS-атак [17]? В последние годы они вышли на первое место в перечне сетевых угроз для корпоративных клиентов и операторов связи. Защита от них – актуальная проблема не только для каждого интернет-бизнеса, но для многих других компаний, использующих веб-ресурсы. Как правило, такие атаки направлены на вывод из строя критически важных приложений и ресурсов владельца. Сегодня средства защита клиентов от такого рода атак – необходимый элемент в арсенале любого крупного оператора дата-центра.
Особую ценность приобретают пакеты услуг: во-первых, такие комплексные сервисы зачастую являются интегрированными, что дает синергетический эффект, а заказчик может получить их с дисконтом. Весомым плюсом будут и дополнительные услуги (VAD), такие как миграция в облачную среду [7], построение частного облака на площадке заказчика или провайдера, а также различные услуги, связанные с развертыванием и эксплуатацией гибридных облаков. Наличие дополнительных услуг, например, резервного копирования виртуальных машин, – еще один плюс.
Компания SAFEDATA предлагает на базе собственных ЦОД целый спектр услуг [18]. Компания является единственным игроком на рынке, сочетающим в себе бизнесы в трех основных сегментах – ЦОД, обмен трафиком и доставка контента.
По данным исследований, большинство российских заказчиков планируют расширение спектра используемых облачных сервисов. Поэтому возможность интеграции новых сервисов с уже востребованными, удобная схема оплаты при расширении услуг и комплексные предложения становятся дополнительными факторами, повышающими привлекательность разработанных провайдерами решений.
Правильный выбор облачного провайдера позволит полностью реализовать заложенный в облачной экосистеме потенциал эффективности, добиться экономии за счет масштаба и аутсорсинга ИТ-администрирования, получить возможность гибкого использования вычислительной мощности облачных серверов на территориально распределенных площадках, свести к минимуму риски благодаря надежности инфраструктуры ЦОД уровня Tier III, применения провайдером оборудования и программного обеспечения от ведущих вендоров, высокой квалификации и опыта работы его специалистов.
Автор: SAFEDATA
Источник [19]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/it-infrastruktura/122557
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/301714/
[2] исследования Oracle: https://blogs.oracle.com/russia/entry/idg_connecct_private_and_hybrid
[3] результаты исследования: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)#.2A_.D0.94.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_SAP_SE_.D0.B8_.D0.9D.D0.90.D0.A4.D0.98
[4] Эксперты полагают: http://www.iksmedia.ru/articles/5285600-PERSHOV-Rossijskij-rynok-oblakov.html
[5] IaaS: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/268093/
[6] проверить наличие сертификатов Uptime Institute: http://uptimeinstitute.com/TierCertification/certMaps.php
[7] сетью дата-центров: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/256849/
[8] надежность: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/265311/
[9] ПО виртуализации: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/269949/
[10] сервис защиты от катастроф: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/273947/
[11] размещение: http://safedata.ru/services/colocation/colocation/
[12] аренда оборудования и ИТ-систем: http://safedata.ru/services/colocation/rent/
[13] облачные решения: http://safedata.ru/services/clouds/
[14] отвечающий требованиям ФЗ-152: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/257955/
[15] VDI: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/277269/
[16] сервисы SaaS: http://safedata.ru/services/clouds/saas/
[17] защиты от DDoS-атак: https://habrahabr.ru/company/safedata/blog/259815/
[18] целый спектр услуг: http://dcforum.ru/sites/default/files/13.50--14.10_safedata_-_cod_2015.pdf
[19] Источник: https://habrahabr.ru/post/301714/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.