- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике

Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.

В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 1

Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».

Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.

Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.

Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 2
Источник [1]

Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?

  • Самое главное – у взрослых слушателей имеется накопленный багаж, опыт. Этот опыт должен учитываться в процессе обучения. Если игнорировать уже имеющийся у учащихся опыт, обучение становится неэффективным и бессмысленным. При этом опыт у разных слушателей существенно различается. Часто преподавателям приходится «бороться» со сложившимися стереотипами.
  • Существенно меняется роль преподавателя. Это уже не непререкаемый авторитет, а «простой смертный». Преподаватель находится не над коллективом учащихся, а внутри. Он – проводник, организатор, его задача – вести свою группу в «светлое будущее». Слушатели же являются равноправными участниками своей группы и могут воздействовать на направление движения. Авторитарный, командный стиль ведения занятий недопустим.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 3
Источник [2]

Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.

В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» [3] мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 4
Источник [4]

  • Слушатели могут иметь сильно различающиеся мотивации обучения, и это необходимо учитывать. Без персонального подхода к каждому слушателю в такой ситуации не обойтись.
  • Обучение взрослых, как правило, краткосрочное и интенсивное. Растягивать программу нельзя, чтобы надолго не отрывать специалистов от своих рабочих обязанностей. В нашем учебном центре обычно продолжительность курсов – 5 дней, по 8 академических часов каждый.

Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.

  • Чтобы обеспечить эффективность обучения, следующего принципам андрагогики, количество слушателей в группе должно быть небольшим, в районе 10 человек.

Эти постулаты взяли на вооружение учебные центры в сфере информационных технологий. Сеть таких учреждений, преимущественно коммерческих, сложилась в России к началу этого века.
Но постепенно ситуация в образовании снова начала качественно меняться. Обусловлено это рядом факторов.

  • Процедура публикации информации стала очень простой и доступной для всех желающих, а скорость распространения информации – почти мгновенной. Это произошло благодаря развитию интернета, поисковых систем и социальных сетей.
  • Стало повсеместным использование электронных гаджетов, подключенных к высокоскоростным мобильным сетям – прежде всего речь идет о смартфонах и планшетах. Этот фактор изменил не только подходы к разработке и распространению программного обеспечения, но также повысил доступность образовательного контента. Теперь по сути любой человек может получать доступ к образовательным материалам в любое время и из любого места Земли и даже космоса.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 5
Источник [5]

  • Развитие компьютерной техники и магистральных сетей передачи данных теперь позволяет хранить и быстро передавать огромные массивы сложных данных. Образовательный контент из преимущественно текстово-графического стал по большей части мультимедийно-интерактивным.
  • Электронное обучение (elearning), а также простые инструментарии для подготовки электронных учебных материалов стали данностью, реальностью сегодняшнего дня.

Таким образом, в начале этого века начала оформляться теория нового подхода к обучению, которая получила название «хьютагогика» (эвтагогика).

Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.

Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) [6] в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 6
Источник [7]

Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.

Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.

Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.

Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.

При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.  

Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 7
Источник [8]

Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.

Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.

Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».

В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла [9].

Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике - 8
Источник [10]

Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?

Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.

Автор: juliashikova

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kar-era-v-it-industrii/269395

Ссылки в тексте:

[1] Источник: http://russlovo.today/files/project_4311/img/04.16.EGE/tzr-02.jpg

[2] Источник: http://www.kazakhstanzaman.kz/wp-content/uploads/2016/05/13173302_1018495781522353_8939853917365703466_o.jpg

[3] «Сетевая Академия ЛАНИТ»: https://academy.ru/

[4] Источник: http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Mir-professij/0003-004-Mir-professij.jpg

[5] Источник: http://digitalinfusions.com/wp-content/uploads/2013/03/vatican-papal-conclave-2013-e1493176470645.jpg

[6] Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon): http://epubs.scu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1147&context=gcm_pubs

[7] Источник: https://cbsnews1.cbsistatic.com/hub/i/2012/07/31/ca189420-a644-11e2-a3f0-029118418759/149565757_10.jpg

[8] Источник: http://3.bp.blogspot.com/-1JEorEHJ3BY/UnaTO-kFMhI/AAAAAAAAAig/7omMYwWpAeQ/s1600/%C3%A7in+s%C4%B1nav.jpg

[9] обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла: https://mafiadoc.com/learning-technologies_59802b951723ddef56d7ae73.html

[10] Источник: https://animedia-company.cz/use-of-reading-blog/

[11] Источник: https://habrahabr.ru/post/343396/