- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

PMM Summer School: Как пройти школу маркетинга софтверных продуктов и остаться гиком

image

Недавно в Санкт-Петербурге закончилась летняя школа по маркетингу софтверных продуктов (PMM summer school) от JetBrains, о которой уже упоминали здесь [1] и здесь [2]. Чернила еще не высохли, лекции еще не забылись, а организаторы еще не выспались, но спешу поделиться впечатлениями о маркетинге, продуктах, школе PMM и JetBrains. Холивар про маркетинг неисчерпаем, поэтому добро пожаловать под <cut/>!

Мои друзья были настроены скептически относительно курсов Product Marketing Manager и Product Manager, уверяя, что эти люди промоют мне мозг [3] и я лишусь технического рассудка 8). Как оказалось, это навязчивый штамп восприятия, а точнее полное незнание маркетинга. Аналитика, метрики, статистика, моделирование, эксперименты, прогнозирование, big data и все, что хоть как-то может помочь в стохастическом процессе — вот что такое маркетинг. Наконец-то можно применить тонны знаний об IT и математике к конкретному продукту. И это замечательно! Кажется, что это мечта настоящего Гика…

40 часов лекций о Product Marketing Management

Организаторы были на высоте и точно придерживались анонсированного плана. За 7 дней школы эксперты JetBrains успели рассказать 14 лекций о PMM. Видео обещали скоро выложить, а пока из него вырезают острые остроты и инсайдерские инсайды, так что придется подождать. Зато у нас есть слайды:

  1. How JetBrains builds the products users love | Eugene Toporov [4] | slides [5]
  2. Intro: the place of marketing and product management in the whole picture | Mikhail Vink [6] | slides [7]
  3. Developer advocacy: teaching, influencing and having a presence in the community | Hadi Hariri [8] | slides [9]
  4. Working with community and business development | Mikhail Vink [6] | slides [10]
  5. Hypothesis-driven decision-making process | Andrey Cheptsov [11] | slides [12]
  6. Organic channels | Vladimir Sitnikov [13] | slides [14]
  7. Customer lifecycle: funnel optimization | Andrey Cheptsov [11] | slides [15]
  8. Paid channels | Vladimir Sitnikov [13] | slides [16]
  9. Website and CRO overview | Vladimir Sitnikov [13] | slides [17]
  10. Product pricing: cost, customer, competitor. Demand, supply and price elasticity | Vasily Korf [18] | slides [19]
  11. Analytics frameworks, tools and tips | Vladimir Sitnikov [13] | slides [20]
  12. Email marketing | Vladislava Prasolova [21] | slides [22]
  13. Product planning | Mikhail Vink [6] | slides [23]
  14. Product analytics and research methods | Anastasia Chumak [24] and Maria Antropova [25] | slides [26] slides [27]

Product Marketing Management in Action

Самое интересное было применить знания, полученные на лекциях и сделать домашние задания [28]. Все таски были относительно JetBrains или продуктов компании, что делало их не просто интересными, а захватывающими:

  • Community and Business Development. Нужно разработать стратегию развития отношений компании с сообществом пользователей какой-либо технологии (например, Pyramid (Python framework), Laravel (PHP framework), Scala, Swift, ...). Решение. [29]
  • Decision-making process. Выбрав бизнес ресурс/инструмент (например, блог JetBrains, страницу с ценами, ...), требовалось предложить всевозможные улучшения и обосновать свои решения. Решение. [30]
  • Pricing. Несколько заданий, связанных с ценами, например, проанализировать цены конкурентов, разработать промо/скидки, подсчитать параметры покупок. Решение. [31]
  • Email Marketing and Marketing Automation. В этом задании нужно было написать маркетинговое письмо подписчикам, а также разработать nurturing strategy. Решение. [32]
  • Product analytics and research methods Несколько заданий на анализ и аналитику, например оценить количество разработчиков в США, количество программистов C#, а также предложить сценарий эффективного социологического исследования. Решение. [33]

Жителям Хабра будет интересно самим подумать на тему заданий, комментарии и дискуссии приветствуются! Я публикую свои решения с оговоркой, что JetBrains не несет никакой ответственности и не имеет никакого отношения к моим суждениям, а я не претендую на истину в последней инстанции.

Кроме домашних заданий, эксперты JetBrains предлагали студентам решить короткие квизы на тему лекций предыдущего дня. Я думаю, что это хорошая практика, которая помогает восстановить контекст и пролистать слайды/записи. Если вы хотите тоже использовать квизы в своем курсе, то постарайтесь выбрать креативные и не слишком сложные вопросы.

Атмосфера JetBrains

Ребята из JetBrains смогли создать отличную атмосферу для обучения, творчества и дискуссии, а про их офис давно ходят легенды [34]. Если вы будете организовывать подобные мероприятия, то вот мой субъективный чеклист того, что оставит хорошие воспоминания о курсе, треке или школе — называйте как хотите:

  1. Доброжелательность и открытость. Например, когда вы приходите в компанию, вам дарят блокнот, а не снимают отпечатки пальцев на ресепшн.
  2. Хорошая подготовка. Оригинальные слайды, редкая информация и личный опыт — залог интересной лекции.
  3. Общение в неформальной обстановке. Михаил Винк [6] MikhailVink [35], Андрей Чепцов [11] andreycheptsov [36] и Анастасия Казакова [37] anastasiak2512 [38] ответили, пожалуй, на 1 000 000 вопросов на кофепойнте, за что им огромное спасибо!
  4. Бонусные мероприятия. Ребята из JetBrains не пожалели своего воскресенья и устроили классный день с пирогами, круглым столом и выходом на крышку. Это было супер!
  5. Фидбек. Организаторы поделились своими оценками, а также анализом нашего фидбека школы.
  6. Коммуникация. Найдите подходящий способ общения со своей группой. Мы использовали канал slack [39], что было достаточно удобным и новым для меня.
  7. Честность. Всегда есть неудобные и каверзные вопросы, отвечать на которые нужно только честно и открыто. Не получилось, зафакапили, сломалось — скажите правду и попытайтесь исправить. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
  8. Магия. Если к делу подходить с душой, то все получится!

Что было самое сложное и самое простое?

Лично для меня самое сложное в школе PMM было написать маркетинговое письмо с промоакцией. Мы все ненавидим маркетинговый булшит и 100500 сообщений спама в ящике. Но когда хочешь сделать хорошее людям (читай себе) и сам пишешь подобные письма… Боже какой отборный булшит получается!!! Это просто фантастика! Я не буду писать о своих мучениях на протяжении 4 ночей, а предлагаю вам самим попробовать прорекламировать отличный продукт AppCode [40] так, чтобы не было больно и обидно. Главный вывод, который я сделал из этого задания, что если нет стоящего информационного повода, например выхода новой версии продукта, события в комьюнити, конференции, юбилея, или еще чего-либо, ваше сообщение обречено на такие ужасные слова как FREE, WIN-WIN, TRY и так далее.

Самым простым оказалось общаться с экспертами. Во-первых в JetBrains простота общения зашита на уровне корпоративной культуры — ты можешь поболтать с CEO, спросить его как дела, а во-вторых в JetBrains все (абсолютно все), начиная с HR, заканчивая CEO, пишут код. Может быть поэтому маркетинг в редакции от JetBrains выглядит таким привычным.

Вместо прощания

Огромное спасибо коллегам из JetBrains за то, что они не пожалели своего личного времени и провели школу PMM, особенно организаторам школы — Михаилу Винк [6] и Андрею Чепцову [11]. Спасибо и студентам за интересные идеи, networking и дружелюбность. В целом в школе PMM приняло участие более 55 человек и было бы трудно перечислить всех, не забыв кого-нибудь.

Надеюсь, что коммьюнити поддержит инициативу летних школ от JetBrains (не обязательно по PMM) и таких мероприятий станет больше.

Кроме того, получилась интересная подборка книг, статей и материалов по теме PMM (спасибо Илье Онскуль [41]), которой спешу поделиться с тобой, читатель: Spotify Engineering Culture [42], 54 articles for PdM [43], A day in the life of Product Manager [44], Valve Employee Handbook [45], Removing Barriers by Hadi Hariri [46], KLM makes 25 mln on social media [47], Online media and shaming [48], Best PHP IDE survey [49], RCS video with Will Reynold [50], Autosuggest tool [51], Branding in Digital Age [52], Art of Evangelism [53], Growth by Alex Shultz [54], How to build products users love [55], JTBD practices [56], Netflix culture [57], Product evolution analytics and A/B tests [58], Digital Age and attention Span [59], Conversion Rate Optimization [60], Customer Journey to Online Purchase [61], OpenRefine [62], The definitive guide to lead nurturing [63], The definitive guide to marketing automation [64], The definitive guide to lead generation [65], The definitive guide to engaging email marketing [66].

Все упомянутые в статье материалы выложены на GitHub github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school [67].

На этом все, ставьте лайк, оставляйте комментарии, подписывайтесь [68], а свои видео на обзор присылайте к нам на яндекс почту. А это сис… хм, пойду-ка я отдохну))

Автор: paullarionov

Источник [69]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/jetbrains/95669

Ссылки в тексте:

[1] здесь: http://megamozg.ru/company/JetBrains/blog/17048/

[2] здесь: http://megamozg.ru/company/JetBrains/blog/15794/

[3] мозг: http://www.braintools.ru

[4] Eugene Toporov: https://twitter.com/topka

[5] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/01%20How%20JetBrains%20builds%20the%20products%20users%20love%2C%20Eugene%20Toporov.pdf

[6] Mikhail Vink: https://twitter.com/mikhail_vink

[7] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/02%20The%20place%20of%20marketing%20and%20product%20management%20in%20the%20whole%20picture%2C%20Mikhail%20Vink.pdf

[8] Hadi Hariri: https://twitter.com/hhariri

[9] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/03%20Developer%20advocacy%2C%20Hadi%20Hariri.pdf

[10] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/04%20Working%20with%20community%20and%20business%20development%2C%20Mikhail%20Vink.pdf

[11] Andrey Cheptsov: https://twitter.com/andrey_cheptsov

[12] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/05%20Hypothesis-driven%20decision-making%20process%2C%20Andrey%20Cheptsov.pdf

[13] Vladimir Sitnikov: https://twitter.com/de4e

[14] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/06%20Organic%20channels%2C%20Vladimir%20Sitnikov.pdf

[15] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/07%20Customer%20lifecycle%20-%20funnel%20optimization.%20Andrey%20Cheptsov.pdf

[16] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/08%20Paid%20channels%2C%20Vladimir%20Sitnikov.pdf

[17] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/09%20Website%20and%20CRO%20overview%2C%20Vladimir%20Sitnikov.pdf

[18] Vasily Korf: https://www.facebook.com/korfich

[19] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/10%20Product%20pricing%2C%20Vasily%20Korf.pdf

[20] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/11%20Analytics%20frameworks%2C%20tools%20and%20tips%2C%20Vladimir%20Sitnikov.pdf

[21] Vladislava Prasolova: https://twitter.com/V_LadySlava

[22] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/12%20Email%20marketing%2C%20Vladislava%20Prasolova.pdf

[23] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/13%20Product%20planning%2C%20Mikhail%20Vink.pdf

[24] Anastasia Chumak: https://ru.linkedin.com/pub/anastasia-chumak/30/941/405

[25] Maria Antropova: https://ru.linkedin.com/pub/maria-antropova/85/787/355

[26] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/14%20Product%20analytics%20and%20research%20methods%2C%20Anastasia%20Chumak.pdf

[27] slides: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/lectures/14%20Product%20analytics%20and%20research%20methods%2C%20Maria%20Antropova.pdf

[28] домашние задания: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/home/HomeAssignments.pdf

[29] Решение.: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/home/Task1_GoCommunityandBusinessDevelopmentReport_PaulLarionov.pdf

[30] Решение.: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/home/Task2_DecisionmakingProcess_PaulLarionov.pdf

[31] Решение.: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/home/Task3_Pricing_PaulLarionov.pdf

[32] Решение.: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/home/Task4_EmailMarketingandMarketingAutomation_PaulLarionov.pdf

[33] Решение.: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/home/Task5_ProductAnalyticsandResearchMethods_PaulLarionov.pdf

[34] легенды: http://www.the-village.ru/village/city/interior/132685-interier-nedeli-peterburg-ofis-it-kompanii-jetbrains

[35] MikhailVink: http://geektimes.ru/users/mikhailvink/

[36] andreycheptsov: http://geektimes.ru/users/andreycheptsov/

[37] Анастасия Казакова: https://twitter.com/anastasiak2512

[38] anastasiak2512: http://geektimes.ru/users/anastasiak2512/

[39] slack: https://slack.com/

[40] AppCode: https://www.jetbrains.com/objc/

[41] Илье Онскуль: https://ru.linkedin.com/pub/ilya-onskul/1a/270/6a8

[42] Spotify Engineering Culture: https://vimeo.com/85490944

[43] 54 articles for PdM: https://medium.com/@noah_weiss/50-articles-and-books-that-will-make-you-a-great-product-manager-aad5babee2f7

[44] A day in the life of Product Manager: https://medium.com/@andrewjbryk/a-day-in-the-life-of-a-product-manager-1211b8706f67

[45] Valve Employee Handbook: http://www.valvesoftware.com/company/Valve_Handbook_LowRes.pdf

[46] Removing Barriers by Hadi Hariri: https://vimeo.com/131644347

[47] KLM makes 25 mln on social media: https://econsultancy.com/blog/65752-klm-we-make-25m-per-year-from-social-media/

[48] Online media and shaming: https://www.ted.com/talks/jon_ronson_what_happens_when_online_shaming_spirals_out_of_control?language=en

[49] Best PHP IDE survey: http://www.sitepoint.com/best-php-ide-2014-survey-results/

[50] RCS video with Will Reynold: https://moz.com/blog/2012-mozcon-videos-are-here

[51] Autosuggest tool: http://ubersuggest.org/

[52] Branding in Digital Age: https://hbr.org/2010/12/branding-in-the-digital-age-youre-spending-your-money-in-all-the-wrong-places

[53] Art of Evangelism: http://guykawasaki.com/the-art-of-evangelism/

[54] Growth by Alex Shultz: https://clip.mn/embed/yt-n_yHZ_vKjno?th=dark&pr=F06531&ap=1&pid=yc&ch=1

[55] How to build products users love: https://clip.mn/embed/yt-sz_LgBAGYyo?th=dark&pr=F06531&ap=1&pid=yc&ch=1

[56] JTBD practices: http://jtbd.info/#practices-intro-dest

[57] Netflix culture: http://www.slideshare.net/reed2001/culture-1798664

[58] Product evolution analytics and A/B tests: http://msk14.agiledays.ru/members/profile/269/#report-50

[59] Digital Age and attention Span: http://advertising.microsoft.com/en/cl/31966/how-does-digital-affect-canadian-attention-spans

[60] Conversion Rate Optimization: http://www.conversion-rate-experts.com/articles/

[61] Customer Journey to Online Purchase: https://www.thinkwithgoogle.com/tools/customer-journey-to-online-purchase.html

[62] OpenRefine: http://openrefine.org/

[63] The definitive guide to lead nurturing: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/etc/01_-_marketo-definitive-guide-to-lead-nurturing.pdf

[64] The definitive guide to marketing automation: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/etc/02_-_the-definitive-guide-to-marketing-automation.pdf

[65] The definitive guide to lead generation: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/etc/03_-_the-definitive-guide-to-lead-generation.pdf

[66] The definitive guide to engaging email marketing: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school/blob/master/etc/04_-_the-definitive-guide-to-engaging-email-marketing.pdf

[67] github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school: https://github.com/paullarionov/jetbrains_pmm_school

[68] подписывайтесь: https://twitter.com/PaulLarionov

[69] Источник: http://geektimes.ru/post/259848/