- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

ITSM — что это такое и с чего начать внедрение

Вчера мы опубликовали на Хабре подборку материалов [1] для тех, кто хотел бы разобраться с ITSM — изучить тренды и инструменты. Сегодня продолжаем рассказывать о том, как интегрировать ITSM в бизнес-процессы компании, и какие облачные инструменты могут с этим помочь.

ITSM — что это такое и с чего начать внедрение - 1 [2]
/ PxHere [3] / PD

Что вам с этого


Традиционный подход к управлению IT-отделами называется «ресурсным». Если говорить простыми словами, он подразумевает фокус на работе с серверами, сетями и другим аппаратным обеспечением — «IT-ресурсами». Руководствуясь такой моделью, IT-департамент зачастую упускает из внимания то, чем заняты другие отделы, и отталкивается не от их «пользовательских» требований и потребностей клиентов компании, а идет с обратной стороны — от ресурсов.

Альтернативна такому подходу к управлению IT — ITSM (IT Service Management). Это — сервисный метод, который предлагает сконцентрироваться не на технологиях и аппаратном обеспечении, а на пользователях (которыми могут быть как сотрудники организации, так и клиенты) и их потребностях.

Как говорят [4] представители IBM, такой подход дает возможность сократить операционные издержки и повысить качество предоставляемых IT-отделом услуг.

Что дает ITSM на практике


Методология ITSM делает IT-отдел сервис-провайдером для других подразделений организации. Он перестает быть вспомогательным элементом, ответственным за поддержание работоспособности IT-инфраструктуры: отдельных серверов, сетей и приложений.

Компания формализует услуги, которые она желает получать от IT-отдела, и переходит на работу по модели «заказчик — поставщик». В итоге бизнес начинает предъявлять свои требования к сервисам, формулируя проблемы и задачи, с которыми сталкиваются пользователи. А ИТ-отдел уже сам решает, с помощью каких технических средств удовлетворить эти потребности.

ITSM — что это такое и с чего начать внедрение - 2
/ José Alejandro Cuffia [5] / Unsplash

В целом инфраструктура компании разбивается на отдельные сервисы, автоматизирующие определённые бизнес-задачи. Для управления этими сервисами используются специализированные программные платформы. Наиболее известной на ITSM-рынке является облачная система ServiceNow. Уже несколько лет подряд она попадает на первое место [6] в «квадранте» Gartner.

Мы в «ИТ Гильдии [7]» занимаемся интеграцией решений ServiceNow.

Расскажем, как подойти к интеграции ITSM в компании. Мы приведем несколько бизнес-процессов, автоматизация которых позволяет оптимизировать работу IT-отделов. Также поговорим об инструментах платформы ServiceNow, которые помогают это сделать.

С чего начать, и какие есть инструменты


Управление активами (ITAM, IT Asset Management) [8]. Это — процесс, который отвечает за учет IT-активов на всем протяжении их жизненного цикла: от приобретения или разработки до списания. К IT-активам в этом случае относятся разного рода программное и аппаратное обеспечение: ПК, ноутбуки, серверы, оргтехника, интернет-ресурсы. Автоматизация управления активами позволяет компании эффективнее расходовать ресурсы и прогнозировать потребности.

Помочь с решением этой задачи могут два приложения ServiceNow — Discovery и Mapping Service. Первое автоматически находит и определяет новые активы (например, серверы, подключаемые к корпоративной сети) и заносит информацию о них в специальную базу данных (называется CMDB [9]).

Второе — определяет взаимосвязи между услугами и элементами инфраструктуры, на которых эти услуги строятся. В результате все процессы в IT-отделе и компании становятся более прозрачными.

О том, как внедрить управление активами и работать с этими двумя приложениями, мы рассказывали в корпоративном блоге — там есть подробное практическое руководство (раз [10] и два [11]). В нем мы затронули все этапы реализации: от планирования до аудита.


Управление финансами (ITFM, IT Financial management) [12]. Это — процесс, частью которого является оптимизация IT-услуг с экономической точки зрения. IT-отделу и организации необходимо собирать финансовую информацию для понимания общей картины затрат и доходов.

Помочь со сбором этой информации способен модуль ServiceNow Financial Management. Он представляет собой единую панель управления, где сотрудники IT-отдела могут планировать бюджеты, вести учет издержек по различным видам деятельности и выставлять счета за услуги (как другим отделам организации, так и её клиентам). Посмотреть, как это выглядит, можно в нашем обзоре [13] инструмента ServiceNow Financial Management. Также мы подготовили краткий гайд [14] по внедрению процессов управления финансами — в нем мы разбираем основные этапы.


Управление и мониторинг ЦОД (ITOM, IT Operations Management) [15]. Цель этого процесса — мониторинг компонентов ИТ-инфраструктуры и балансирование нагрузки. Специалисты IT-отдела должны понимать, как изменение производительности сервера или сетевого коммутатора отразится на качестве предоставляемых услуг.

Помочь с этой задачей способен сервисный портал ServiceWatch. Он собирает информацию об инфраструктуре с помощью уже упомянутого модуля Discovery и автоматически выстраивает зависимости между бизнес-услугами и ИТ-сервисами. Как проводить сбор данных об IT-системах с помощью Discovery мы рассказывали в корпоративном блоге [16]. Даже подготовили видео по теме [17].


Портал самообслуживания (Service Portal) [18]. Такие порталы дают пользователям возможность самостоятельно решить свои проблемы с программным или аппаратным обеспечением, не прибегая к помощи специалистов техподдержки. Есть несколько вариантов построения таких порталов — статичные базы знаний, FAQ или динамические страницы с возможностью приема заявок.

Подробнее о видах порталов мы рассказывали в одном из прошлых материалов на Хабре [19].

Создать такие Service Portal помогает одноименный инструмент от ServiceNow. Внешний вид портала настраивается дополнительными страницами или виджетами, а также с помощью средств разработки AngularJS, SCSS и JavaScript.


ITSM — что это такое и с чего начать внедрение - 3
/ PxHere [20] / PD


Управление разработкой (Agile Development) [21]. Это — процесс, базирующийся на гибких методологиях разработки. Они обладают многими преимуществами (непрерывное развитие и изменение, итеративность), но разрозненность мелких групп разработчиков, каждая из которых занимается своим проектом, не всегда дает руководству видение общей ситуации и прогресса.

Инструмент ServiceNow Agile Development решает проблему и дает централизованное управление над процессом разработки. Такой подход облегчает процесс совместной работы и контроля над всем жизненным циклом создания ПО: от планирования до поддержки готовой системы. Как начать работать с инструментом Agile Development мы рассказывали в этом материале [22].


Разумеется, это не все процессы, которые можно стандартизировать и автоматизировать с помощью ITSM и ServiceNow. О других возможностях платформы мы рассказываем у себя на сайте [23] — там же есть возможность задать вопросы [24] нашим специалистам.


Материалы по теме из нашего корпоративного блога:

Автор: it-guild

Источник [28]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/itsm/318857

Ссылки в тексте:

[1] подборку материалов: https://habr.com/ru/company/it-guild/blog/453422/

[2] Image: https://habr.com/ru/company/it-guild/blog/453526/

[3] PxHere: https://pxhere.com/en/photo/871994

[4] говорят: https://www.ibm.com/middleware/us-en/solutions/it-service-management/itsm-smartpaper/IBM_System_Middlewear.pdf

[5] José Alejandro Cuffia: https://unsplash.com/photos/_4815u_ACqQ

[6] попадает на первое место: https://www.businesswire.com/news/home/20180718005762/en/ServiceNow-Named-Leader-Gartner-Magic-Quadrant-Integrated

[7] ИТ Гильдии: https://it-guild.com/

[8] Управление активами (ITAM, IT Asset Management): https://it-guild.com/services/implementation/itam/

[9] CMDB: https://en.wikipedia.org/wiki/Configuration_management_database

[10] раз: https://it-guild.com/info/blog/kak-vnedrit-protsess-upravleniya-konfiguratsiey-configuration-management-chast-1/

[11] два: https://it-guild.com/info/blog/kak-vnedrit-protsess-upravleniya-konfiguratsiey-configuration-management-chast-2/

[12] Управление финансами (ITFM, IT Financial management): https://it-guild.com/services/implementation/itfm/

[13] нашем обзоре: https://it-guild.com/info/blog/financial-management-byudzhetirovanie-i-otsenka-zatrat-na-predostavlyaemye-uslugi-v-servicenow/

[14] краткий гайд: https://it-guild.com/info/blog/pravilno-vnedryaem-upravlenie-finansami-v-it-itfm/

[15] Управление и мониторинг ЦОД (ITOM, IT Operations Management): https://it-guild.com/services/implementation/itom/

[16] в корпоративном блоге: https://it-guild.com/info/blog/sbor-informatsii-ob-infrastrukture-s-pomoshchyu-modulya-discovery-protsessa-itom-servicenow/

[17] видео по теме: https://it-guild.com/info/blog/servicenow-itom-modul-discovery-video/

[18] Портал самообслуживания (Service Portal): https://it-guild.com/services/implementation/sportal/

[19] материалов на Хабре: https://habr.com/ru/company/it-guild/blog/341926/

[20] PxHere: https://pxhere.com/en/photo/710477

[21] Управление разработкой (Agile Development): https://it-guild.com/services/implementation/sdlc/

[22] в этом материале: https://it-guild.com/info/blog/upravlenie-razrabotkoy-po-agile-development/

[23] на сайте: https://it-guild.com/services/implementation/

[24] задать вопросы: https://it-guild.com/contacts/

[25] От Excel до блокчейна – собственный биллинг в ServiceNow: https://it-guild.com/info/blog/ot-excel-do-blokcheyna-sobstvennyy-billing-v-servicenow-chast-1/

[26] Секреты ServiceNow, которые упростят и ускорят вашу работу: https://it-guild.com/info/blog/sekrety-servicenow-kotorye-uprostyat-i-uskoryat-vashu-rabotu/

[27] Почему облачная ITSM-система идеальна для средних и крупных компаний: https://it-guild.com/info/blog/pochemu-oblachnaya-itsm-sistema-idealna-dlya-srednikh-i-krupnykh-kompaniy/

[28] Источник: https://habr.com/ru/post/453526/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=453526