- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

7 основополагающих принципов ITIL

Сегодня ценность ITIL многими ставится под сомнение. Одни утверждают, что это дорого и работает только в крупных инфраструктурах, другие говорят, что применять можно даже в небольших структурах. Я придерживаюсь идеи, что истина где-то посередине. Полностью следовать рекомендациям ITIL в небольших компаниях попросту дорого и нецелесообразно, а бывает, что и в крупных не все будет работать, именно поэтому ITIL это библиотека рекомендаций, а не строгих стандартов и применять их нужно с умом, опираясь на исходные данные.

7 основополагающих принципов ITIL - 1

Но, к счастью, есть часть библиотеки, которая может помочь всем, и это основополагающие принципы ITIL (в последней версии их 7). Я считаю, что эти принципы стоит применять даже за пределами управления ИТ-услугами. Часть из них применима даже в обычной повседневной жизни. Вот их список:

1. Фокусируйтесь на ценности (Focus on value) [1]
2. Отталкивайтесь от текущей ситуации (Start where you are) [2]
3. Продвигайтесь постепенно, шаг за шагом, используя
обратную связь (Progress iteratively with feedback)

4. Сотрудничайте, действуйте открыто и понятно (Collaborate and promote visibility) [3]
5. Используйте системный подход (Think and work holistically) [4]
6. Не усложняйте, будьте прагматичны (Keep it simple and
practical)

7. Оптимизируйте и автоматизируйте (Optimize and automate) [5]


Основополагающие принципы

Перед тем как перейти к разбору принципов, стоит прояснить, что же такое основополагающий принцип, согласно ITIL.

— Основополагающий принцип (guiding principle) – рекомендация, которая направляет организацию в любых обстоятельствах, независимо от изменений в её целях, стратегиях, типе работы или структуре управления. Основополагающие принципы универсальны, устойчивы и долговечны.
Принципы воплощают основные идеи ITIL и управления услугами в целом, помогая выполнять успешные действия и принимать хорошие решения всех типов на всех уровнях организации.

Фокусируйтесь на ценности

— Всё, что делает организация, должно прямо или косвенно приносить ценность как для самой организации, так и для её заказчиков и других заинтересованных сторон.

Применение принципа:

  • Знайте, как потребители используют каждую услугу.
  • Поощряйте фокус на ценности среди сотрудников.
  • Фокусируйтесь на ценности как во время обычной операционной деятельности, так и во время работы по совершенствованию.
  • Включите данный принцип в каждый шаг любой инициативы по совершенствованию.

Вернуться к списку [6]

Отталкивайтесь от текущей ситуации

— Не начинайте всё «с нуля», не оценив то, что сейчас уже доступно для использования. Необходимо изучать существующие услуги, процессы, программы, проекты и персонал для правильного понимания их текущего состояния и того, что можно использовать в дальнейшем для достижения желаемого результата.

Применение принципа:

  • Взгляните на существующие элементы как можно объективнее. Используйте заказчика или желаемый конечный результат как отправную точку для анализа.
  • Если в текущем состоянии обнаружены примеры успешных практик или услуг, определите, можно ли их использовать, и если да, то как именно
  • Применяйте навыки управления рисками при принятии решений.
  • Признайте, что иногда ничто из имеющегося не может быть использовано.

Вернуться к списку [6]

Продвигайтесь постепенно, шаг за шагом, используя обратную связь

— Не поддавайтесь соблазну сделать всё сразу. Итерации совершенствования могут быть
последовательными или одновременными. Создавая многоуровневую иерархию
улучшений легче поддерживать фокус на каждом из них. Используйте обратную связь до, во время и после каждой итерации. Это обеспечит верное движение к цели и подходящие действия.

Применение принципа:

  • Старайтесь осознать ситуацию полностью, но не забывайте действовать.
  • Экосистема постоянно меняется, поэтому обратная связь критически важна.
  • Быстро – не значит некачественно.

Вернуться к списку [6]

Сотрудничайте, действуйте открыто и понятно

— Совместная работа сквозь границы даёт результаты больше соответствующие целям и повышающие вероятность долгосрочного успеха. Чтобы достичь реальных результатов, нужны: информация, взаимопонимание и доверие. Ход работы должен быть виден, а приоритеты должны быть понятными и поддерживаться руководством организации.

Применение принципа:

  • Сотрудничество не означает консенсус.
    Пытаться угодить всем – высокий риск не угодить никому или вообще ничего не сделать.
  • Общайтесь таким образом, чтобы все участники могли слышать.
    Правильные и разнообразные способы коммуникаций — одна из важнейших составляющих успеха.
  • Решения должны приниматься только на основе известных данных.
    Но сбор данных – это затраты, необходим баланс между затратами на сбор данных и пользы от них.

Вернуться к списку [6]

Используйте системный подход

— Никакая услуга, практика, процесс, подразделение или подрядчик не существует сама по себе. Результаты, достигнутые поставщиком и потребителем услуг будут страдать, пока организация не будет работать над сервисом в целом, а не только над его частями. Услуги предоставляются путём координации и интеграции всех 4-х аспектов управления. Применение системного подхода к управлению услугами подразумевает понимание того, как все части организации работают сообща.

4 аспекта управления услугами ITIL (four dimensions of service management)

В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этих аспектах, т/к они заслуживают отдельной статьи. На изображении ниже наглядно показаны данные аспекты, окруженные внешними факторами.

7 основополагающих принципов ITIL - 2

При создании продукта или услуги для получения ценности мы должны опираться на эти 4 аспекта:

  • Организации и люди
  • Информация и технологии
  • Партнёры и подрядчики
  • Потоки создания ценности и процессы

В процессе создания на продукт или услугу будут влиять внешние факторы (PESTLE):

  • Политические (political)
  • Экономические (economical)
  • Социальные (social)
  • Технологические (technological)
  • Юридические (legal)
  • Окружающей среды (environmental)

Применение принципа:

  • Осознайте сложность систем.
  • Сотрудничество имеет ключевое значение, для того чтобы мыслить и работать системно.
  • По возможности ищите закономерности в потребностях элементов системы и в том, как они взаимодействуют.
  • Автоматизация может способствовать системной работе.

Вернуться к списку [6]

Не усложняйте, будьте прагматичны

— Если процесс, услуга, действие или метрика не обеспечивают никакой ценности или не дают полезных результатов – избавьтесь от них. Всегда используйте минимальное количество шагов, необходимых для достижения цели. Ориентируйтесь на результат для выработки практических решений, дающих результат. Попытка предоставить решение для каждого исключения приводит к чрезмерному усложнению. Помните, что цели могут конфликтовать между собой.

Применение принципа:

  • Гарантируйте ценность.
  • Простота – высшая форма сложности.
  • Делайте меньше, но делайте это лучше.
  • Уважайте время других участников.
  • Чем легче понять, тем легче принять.
  • Простота – лучший путь к достижению быстрых побед.

Вернуться к списку [6]

Оптимизируйте и автоматизируйте

— Ресурсы всех типов, в особенности HR, должны быть использованы по максимуму. Устраните все, что является расточительным, и используйте технологии для достижения всего, на что они способны. Человеческое вмешательство уместно только тогда, когда оно действительно приносит ценность.

Применение принципа:

  • Упрощайте и/или оптимизируйте перед автоматизацией.
  • Определите свои метрики.
  • При применении этого принципа используйте другие основополагающие принципы.

Вернуться к списку [6]

Примечание

Данные принципы не уникальны для ITIL и встречаются в Lean, DevOps, Agile, COBIT. Весь текст является вольным переводом автора.

Список источников и литературы:

Автор: Алексей

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/it-standarty/339177

Ссылки в тексте:

[1] 1. Фокусируйтесь на ценности (Focus on value): #section11

[2] 2. Отталкивайтесь от текущей ситуации (Start where you are): #section12

[3] 4. Сотрудничайте, действуйте открыто и понятно (Collaborate and promote visibility): #section14

[4] 5. Используйте системный подход (Think and work holistically): #section15

[5] 7. Оптимизируйте и автоматизируйте (Optimize and automate): #section17

[6] Вернуться к списку: #section1

[7] ITIL Foundation, ITIL 4 edition: https://www.axelos.com/store/book/itil-foundation-itil-4-edition

[8] ITexpert: https://www.itexpert.ru/rus/newsline/articles/detail.php?ID=11646

[9] Источник: https://habr.com/ru/post/479158/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=479158