- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

По щучьему велению… (язык программирования Pike)

Статья представляет собой очень краткое введение в Pike. Признайтесь — мало кто из вас слышал об этом языке. Однако язык Pike даже применяется в продакшене (для работы Opera в режиме Turbo).

Краткие характеристики:

— интерпретируемый (не будете думать чем бы заняться во время компиляции);
— cинтаксис: основанный на С (с минимальными отличиями);
— лицензия — GNU GPL, GNU LGPL and MPL;
— объектно-ориентированный;
— со сборщиком мусора (которому кстати, можно подсказывать если очень надо);
— …

История

Язык появился еще 1994 году. Автор Fredrik Hübinette. Предшественником считатся язык LPC (объектно-ориентированный язык на иснове языка C, созданный прежде всего для разработки игр — LPC [1] Тут на самом деле интересная история — но копипастить вики не имеет смысла. Короче говоря, если бы не игры, не было бы языка.

Скажу сразу — с документацией не все в порядке. Далеко не все примеры (даже для новичков) будут работать (причем это может быть даже Hello world!).

Для начала работы можете запустить интерпретатор. Для этого можно просто набрать pike в консоли без параметров. И экспериментировать. Но мы так делать не будем. Давайте просто попишем (например, в блокноте).

Привет, мир!

Текст программы:

int main()
{
  write("Hello world!n");
  return 0;
}

Сохраняем этот текст в hello.pike и запускаем в коммандной строке: pike hello.pike

Теперь с окошечком:

int main()
{
    GTK.setup_gtk(); 
    object w = GTK.AboutDialog();
    w.set_program_name("My GTK hello world program");
    w.signal_connect("destroy", lambda(){exit(0);});
    w.set_title("My first program"); 
    w.set_comments("Pike is a dynamic programming language with a syntax similar to Java and C. "+ 
        "It is simple to learn, does not require long compilation passes and has powerful built-in" +
	    "data types allowing simple and really fast data manipulation.");  
	array(string) arr1=({"Mr. Smith", "and others"});
	array(string) arr2=({"Mrs. Smith", "and others"});    	
    w.set_authors(arr1);
	w.set_artists(arr2);
    w.show_now();
    
  return -1;
}

По щучьему велению… (язык программирования Pike) - 1

Как видим, работа идет через GTK. Возврат -1 из функкции main нужно для того чтобы программа сразу не прекратила работу, иначе окошечка не увидите. Выход и программы происходит по кнопке закрытия окна с помощью прикрепленной лямбда-функции lambda(){exit(0);}

В официальном туториале для этого применяют GTK.Alert(«Hello world!»), но однако у меня такое не заработало (версия 8.0) — видимо туториал устарел.

Структуры данных:

Синтаксис работы с основными структурами данных радует.

Массивы:

int main()
{
    array(string) arr1 = ({ "red", "green", "white" });
	write(arr1);
	write("n");
	array(string) arr2 = ({ "red", "green", "yellow" });
	write(arr2);
	write("n");
	write(arr2 + arr1);  //просто все элементы двух массивов 
	write("n");
	write(arr2 & arr1);  //пересечение 
	write("n");
	write(arr2 | arr1);  //объединение множеств 
	write("n");
	write(arr2 ^ arr1);  //xor - т.е. только те элементы которые не являются общими 
	write("n");
	write(arr2 - arr1);  //разность 
	write("n");
    
  return 0;
}

Результат:

redgreenwhite
redgreenyellow
redgreenyellowredgreenwhite
redgreen
redgreenyellowwhite
yellowwhite
yellow

Maps:

int main()
{
    mapping map2 = (["red":4, "white":42, "blue": 88]);
    mapping map1 = (["red":4, "green":8, "white":15]);	
	
    print_map(map2 + map1);
    print_map(map2 - map1);
    print_map(map2 & map1);
    print_map(map2 | map1);
    print_map(map2 ^ map1);
    
    return 0;
}

void print_map(mapping m){
    array(string) arr;
    arr = indices(m);
    foreach(arr, string key){
        write(key + ":" + m[key] + " ");    
    write("n");
}

Результат:

red:4 green:8 white:15 blue:88
blue:88
red:4 white:15
red:4 white:15 green:8 blue:88
green:8 blue:88

Есть еще так называемые multiset. По сути тоже что mapping, но без значений:

int main(){
    multiset o = (< "", 1, 3.0, 1, "hi!" >); 
    print_multiset(o);	
    return 0;
}

void print_multiset(multiset m){
    array(string) arr;
    arr = indices(m);
    foreach(arr, string key){
        write(key + ":" + m[key] + " ");
    };
    write("n");
}

Результат:

1:1 1:1 3.0:1 :1 hi!:1

Объекты

class car {    
    public string color;
	public string mark;
	private string driver;
	
	void create(string c, string m, string d){	
	    color = c;
		mark = m;		
		driver = d;
	}
	
	string who(){
	    return mark + " " + color + "n";
	}	
}

int main(){
    car car1 = car("red", "vaz", "Mike"); 
    write(car1.who());	
	
    car car2 = car("green", "mers", "Nik");
    write(car2.who());		
    write(car2.mark);
	
    return 0;
}

Результат:

vaz red
mers green
mers

Метод create играет роль конструктора. Есть и модификаторы доступа. Но будьте осторожны с модификатором static. Мало того что он означает совсем не то, что вы подумали — он еще и depricated.

Связь с Java

А теперь дернем код Java (а почему и нет если можем?):

int main()
{
    float pi = Java.pkg.java.lang.Math.PI;
	write("Pi = " + pi + "n");
	
	object syst = Java.pkg.java.lang.System;
	write("time = " + syst.currentTimeMillis() + "n");
	
	object str = Java.pkg.java.lang.String("...Hello!...");	
	write((string)str.substring(3,str.length()-3) + "n");
	
	object map2 = Java.pkg.java.util.HashMap(); 
        object key = Java.pkg.java.lang.String("oops");		
	object val = Java.pkg.java.lang.String("ha-ha");	
	map2.put(key, val);
	write((string) map2.get("oops") + "n");
	
	object map = Java.JHashMap(([ "one":1, "two":2 ]));   
	write((string) map.get("two") + "n");
    
  return 0;
}

Как видно из примера, обращение к классам Java идет через Java.pkg. При печати надо не забывать приводить объекты Java к строке с помощью (string). Можно вызывать обычные методы Java. Как видно из примера, для HashMap есть даже специальная конструкция для облегчения работы (что, впрочем, неудивительно).

Работа с интернетом

Скачаем страничку с интернета и выведем в консоль:

int main()
{
    Protocols.HTTP.Query web_page;
    web_page = Protocols.HTTP.get_url("https://pike.lysator.liu.se/about/");
    string page_contents = web_page->data();  
    write(page_contents);    
    return 0;
}

Щука помнит об СССР:

int main(){
    Geography.Countries.Country c = Geography.Countries.USSR;	
    write(c.name + "n");    
    return 0;
}

Отступление от темы

(Готовя этот материал, параллельно экспериментировал с задачей определения страны по IP адресу — по своему адресу конечно. И вздрогнул когда перепутал программы и мне в ответ пришло «USSR»).

Заключение

Мое личное мнение — любопытный язык, но очень сырой. Или можно его рассматривать как язык, созданный под конкретный проект. Документация очень хромает. Но пусть растут все цветы.

Ссылки

Главная [2]
Википедия (англ) [3]
Статья об языке [4]
github [5]
Roxen (веб-сервер на Pike) [6]

Автор: nemavasi

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/java/257561

Ссылки в тексте:

[1] LPC: https://en.wikipedia.org/wiki/LPC_(programming_language)

[2] Главная: https://pike.lysator.liu.se/

[3] Википедия (англ): https://en.wikipedia.org/wiki/Pike_(programming_language)

[4] Статья об языке: http://www.drdobbs.com/open-source/pike-programming-language/240168647

[5] github: https://github.com/pikelang/Pike

[6] Roxen (веб-сервер на Pike): https://github.com/pikelang/Roxen

[7] Источник: https://habrahabr.ru/post/330638/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best