- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Я занимаюсь Developer Relations уже шестой год. Профессия новая. Мне очень хотелось увидеть российский деврел в полном объеме: поискать не только ответы, но и сформулировать новые вопросы в нашей индустрии. Откуда в неё приходят, как развиваются, с какими сложностями сталкиваются? Поэтому я провела исследование, в котором участвовали 77 специалистов по Developer Relations. Планирую его повторять ежегодно.
В DevRel пришли все. Он сейчас в тренде, на хайпе.
Если вы — хоть сколько-нибудь приличная IT-компания, придётся поддерживать свой имидж в информационном поле. Это теперь must have, гигиенический минимум, который можно осилить одним деврелом на все руки.
Но время деврелов-одиночек, которые поднимали технический бренд продуктовых компаний, уходит. Сейчас работают целые деврел-команды. Я начала это замечать ещё раньше, а теперь это подтверждают результаты опроса.
Сегодня компании готовы нанимать вчерашних джунов лидами всего DevRel направления. Специалисты уровней от джуна до синьора приходят в DevRel из IT, PR и HR. При этом стратегию продвижения определяют все — от джунов до хедов. И нам с этим жить.
Нет сложившейся школы стандарта профессии: специализированных ресурсов на русском всё ещё мало. Учимся друг у друга и из смежных сфер, это видно по ссылкам в опросе. Западный опыт тоже важен, но он не всегда перекладывается на российские реалии.
Несмотря на результаты исследования, мне кажется, что джуниоров больше по факту. Многие постеснялись участвовать в опросе, решив, что они ещё недостаточно деврелы.
Знаю, что многих интересует вопрос зарплат. Я умышленно не стала включать его в исследование, опасаясь, что это помешает ответить честно или поделиться контактными данными. Планирую в конце года запустить полностью анонимный опрос именно под эту задачу.
Я постаралась вовлечь всех специалистов, до кого смогла дотянуться. Только в Телеграме мой призыв к деврелам увидело 4 400 человек. Всего опросом поделились 37 источников. Вот несколько из них:
Говорите громче! [1]
23derevo [2]: чат
Рассылки от Ontico
DevRelAll [3]
CodeFest [4]
Моя личная страница на Фейсбук
Репосты от Даши Богомоловой, Лизы Швец, Тони Татчук, Лёши Корнеева, Жени Фомина, Игоря Радионова
Прошли опрос 77 человек. Данные уже очищены от спама и нерелевантных комментариев. В выборку по понятным причинам попали только те компании, в которых уже есть хотя бы кто-то причастный к деврелу.
Надеюсь, в следующих исследованиях нас станет больше. Чтобы не пропустить анонс, следите за моим каналом “Говорите громче!” [1] или оставьте свои контакты [5] — я сообщу о новом запуске.
Иногда сумма ответов больше 100%: это значит, что в вопросе можно было выбрать несколько значений. No cheating!
Был соблазн предложить участникам выбирать из видов деврелов [6]. Но тестовый прогон выявил, что у нас ещё слабая специализация, поэтому вопрос про задачи я сочла более показательным. Предсказуемо, большинство деврелов занимаются ивентами, сообществами, спикерами и авторами, а также половина участников определяют стратегию продвижения.
Что ещё
Выступаю от лица бренда на техническую аудиторию — 22% (17 опрошенных)
Пишу статьи — 21% (16 опрошенных)
Делаю SMM — 18% (14 опрошенных)
Выступаю от лица бренда на С-level менеджмент — 9% (7 опрошенных)
Пишу публичную документацию по использованию технологии — 9% (7 опрошенных)
Внутренние процессы HR (помощь в докрутке, создании) — 1% (1 опрошенный)
Даю интервью — 1% (1 опрошенный)
Записываю видео — 1% (1 опрошенный)
Организую перевод документации и статей — 1% (1 опрошенный)
Управляю командой — 1% (1 опрошенный)
Член ПК — 1% (1 опрошенный)
DX (MOFU content, support) — 1% (1 опрошенный)
Growth (TOFU content, partnerships) — 1% (1 опрошенный)
Мне стало любопытно, кто же определяет стратегию продвижения, цели и задачи, и обнаружила, что этим занимаются все от мала до велика, с любым опытом в профессии. Даже джуниоры с опытом работы менее года.
Объемы задач и планка качества, которую задала индустрия за последние пять лет, подталкивают к созданию уже целых команд деврелов. В одного делать качественно становится слишком трудно. Вопросы выгорания звучали ото всех и в 2019, и в 2020 году. Как только с карантинными ограничениями стало понятнее, команды начали расти на глазах.
2-5 человек — 50,6% (39 ответов)
1 человек — 33,8% (26 ответов)
5-10 человек — 5,2% (4 ответа)
Была опция 10-20 человек, но её никто не выбрал
Больше 20 человек — 2,6% (2 ответа)
N/A — 7,8% (6 ответов)
Треть участников планировали расширить команду до конца 2021 года.
Нет — 64,9 % (50 ответов)
Да, открываем 1-2 позиции — 28,6% (22 ответа)
Да, открываем 3-5 позиций — 5,2% (4 ответа)
Да, открываем 20 и более позиций — 1,3% (1 ответ)
К концу года всего 18 участников (23%) останутся деврелом в одном лице.
Приятно было увидеть, что наши коллеги работают не только на локальном уровне, но и на мировом.
Россия — 24,4% (30 ответов)
СНГ — 8,9% (11 ответов)
Worldwide — 4,1% (5 ответов)
С приходом онлайна и в условиях жесткой конкуренции в столице компании стали фокусироваться на всю страну.
Профессиональная тоска по теплому ламповому оффлайну. Работать в онлайне деврелы так и не полюбили; это на порядки сложнее.
Да, офлайн круче — 49,4% (38 человек)
Не знаю — 24,7% (19 человек)
Да, формат не важен — 14,3% (11 человек)
Нет, как и раньше — 6,5% (5 человек)
Нет, онлайн круче — 5,2% (4 человека)
Общение с коллегами, как в любой новой профессии, играет решающую роль. Кто те 6 деврелов, которые не общаются с коллегами? Не представляю, как такое возможно =)
Джуниоры больше других ходят на какие-то курсы. Я постучалась ко всем, кто оставлял свои контакты, и разузнала, какие курсы они посещали и нашли полезными.
Список курсов:
Так я узнала, что существует деврел-радио. Но в итоге всё свелось к подкастам по IT тематикам, а не для деврелов. Думаю исключить этот вопрос.
Podlodka [14] — 9 человек
Запуск завтра [15] — 4 человека
Moreview [16] — 2 человека
Make Sense [17] — 2 человека
Радио-Т [18] — 2 человека
Как делают игры [19]
Карьерная стремянка [20]
Мы все умрём [21]
План Б [22]
Серебряная Чпуля [23]
Acquired [24]
Compositional [25]
CoRecursive [26]
DevRel Radio [27]
DevZen [28]
Functional Geekery [29]
LinkmeUp [30]
Modern CTO [31]
New Podcast [32]
Write the Docs [35]
YaTalks [36]
Кроме очевидного, указали и ресурсы из смежных профессий: про тексты, про маркетинг, а также зарубежные материалы про деврел.
23derevo [2]
Блог Ильяхова [37]
Боль тимлида [38]
Главред [39]
Рассылки от JUG.ru
Рассылки от Ontico
Группа "Управление и разработка больших IT проектов"
Медуза
DevRel Newsletter (Eng)
DevRel Weekly (Eng)
DevRelAll [3]
Hackernews
My DevRel [40]
Russian Community Managers
Tech London Advocates (Eng)
Techcrunch [41]
В топ попали люди, за которых проголосовало больше одного человека. Вопрос был необязательным и со свободным вводом, поэтому всего на него ответили около 50% участников.
Дисклеймер: так как выборка смещена на те ресурсы, через которые я набирала респондентов, статистика здесь смещена в мою пользу и наверняка искажает реальную картину.
Вообще не трачу — 24,7% (19 человек)
До 50 тысяч — 42,9% (33 человека)
50-100 тысяч — 15,6% (12 человек)
100-150 тысяч — 9,1% (7 человек)
Больше 150 тысяч — 3,9% (3 человека)
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Несколько человек руками написали, что им важна вовлеченность и поддержка топ-менеджмента в развитие направления developer relations. Я считаю, что это ключевое условие, без которого заниматься деврелом довольно бессмысленно. Думаю включить этот критерий в следующий опрос.
Весь список того, что участники дописали сами:
Готовность руководства поддерживать деврел
Вовлечённость и поддержка топ-менеджмента
Свобода в действиях и выборе стратегии
Сложность задач
Территориальная близость
Качество и сложность собеседования
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Всеобщая боль - онлайн и ковид. Очень много вопросов инструментальных: как делать задачи, где искать людей. Но появились и вопросы, связанные с деврел командой.
4 вопроса всеобщей боли, ответ на который — “НИКАК!”:
Как объяснить старому бизнесу, что без деврела цифровизацию не провернуть?
Как попасть на нужные офлайн-конференции, когда они постоянно переносятся из-за ковида?
Как создать внутреннее сообщество, если нет лидеров и инициаторов?
Как формировать полезные компании сообщества в командах, где люди в принципе не довольны работой?
Вопросы о вечном:
Как быть заметным, но не навязаться?
Кто виноват и что делать?
Почему в Москве нет сложившегося оффлайнового IT комьюнити кроме тусовок конференций?
Как не навалять непрофессиональному медиаменеджеру?
Почему в России плохо развит корпоративный open source?
Почему так много токсика в комментах на хабре ))
Пунктуация и стилистика респондентов сохранены.
Переход на онлайн и последствия ковида:
Как приспособиться к найму, когда все изменилось?
Какая у кого политика в ковид для небольших встреч?
Когда же это всё закончится?
Когда и как безопасно возвращаться в офлайн?
Нестабильная ситуация с ковидом: что делать?
Активности в онлайне и их эффективность
В конфы не безопасно вкладываться, как перестраивать все процессы на онлайновый формат, чтобы нетворкинг не терялся?
Вовлеченность аудитории в онлайн
Выход в онлайн. Как это все работает, как подготовить площадку, вещание?
Как делать качественный онлайн?
Как заставить людей смотреть/участвовать в докладах через зум?
Как повысить эффективность ивентов в онлайне?
Как сделать вовлеченность аудитории, которая приходит к вам на онлайн-стенд на ИТ-конференции соизмеримой с той, что была в офлайне?
Как сделать онлайн душевнее?
Как создать глобальный нетворк в условиях онлайн мира?
Как удержать внимание в онлайне?
Как, черт возьми, теперь неформально общаться с этими инженерами через экран? Ужасно неэффективно.
ОНЛАЙН - как?
Люди внутри не заряжены - ничего невозможно с ними сделать
Переход на удаленную работу: как?
Стоит ли участвовать онлайне гибридных конференций (у которых есть оффлайн и онлайн)?
Участие в онлайн-активностях
Что делать вместо офлайна?
Что такое эффективный онлайн и как его использовать не для галочки?
КАК?!
Бюджеты. Как планировать если многие активности в 1 раз, где взять инфо?
Как делать хакатон?
Как драйвить ядро сообщества?
Как искать сообщества разработчиков в странах бывшего СНГ?
Как рекламировать вакансии, не скатываясь в найм как цель деврела?
Как связывать деврел планы с бизнес-стратегией компании?
Как создать ценностное предложение для коллег?
Как эффективно бороться за внимание разработчиков?
Микрофронты на ангуляре
Проблемы, связанные с опенсорс сообществом
Ещё, мне кажется, нашей команде, как организаторам и кураторам коммьюнити, нужно уже выстроить процессы, потому что мы вроде как созрели до этого, но с чего начать - глаза разбегаются) Так что пока по накатанной)
Как выстроить процесс брейншторма тем?
Как лучше готовить спикеров?
Как искать спикеров?
Работа со спикерами: как?
Туда же вдогонку про каналы:
В каких каналах лучше продвигать бренд
Как начать вести Хабр, что для этого нужно.
И про мотивацию инженеров:
Извечный вопрос: как мотивировать людей участвовать в техпиаре?
Как мотивировать разработчиков удаленно?
Как мотивировать ребят, когда они по горло в других задачах?
Как мотивировать спикеров выступать?
Developer Relations с нуля:
Как выстроить DevRel-отдел с нуля в компании, где системно никак не занимались продвижением бренда никогда?
Определение стратегии в зависимости от стратегии компании. Как сформировать понимание на старте?
Сейчас я озабочен вопросом развития деврел-направления в IT HR-агентстве.
Чем должен и чем не должен заниматься деврел?
Что входит в DevRel если отбросить вариант пиара так популярный в России?
Метрики
Как измерять профит?
Как считать денежные метрики эффективности?
Методологии, с помощью которых можно оценивать влияние и успешность тех или иных действий ?
Оценка результативности работы: как?
Сейчас ключевая боль — метрики. Пересобираем эту историю у себя в компании. Общаюсь с коллегами и пока не нашла идеальное решение для нас.
Эффективность онлайн ивентов - с точки зрения спонсорства конференций
Деврел команда:
Как руководить командой?
Где взять ИТ редактора?
Где взять ИТ смм?
Где нанимать людей в команду?
Откуда взять нового деврела себе в замену:)
Откуда взять нормального редактора Хабраблога не за миллион и не за два года обучения?
Выгорание:
Как не выгореть, когда работы стало больше, а отдачи меньше?
Мотивация на удалёнке для себя, чтобы было, чем заряжать коллег
Более 50% участников опроса живут в Москве, а также у нас есть коллеги из Алматы, Черногории, Венгрии, Лондона, Нью Йорка и Таллинна.
Несмотря на то, что в опроснике была опция TeamLead, её никто не выбрал. Я думаю, что тимлиды всё же существуют в тех компаниях, где деврелов больше 20 человек.
Middle — 29,9% (23 человека)
Senior — 23,4% (20 человек)
Head of — 26% (18 человек)
Junior — 16,9% (13 человек)
СТО, CIO и VP — по 1,3% и по 1 человеку
Больше половины участников (53%) пришли в профессию меньше чем 2 года назад, посреди ковида.
Три равнозначных донора, откуда приходят в developer relations: IT, PR и HR. Частично это и ответ на вопросы “Где искать?”. Вот же, положила :)
IT — 35,1% (27 человек)
PR — 31,2% (24 человека)
HR — 24,7% (19 человек)
Другое — 9,1% (7 человек)
К моему удивлению, у нас практически паритет полов.
Женский — 58,4% (45 человека)
Мужской — 40,3% (31 человек)
Не указан — 1,3% (1 человек)
Далеко не все указали свою компанию, я привожу полный список.
Яндекс — 4 человека
MTS Digital — 3 человека
Wrike — 2 человека
Mail Group — 2 человека
JetBrains — 2 человека
Леруа Мерлен — 2 человека
Ecommpay — 2 человека
2ГИС — 1 человек
Beta, Skillbox — 1 человек
Зарплата.ру — 1 человек
М2 — 1 человек
Магнит — 1 человек
Мегафон 1440 — 1 человек
Мэйк — 1 человек
Оджетто — 1 человек
Онтико — 1 человек
ПочтаТех — 1 человек
Сбер — 1 человек
Тинькофф — 1 человек
Фаберлик — 1 человек
AliExpress Russia — 1 человек
Beeline — 1 человек
Cube Dev — 1 человек
Delivery Club — 1 человек
Directum — 1 человек
Evernote — 1 человек
GridGain — 1 человек
InDriver — 1 человек
IT_ONE — 1 человек
It-Content.pro — 1 человек
Joom — 1 человек
Lamoda — 1 человек
Geekfactor — 1 человек
OpenwayGroup — 1 человек
Ozon — 1 человек
Panzerdog — 1 человек
Saymon — 1 человек
Scentbird — 1 человек
Skyeng — 1 человек
Tarantool — 1 человек
Автор: Jane Goleva
Источник [43]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kar-era-v-it-industrii/368895
Ссылки в тексте:
[1] Говорите громче!: https://t.me/speakersclub
[2] 23derevo: https://t.me/channel_23derevo
[3] DevRelAll: https://t.me/devrel_all
[4] CodeFest: https://t.me/cdfst
[5] оставьте свои контакты: https://forms.gle/PSkceBxPU5MWNmSi8
[6] видов деврелов: https://habr.com/ru/post/570594/
[7] Курсы для технических писателей: https://documentat.io/courses/
[8] Управление продуктом (курс-симулятор компании): https://simulator.gopractice.ru/
[9] Корпоративная культура: https://l-a-b-a.com/lecture/957-korporativnaya-kultura
[10] Как делать презентации: https://practicum.yandex.ru/visual-presentation
[11] Бренд-менеджмент и диджитал-коммуникации бренда: https://britishdesign.ru/courses/brand-management-and-digital-communications-intensiv/
[12] Деврел марафон: вытаскиваем темы из инженеров: https://devrel.ru/events/devrel_marathon
[13] Марафон креативных методик: https://ikraikra.ru/courses/11685
[14] Podlodka: https://podlodka.io/
[15] Запуск завтра: https://music.yandex.ru/album/9294155
[16] Moreview: https://amorev.ru/category/moreview/
[17] Make Sense: https://productsense.io/podcast
[18] Радио-Т: https://radio-t.com/
[19] Как делают игры: https://kdicast.com/
[20] Карьерная стремянка: https://music.yandex.ru/album/11812721
[21] Мы все умрём: https://music.yandex.ru/album/7045466
[22] План Б: https://music.yandex.ru/album/13019847
[23] Серебряная Чпуля: https://music.yandex.ru/album/6880178
[24] Acquired: https://www.acquired.fm/
[25] Compositional: https://www.compositional.fm/
[26] CoRecursive: https://corecursive.com/
[27] DevRel Radio: https://devrelrad.io/
[28] DevZen: https://devzen.ru/
[29] Functional Geekery: https://www.functionalgeekery.com/category/podcasts/
[30] LinkmeUp: https://linkmeup.ru/
[31] Modern CTO: https://moderncto.io/podcast/
[32] New Podcast: https://newpodcast2.live/
[33] Soft Skills Engineering: https://softskills.audio/
[34] The Engineering Leadership: https://sfelc.com/podcasts
[35] Write the Docs: https://podcast.writethedocs.org/
[36] YaTalks: https://yatalks.yandex.ru/
[37] Блог Ильяхова: https://maximilyahov.ru/blog/
[38] Боль тимлида: https://t.me/TeamLeadTalks
[39] Главред: https://t.me/glvrdru
[40] My DevRel: https://t.me/My_DevRel
[41] Techcrunch: https://t.me/techcrunchru
[42] The Content is The Queen: https://t.me/thecontentisthequeen
[43] Источник: https://habr.com/ru/post/583300/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=583300
Нажмите здесь для печати.