- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Почему капчи стали такими сложными

Доказывать, что ты не робот, становится всё сложнее

Почему капчи стали такими сложными - 1

В какой-то момент прошлого года постоянные требования от Google доказать, что я человек, начали казаться всё более агрессивными. Всё чаще за простой и немного чересчур милой кнопочкой «Я не робот» начали появляться требования доказать это – выбрав все светофоры, переходы или витрины в сетке изображений. Вскоре светофоры начали прятаться в листве, переходы искажаться и уходить за угол, а вывески магазинов стали размытыми и перешли на корейский язык. Есть что-то весьма разочаровывающее в неудачных попытках найти на изображении пожарный гидрант.

Эти тесты называются CAPTCHA – акроним от «полностью автоматического публичного теста Тьюринга, предназначенного для различения людей и компьютеров», и когда-то они уже доходили до подобной степени неразборчивости. В начале 2000-х простых изображений с текстом было достаточно, чтобы остановить большинство спам-ботов. Прошло десять лет, и после того, как компания Google купила программу у исследователей из Университета Карнеги-Меллона и использовала её для оцифровки в проекте Google Books, тексты приходилось всё сильнее искажать и скрывать, чтобы обгонять улучшающиеся программы оптического распознавания символов – те самые программы, которые помогали улучшать те самые люди, кому приходилось разгадывать все эти капчи.

Поскольку CAPTCHA – элегантный инструмент для тренировок ИИ, то любой придуманный тест может продержаться лишь некоторое время, что признают и его изобретатели. Со всеми этими исследователями, мошенниками, и простыми людьми, решающими миллиарды задачек на грани возможного для ИИ, в какой-то момент машины просто обязаны были нас обогнать. В 2014-м Google стравила [1] между собой свой лучший алгоритм по разгадыванию самых искажённых текстов и людей: компьютер правильно распознал текст в 99,8% случаев, а люди всего в 33% [2].

После этого Google перешла на NoCaptcha ReCaptcha [3], наблюдающую за поведением людей и собирающую их данные, что позволяет некоторым из них пройти дальше просто по клику на кнопке «Я не робот», а другим выдаёт задачи на поиск изображений, которые мы сегодня и наблюдаем. Но машины снова настигают нас. Все эти навесы, которые могут быть или не быть витринами магазинов – это заключительная стадия гонки вооружений людей и машин.

Язон Полакис, профессор информатики в Университете Иллинойса в Чикаго лично отвечает за недавнее усложнение капчи. В 2016-м он опубликовал работу, в которой использовал готовые программы распознавания изображений, включая собственный поиск по изображением от Google, чтобы решать капчи с точностью в 70%. Другие исследователи справлялись с распознаванием аудио капчи от Google при помощи программ по распознаванию речи от самой же компании.

Машинное обучение уже не хуже людей справляется с распознаванием простых текстов, изображений и голоса, говорит Полакис. Алгоритмы, возможно, даже делают это уже лучше: «Мы дошли до момента, когда усложнение задач для софта приводит к тому, что задачи становятся чрезмерно сложными для людей. Нам нужна альтернатива, но чёткого плана пока нет».

Литература по капчам переполнена фальстартами и странными попытками найти что-то кроме текста и изображений, с чем хорошо справляются все люди и плохо справляются машины. Исследователи пробовали [4] предлагать пользователям сортировать изображения людей по выражению лиц, полу и этнической принадлежности (можете представить, как это прошло). Были предложения организовать капчи с викторинами, капчи на основе колыбельных [5], распространённых в тех местах, где, как предполагается, вырос пользователь. Такие капчи с культурной привязкой нацелены не только на роботов, но и на людей из других стран, решающих капчи за копейки. Люди пытались загнать алгоритмы распознавания изображений в тупик, предлагая пользователю опознать, например, свинью, но при этом рисованную и в солнечных очках. Исследователи изучали такие варианты, как предложить пользователям распознать объекты в мешанине калейдоскопа [6]. В одном из интересных вариантов в 2010-м исследователи предложили использовать капчу для сортировки древних петроглифов [7] – компьютеры плохо справляются с распознаванием скетчей или изображений оленей на стенах пещер.

Недавно были попытки разработать игровые капчи [8], где пользователю нужно вращать объекты на определённые углы или передвигать кусочки головоломки, причём инструкции по решению капчи давались не в виде текста, а в виде символов, или же подразумевались по контексту игрового поля. Надежда на то, что люди поймут логику загадки, а компьютеры без чётких инструкций споткнутся. Другие исследователи пытались использовать факт наличия у людей тел, и применяли камеры устройств или дополненную реальность для интерактивного подтверждения наличия человека.

Со многими из этих тестов проблема не в том, что роботы слишком умные, а в том, что люди плохо с ними справляются. И дело не в том, что люди тупые; они просто очень сильно различаются по языку, культуре и опыту. Избавившись от всего этого, чтобы сделать тест, который может пройти любой человек без тренировки и долгих размышлений, мы остаёмся с такими грубыми задачами, как распознавание изображений – а это именно то, с чем хорошо справится специально заточенный под это ИИ.

«Тесты ограничены возможностями человека, — говорит Полакис. – Дело не только в физических возможностях – нужно найти что-то межкультурное, межъязыковое. Нужна задача, которая хорошо работает с человеком из Греции, с человеком из Чикаго, с человеком из Южной Африки, Ирана и Австралии одновременно. И она не должна зависеть от культурных нюансов и различий. Нужна задача, с которой хорошо справляется средний человек, она не должно быть ограничено определённой подгруппой людей, и она должна быть трудной для компьютера. Всё это сильно ограничивает выбор вариантов. А ещё это должно быть что-то, с чем люди справляются быстро, и что не сильно раздражает».

Попытки решения этих загадок с размытыми картинками быстро переводят человека на философские рельсы: есть ли какое-то универсальное человеческое качество, которое можно продемонстрировать машине, и которое машина не может имитировать? Что значит – быть человеком?

Может, наша человечность измеряется не тем, как мы выполняем задачи, а тем, как мы ведём себя, продвигаясь сквозь мир – или, в данном случае, сквозь интернет. Игровые капчи, видеокапчи, любые капчи, которые вы сможете придумать, в итоге будут взломаны, говорит Шуман Госмахумдер [Shuman Ghosemajumder], занимавшийся в Google борьбой с автоматизацией кликов, а потом ставший технологическим директором компании по распознаванию роботов Shape Security. Он склоняется в сторону «постоянной авторизации» вместо отдельных тестов – к наблюдению за поведением пользователя и поиску признаков автоматизации. «Реальный человек не очень хорошо контролирует моторику, и не может двигать мыш одинаковым образом много раз во время нескольких взаимодействий, даже если будет пытаться сделать это», — говорит Госмахумдер. Робот будет взаимодействовать со страницей, не двигая мышью, или двигая её очень точно, а в действиях человека будет наблюдаться «энтропия», которую сложно подделать, говорит Госмахумдер.

Собственная команда Google, занимающаяся капчей, работает в сходном направлении. Последняя версия reCaptcha v3 [9], выход которой был объявлен в конце прошлого года, использует «адаптивный анализ рисков» для оценки трафика по подозрительности; владельцы сайтов могут предлагать подозрительным пользователям задачи вроде ввода пароля или двухфакторной авторизации. В Google не сообщают, какие факторы учитываются при оценках, кроме того, что компания оценивает, как выглядит на сайте «хороший трафик», и использует эту информацию для фильтрации «плохого трафика», согласно Сай Кормаи [Cy Khormaee], менеджеру продукта из команды CAPTCHA. Исследователи в области безопасности говорят, что это, вероятно, смесь куков, атрибутов браузера, закономерностей трафика и других факторов. Один недостаток новой модели распознавания роботов состоит в том, что навигация в вебе при попытках минимизации наблюдений за пользователем может стать немного раздражающей, поскольку такие вещи, как VPN и расширения, затрудняющие отслеживание пользователя, могут отметить вас, как подозрительного.

Аарон Маленфант [Aaron Malenfant], ведущий инженер команды CAPTCHA в Google, говорит, что сдвиг в сторону от тестов Тьюринга должен помочь обойти соревнование, которое люди всё время проигрывают. «Чем больше мы будем вкладываться в машинное обучение, тем сложнее эти задачи будут становиться для людей, и, в частности, поэтому мы запустили CAPTCHA V3 – чтобы опередить эту кривую». Маленфант говорит, что через 5-10 лет задачи в капче вообще не будут иметь смысла. Большая часть веба будет зависеть от постоянного скрытого теста Тьюринга, работающего на фоне.

В своей книге «Самый человечный человек» Брайан Кристиан [Brian Christian] принимает участие в тесте Тьюринга в качестве подсадной утки и понимает, что очень сложно доказать свою человечность в беседах. С другой стороны разработчики ботов обнаружили, что эти тесты легко пройти, не притворяясь красноречивым или интеллектуальным собеседником, а отвечая на вопросы при помощи нелогичных шуток, делая опечатки, или, как в случае бота, выигравшего соревнование Тьюринга в 2014-м [10], заявляя, что ты – 13-летний украинский мальчик, плохо говорящий по-английски. Ведь человеку свойственно ошибаться. Возможно, что такое будущее ждёт и капчу, самый распространённый тест Тьюринга в мире – новая гонка вооружений будет создавать не роботов, превосходящих людей в сортировке изображений и разборе текста, а роботов, делающих ошибки, промахивающихся по кнопкам, отвлекающимся и переключающим вкладки. «Думаю, народ начинает понимать, что есть области применения для симуляции среднего пользователя-человека… или тупых людей», — говорит Госмахумдер.

Капчи могут сохраниться и в этом мире. В 2017-м Amazon зарегистрировала патент [11] на схему, в которой используются оптические иллюзии и логические задачки, с которыми тяжело справляться людям. Этот тест называется «тест Тьюринга через ошибку», и единственный способ пройти его – дать неверный ответ.

Автор: SLY_G

Источник [12]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kapcha/308167

Ссылки в тексте:

[1] стравила: https://security.googleblog.com/2014/04/street-view-and-recaptcha-technology.html

[2] всего в 33%: https://www.youtube.com/watch?v=r-HlJyNWfoY&feature=youtu.be&t=260

[3] NoCaptcha ReCaptcha: https://security.googleblog.com/2014/12/are-you-robot-introducing-no-captcha.html

[4] пробовали: https://www.researchgate.net/publication/233910093_An_Image-Based_CAPTCHA_Scheme_Exploiting_Human_Appearance_Characteristics

[5] колыбельных: http://patft.uspto.gov/netacgi/nph-Parser?Sect1=PTO2&Sect2=HITOFF&p=1&u=%2Fnetahtml%2FPTO%2Fsearch-bool.html&r=1&f=G&l=50&co1=AND&d=PTXT&s1=10114942.PN.&OS=PN/10114942&RS=PN/10114942

[6] мешанине калейдоскопа: https://www.technologyreview.com/s/417016/emergent-images-to-outwit-spambots/

[7] древних петроглифов: https://www.researchgate.net/publication/221460791_Using_CAPTCHAs_to_Index_Cultural_Artifacts

[8] игровые капчи: http://patft.uspto.gov/netacgi/nph-Parser?Sect1=PTO2&Sect2=HITOFF&p=1&u=%2Fnetahtml%2FPTO%2Fsearch-bool.html&r=1&f=G&l=50&co1=AND&d=PTXT&s1=10068075.PN.&OS=PN/10068075&RS=PN/10068075

[9] reCaptcha v3: https://webmasters.googleblog.com/2018/10/introducing-recaptcha-v3-new-way-to.html

[10] соревнование Тьюринга в 2014-м: https://en.wikipedia.org/wiki/Eugene_Goostman

[11] зарегистрировала патент: http://patft.uspto.gov/netacgi/nph-Parser?Sect1=PTO2&Sect2=HITOFF&p=1&u=%2Fnetahtml%2FPTO%2Fsearch-adv.htm&r=1&f=G&l=50&d=PALL&S1=9767263.PN.&OS=PN/9767263&RS=PN/9767263

[12] Источник: https://habr.com/ru/post/439500/?utm_campaign=439500