- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Фёдор Борщёв — CTO в маркетплейсе стройматериалов «ГдеМатериал [1]», сооснователь rumetr.com и популяризатор чистоты кода. Пишет в блог [2], телеграм-канал @pmdaily [3] и в советы о разработке [4] в Бюро Гобрунова.
Я сейчас меняю работу — со средней позиции менеджера по логистике на позицию полного джуниора в аналитике данных. И, чтобы срезать пару углов на новом карьерном пути, посмотрел вебинар [5] Фёдора и сделал его конспект. Мне кажется, что советы Фёдора будут интересны другим, поэтому публикую конспект.
За три часа Фёдор прошёлся по темам:
личные цели.
Дисклеймер:
Конспект — это то, как я это понял материал. Мысль автора может отличаться.
Конспект получился кратким, только основные тезисы.
Конспект может быть непонятен без контекста, поэтому в любой непонятной ситуации рекомендую обращаться к источнику [5] или в комментарии к статье.
Главная угроза для программистов — роботы, которые в будущем отнимут их работу.
Решение — постоянно прокачивать навыки. Причём лучше сосредоточиться на «мягких» навыках, чтобы постепенно перейти в управление и менеджмент. (T-shaped и I-shaped люди)
Пост «Программистам: что делать, чтобы вас не заменили роботом [6]» в блоге Фёдора
Пост «Программистам: три варианта развития мидла [7]»
Джуниор экономит тратит время команды. Потому что на его адаптацию и обучение тратят время (и деньги бизнеса) более матёрые сотрудники. Значит, первая задача джуниора — как можно скорее перейти от траты времени команды к его экономии. Вот, что он может для этого сделать:
Пост «Сдавать с первого раза [11]»
Есть два типа роста: служебный и профессиональный.
Служебный рост:
Профессиональный рост:
Служебный рост обсуждать нет смысла — на него нельзя влиять и он не ценится на рынке.
А чтобы расти профессионально, надо развиваться самому: брать больше ответственности, предлагать план и решение проблем.
Пост «Приходи с решением, а не с проблемой [12]»
Пост «Пацан сказал — пацан сделал [13]»
Ни один проект ещё не окончился ровно в назначенный срок с запланированным бюджетом и объёмом работ. Соответственно, проектами управлять нельзя. Но можно управлять собой.
«Треугольник ресурсов»: ←→ ВРЕМЯ ←→ РАБОТА ←→ ДЕНЬГИ ←→
из них только время невосполнимо, то есть можно напрямую влиять на два другие «угла»: объём работы и её стоимость.
Полезно отличать процесс и результат (делать ≠ сделать). Два совета:
Пост «Процесс vs результат у разработчиков [14]»
Пост «Что значит „сделать“ [15]» из блога Николая Товеровского
*
Когда вокруг пожар и всё идёт не так — определить круг забот (что происходит вокруг) и круг влияния (на что можно влиять). Применять усилия ко второму.
Инициировать, а не реагировать. Применять «матрицу Эйзенхауера» для классификации дел: в идеале надо делать дела только из квадранта «важное несрочное».
Не отвлекаться всей команде от запланированных на спринт дел помогает отдел on-call — специальный сотрудник или два, у которых нет задач и которые реагируют только на срочные задачи.
Пост «Без срочных задач [16]»
В вебинаре было много прикладных вопросов «из зала» после каждой темы. Привожу только несколько из них.
Вопрос из зала: «Как мотивировать сотрудников?»
Ответ Фёдора: «Не работать с людьми, которым нужна внешняя мотивация. Гораздо проще и интереснее работать с людьми, у которых есть внутренняя мотивация работать и делать круто.»
Миллиардеры не зря покупают себе персональные джеты — именно, чтобы летать на личные встречи с такими же миллиардерами и решать свои миллиардерные вопросы лицом к лицу.
шкала эмпатии
Мир клиента
Если продавец в автосалоне будет начинать с продажу с того сколько он получит бонуса за эту модель, то не продаст ни одной машины. Нужно помнить, что хочет клиент, представить себя в его мире и действовать исходя из этого.
*
Задавать «открытые» вопросы (это те, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет»).
Примеры:
Назначить срок исполнителю: «Сделаешь к пятнице?» → «Когда будет удобно?»
Исполнитель сам должен подумать, что ему нужно сделать, чтобы выполнить задачу и сам назначает срок и подписывается под ним.
Узнать мнение руководителя о сделанной работе: «Ну что, запускаем?» → «Что тебя смущает?»
Торг
Давление и ультиматумы — это не переговоры. Чтобы достигнуть решения, нужно предложить другой стороне обмен — что ты можешь предложить в обмен на уступки с её стороны.
Не «хочу прибавку к зарплате», а «что я могу сделать, чтобы получать 100К?»
Не «скиньте 5К и я сниму вашу квартиру», а «если съеду раньше, чем через год, залог остаётся у вас».
Рекомендуемые книги по общению и переговорам
- «Сначала скажите нет», Джим Кэмп
- «Договорится можно обо всём», Гэвин Кеннеди (пост в блоге [17])
- «Теория игр», Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф (пост в блоге [18])
Следить за своей нуждой — не доводить до последнего момента; так, чтобы было время посмотреть другие варианты.
«Не записано — значит, не было» — принцип письменно фиксировать результаты всех устных договорённостей.
«Минутки [19]»
Вопрос из зала: «Как прокачать общение?»
Ответ Фёдора: «Просто начать больше общаться: участвовать в переговорах, торговаться в магазинах.»
Бизнес — это машинка по зарабатыванию денег: суёшь туда рубль, достаёшь — два.
Бизнес берёт деньги с рынка и предоставляет взамен ценность. Полученные деньги он распределяет между исполнителями. Если что-то остаётся, то это уходит фаундеру.
Доход исполнителей фиксирован — как снизу, так и сверху —, но они ничем не рискуют.
Фаундер может заработать больше исполнителей, но несёт все риски: то есть в при плохом раскладе может не заработать ничего или вовсе потерять всё.
*
Продуктовый цикл
Пост «Customer Development и Custdev. Что это такое и в чем разница? [20]» в блоге GoPractice!
Продакт менеджер
Продактов сложно найти, поскольку люди с прокачанным набором таких навыков скорее всего уже делают свой бизнес.
Для движения через гипотезы применяется цикл Шухарта: [21]
plan → do → check → act
Самое важное, что можно сделать для достижения личных целей — выбрать правильную работу. Это место, где ты проводишь по 8 часов в день.
Как выбрать работу:
*
Личный рост — не линейный; поэтому лучше планировать на большой отрезок времени.
Фёдор использует практики из GTD и Agile: строит личные планы на год в Trello.
*
Вопрос из зала: «Как мотивировать себя?»
Ответ Фёдора: «Если что-то не сделано, значит, это для тебя не важно. Понять, почему это не важно и найти что действительно важно.»
Почитать про мыслетопливо у Максима Дорофеева:
- Лекция Максима Дорофеева «Принцип экономии мыслетоплива [22]» на РИТ++ 2017
- Конспект книги «Джедайские техники» [23] на Лайфхакере
Каждое утро Фёдор составляет план на день. Утро — время, когда внимание и продуктивность на максимуме. Фёдор осознанно тратит самое продуктивное время на планирование (а не на код, например), потому что планы, составляемые в другое время, потом приходится переделывать.
Беречь внимание:
Дело дня — бронировать час в день под определённую задачу, помимо других дел.
метод «текущая инициатива» [24] из книги «Сделай завтра» Марка Форстера
метод Daily Highlight [25] из книги «Make Time» Jake Knapp, John Zeratsky (конспект Кирилла Губанова) [26]
Хронофаги — пожиратели времени:
Приёмы:
*
Вопрос из зала: «Так как стать СТО? Здесь только про личный рост»
Ответ Фёдора: «А почему вы разделяете личный и профессиональный рост? Второй обычно следует за первым, а не наоборот: сначала человек учится нормально делать дела, а потом его повышают на следующий уровень»
*
Короткие советы:
Автор: Саша Михайлов
Источник [30]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kar-era/342388
Ссылки в тексте:
[1] ГдеМатериал: https://gdematerial.ru/
[2] блог: https://borshev.com/blog/
[3] @pmdaily: https://t.me/pmdaily
[4] советы о разработке: https://bureau.ru/bb/soviet/polovnyov-mazursky-borschyov/
[5] вебинар: https://pmdaily.ru/courses/cto-growth/
[6] Программистам: что делать, чтобы вас не заменили роботом: https://borshev.com/soft-skills-future/
[7] Программистам: три варианта развития мидла: https://borshev.com/middle-way/
[8] awesome list of awesome lists: https://github.com/topics/awesome-list
[9] free-for.dev: https://free-for.dev/#/
[10] Loom: https://www.loom.com/
[11] Сдавать с первого раза: https://borshev.com/single-attempt/
[12] Приходи с решением, а не с проблемой: https://borshev.com/solve-not-ask/
[13] Пацан сказал — пацан сделал: https://borshev.com/bro-said/
[14] Процесс vs результат у разработчиков: https://borshev.com/developer-results/
[15] Что значит „сделать“: https://ksoftware.livejournal.com/202173.html
[16] Без срочных задач: https://borshev.com/no-urgent-tasks/
[17] пост в блоге: https://borshev.com/gavin-kennedy/
[18] пост в блоге: https://borshev.com/game-theory/
[19] Минутки: https://ksoftware.livejournal.com/390690.html
[20] Customer Development и Custdev. Что это такое и в чем разница?: https://gopractice.ru/customer-development-custdev/
[21] цикл Шухарта:: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0
[22] Принцип экономии мыслетоплива: https://www.youtube.com/watch?v=fWR5SFhBUWc
[23] Конспект книги «Джедайские техники»: https://lifehacker.ru/dzhedajskie-tehniki/
[24] «текущая инициатива»: https://fff.works/blog/all/current-initiative/
[25] Daily Highlight: https://medium.com/make-time/make-time-month-week-1-do-one-big-thing-every-day-2521523600c0
[26] конспект Кирилла Губанова): http://gurbanov.ru/maketimebook-2/
[27] Rescue Time: https://www.rescuetime.com/
[28] Пост про Помодоро: https://borshev.com/why-pomodoro/
[29] post-mortem: https://en.wikipedia.org/wiki/Postmortem_documentation
[30] Источник: https://habr.com/ru/post/482958/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=482958
Нажмите здесь для печати.