- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Правила роста: от джуниора до CTO», конспект вебинара Фёдора Борщёва

Фёдор Борщёв — CTO в маркетплейсе стройматериалов «ГдеМатериал [1]», сооснователь rumetr.com и популяризатор чистоты кода. Пишет в блог [2], телеграм-канал @pmdaily [3] и в советы о разработке [4] в Бюро Гобрунова.

Я сейчас меняю работу — со средней позиции менеджера по логистике на позицию полного джуниора в аналитике данных. И, чтобы срезать пару углов на новом карьерном пути, посмотрел вебинар [5] Фёдора и сделал его конспект. Мне кажется, что советы Фёдора будут интересны другим, поэтому публикую конспект.

За три часа Фёдор прошёлся по темам:

  • управление проектами;
  • общение с людьми;
  • продукт и бизнес;
  • личные цели.

Дисклеймер:
Конспект — это то, как я это понял материал. Мысль автора может отличаться.
Конспект получился кратким, только основные тезисы.
Конспект может быть непонятен без контекста, поэтому в любой непонятной ситуации рекомендую обращаться к источнику [5] или в комментарии к статье.

Главная угроза для программистов — роботы, которые в будущем отнимут их работу.

Решение — постоянно прокачивать навыки. Причём лучше сосредоточиться на «мягких» навыках, чтобы постепенно перейти в управление и менеджмент. (T-shaped и I-shaped люди)

Пост «Программистам: что делать, чтобы вас не заменили роботом [6]» в блоге Фёдора
Пост «Программистам: три варианта развития мидла [7]»

Джуниор экономит тратит время команды. Потому что на его адаптацию и обучение тратят время (и деньги бизнеса) более матёрые сотрудники. Значит, первая задача джуниора — как можно скорее перейти от траты времени команды к его экономии. Вот, что он может для этого сделать:

  1. Писать код понятно: сложный код долго читать и дорого поддерживать.
  2. Гуглить:
    1. как решали подобные проблемы (лучше сразу на английском: <запрос> + best practices);
    2. awesome list — список решений по конкретной проблеме (можно начать с awesome list of awesome lists [8]);
    3. free-for.dev [9] — список продуктов в помощь разработчику.
  3. Делать задачи с первого раза, без возврата на доработку:
    1. писать тесты;
    2. руками проходить по итогу сделанной работы и делать короткие презентации для коллег (например, через Loom [10]);
    3. представлять себя на месте пользователя и пройти его путь по интерфейсу.

Пост «Сдавать с первого раза [11]»

Есть два типа роста: служебный и профессиональный.

Служебный рост:

  • оценивается снаружи, по выслуге лет;
  • ценится только внутри одной компании.

Профессиональный рост:

  • происходит изнутри, но мере роста навыков;
  • ценится везде.

Служебный рост обсуждать нет смысла — на него нельзя влиять и он не ценится на рынке.

А чтобы расти профессионально, надо развиваться самому: брать больше ответственности, предлагать план и решение проблем.

Пост «Приходи с решением, а не с проблемой [12]»
Пост «Пацан сказал — пацан сделал [13]»

image

Управление проектами

Ни один проект ещё не окончился ровно в назначенный срок с запланированным бюджетом и объёмом работ. Соответственно, проектами управлять нельзя. Но можно управлять собой.

«Треугольник ресурсов»: ←→ ВРЕМЯ ←→ РАБОТА ←→ ДЕНЬГИ ←→

из них только время невосполнимо, то есть можно напрямую влиять на два другие «угла»: объём работы и её стоимость.

Полезно отличать процесс и результат (делать ≠ сделать). Два совета:

  • составлять definition of done;
  • не тратить время на ненужное.

Пост «Процесс vs результат у разработчиков [14]»
Пост «Что значит „сделать“ [15]» из блога Николая Товеровского

 *

Когда вокруг пожар и всё идёт не так — определить круг забот (что происходит вокруг) и круг влияния (на что можно влиять). Применять усилия ко второму.

Инициировать, а не реагировать. Применять «матрицу Эйзенхауера» для классификации дел: в идеале надо делать дела только из квадранта «важное несрочное».

Не отвлекаться всей команде от запланированных на спринт дел помогает отдел on-call — специальный сотрудник или два, у которых нет задач и которые реагируют только на срочные задачи.

Пост «Без срочных задач [16]»

В вебинаре было много прикладных вопросов «из зала» после каждой темы. Привожу только несколько из них.

Вопрос из зала: «Как мотивировать сотрудников?»
Ответ Фёдора: «Не работать с людьми, которым нужна внешняя мотивация. Гораздо проще и интереснее работать с людьми, у которых есть внутренняя мотивация работать и делать круто.»

Общение с людьми — важный и прокачиваемый навык

Миллиардеры не зря покупают себе персональные джеты — именно, чтобы летать на личные встречи с такими же миллиардерами и решать свои миллиардерные вопросы лицом к лицу.

image
шкала эмпатии

Мир клиента

Если продавец в автосалоне будет начинать с продажу с того сколько он получит бонуса за эту модель, то не продаст ни одной машины. Нужно помнить, что хочет клиент, представить себя в его мире и действовать исходя из этого.

 *

Задавать «открытые» вопросы (это те, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет»).

Примеры:
Назначить срок исполнителю: «Сделаешь к пятнице?» → «Когда будет удобно?»
Исполнитель сам должен подумать, что ему нужно сделать, чтобы выполнить задачу и сам назначает срок и подписывается под ним.

Узнать мнение руководителя о сделанной работе: «Ну что, запускаем?» → «Что тебя смущает?»

Торг

Давление и ультиматумы — это не переговоры. Чтобы достигнуть решения, нужно предложить другой стороне обмен — что ты можешь предложить в обмен на уступки с её стороны.

Не «хочу прибавку к зарплате», а «что я могу сделать, чтобы получать 100К?»

Не «скиньте 5К и я сниму вашу квартиру», а «если съеду раньше, чем через год, залог остаётся у вас».

Рекомендуемые книги по общению и переговорам

  • «Сначала скажите нет», Джим Кэмп
  • «Договорится можно обо всём», Гэвин Кеннеди (пост в блоге [17])
  • «Теория игр», Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф (пост в блоге [18])

Следить за своей нуждой — не доводить до последнего момента; так, чтобы было время посмотреть другие варианты.

«Не записано — значит, не было» — принцип письменно фиксировать результаты всех устных договорённостей.

«Минутки [19]»

Вопрос из зала: «Как прокачать общение?»
Ответ Фёдора: «Просто начать больше общаться: участвовать в переговорах, торговаться в магазинах.»

Продукт и бизнес

Бизнес — это машинка по зарабатыванию денег: суёшь туда рубль, достаёшь — два.

Бизнес берёт деньги с рынка и предоставляет взамен ценность. Полученные деньги он распределяет между исполнителями. Если что-то остаётся, то это уходит фаундеру.

Доход исполнителей фиксирован — как снизу, так и сверху —, но они ничем не рискуют.

Фаундер может заработать больше исполнителей, но несёт все риски: то есть в при плохом раскладе может не заработать ничего или вовсе потерять всё.

 *

Продуктовый цикл

  1. Кастдев — найти проблему рынка.
  2. Сформулировать гипотезу как принести ценность рынку.
  3. MVP — минимальный продукт, чтобы проверить, готов ли рынок платить за придуманное решение найденной проблемы.
  4. Вернуться на пункт №1 (в 90% случаях).

Пост «Customer Development и Custdev. Что это такое и в чем разница? [20]» в блоге GoPractice!

Продакт менеджер

  • определяет, что делать;
  • мыслит гипотезами;
  • оперирует рисками.

Продактов сложно найти, поскольку люди с прокачанным набором таких навыков скорее всего уже делают свой бизнес.

Для движения через гипотезы применяется цикл Шухарта: [21]
plan → do → check → act

Личные цели

Самое важное, что можно сделать для достижения личных целей — выбрать правильную работу. Это место, где ты проводишь по 8 часов в день.

Как выбрать работу:

  • подумать, что ты сможешь рассказать о себе через год? Сравните, что сможет рассказать программист какого-нибудь крупного банка и, например, Нетфликса;
  • ищи самого умного в комнате. Спросить «что я буду делать? С кем?»;
  • спросить себя «буду ли я счастлив?».

 *

Личный рост — не линейный; поэтому лучше планировать на большой отрезок времени.

Фёдор использует практики из GTD и Agile: строит личные планы на год в Trello.

 *

Вопрос из зала: «Как мотивировать себя?»
Ответ Фёдора: «Если что-то не сделано, значит, это для тебя не важно. Понять, почему это не важно и найти что действительно важно.»

Внимание — самый важный ресурс

Почитать про мыслетопливо у Максима Дорофеева:

Каждое утро Фёдор составляет план на день. Утро — время, когда внимание и продуктивность на максимуме. Фёдор осознанно тратит самое продуктивное время на планирование (а не на код, например), потому что планы, составляемые в другое время, потом приходится переделывать.

Беречь внимание:

  • отключить все уведомления в телефоне;
  • отключить звонки (Фёдору нельзя просто взять и дозвониться).

Дело дня — бронировать час в день под определённую задачу, помимо других дел.

метод «текущая инициатива» [24] из книги «Сделай завтра» Марка Форстера
метод Daily Highlight [25] из книги «Make Time» Jake Knapp, John Zeratsky (конспект Кирилла Губанова) [26]

Время — тоже важный ресурс, почти как внимание

Хронофаги — пожиратели времени:

  • совещания. Для каждого требовать предварительную повестку. На самой встрече полезно спрашивать «зачем я здесь?».
  • чатики. Это как круглосуточные совещания без повестки с неопределённым количеством участников.
  • соцсети. Зашёл в Инстаграм — хоп! — прошло два часа.

Приёмы:

  • день тишины (у Фёдора — это среда): не отвечать ни на какие сообщения.
  • Screen Time на iOS и MacOS. Rescue Time [27] — везде.
  • техника Помодоро — работать промежутками. Хоть это и выбивает из состояния потока, но долгосрочно получается более продуктивно. Пост про Помодоро [28].

 *

Вопрос из зала: «Так как стать СТО? Здесь только про личный рост»
Ответ Фёдора: «А почему вы разделяете личный и профессиональный рост? Второй обычно следует за первым, а не наоборот: сначала человек учится нормально делать дела, а потом его повышают на следующий уровень»

 *

Короткие советы:

  1. После косяков и провалов писать post-mortem [29].
  2. Учиться представлять свои идеи. Поможет книга «Мастерство презентации» Алекся Каптерева.

Автор: Саша Михайлов

Источник [30]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kar-era/342388

Ссылки в тексте:

[1] ГдеМатериал: https://gdematerial.ru/

[2] блог: https://borshev.com/blog/

[3] @pmdaily: https://t.me/pmdaily

[4] советы о разработке: https://bureau.ru/bb/soviet/polovnyov-mazursky-borschyov/

[5] вебинар: https://pmdaily.ru/courses/cto-growth/

[6] Программистам: что делать, чтобы вас не заменили роботом: https://borshev.com/soft-skills-future/

[7] Программистам: три варианта развития мидла: https://borshev.com/middle-way/

[8] awesome list of awesome lists: https://github.com/topics/awesome-list

[9] free-for.dev: https://free-for.dev/#/

[10] Loom: https://www.loom.com/

[11] Сдавать с первого раза: https://borshev.com/single-attempt/

[12] Приходи с решением, а не с проблемой: https://borshev.com/solve-not-ask/

[13] Пацан сказал — пацан сделал: https://borshev.com/bro-said/

[14] Процесс vs результат у разработчиков: https://borshev.com/developer-results/

[15] Что значит „сделать“: https://ksoftware.livejournal.com/202173.html

[16] Без срочных задач: https://borshev.com/no-urgent-tasks/

[17] пост в блоге: https://borshev.com/gavin-kennedy/

[18] пост в блоге: https://borshev.com/game-theory/

[19] Минутки: https://ksoftware.livejournal.com/390690.html

[20] Customer Development и Custdev. Что это такое и в чем разница?: https://gopractice.ru/customer-development-custdev/

[21] цикл Шухарта:: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0

[22] Принцип экономии мыслетоплива: https://www.youtube.com/watch?v=fWR5SFhBUWc

[23] Конспект книги «Джедайские техники»: https://lifehacker.ru/dzhedajskie-tehniki/

[24] «текущая инициатива»: https://fff.works/blog/all/current-initiative/

[25] Daily Highlight: https://medium.com/make-time/make-time-month-week-1-do-one-big-thing-every-day-2521523600c0

[26] конспект Кирилла Губанова): http://gurbanov.ru/maketimebook-2/

[27] Rescue Time: https://www.rescuetime.com/

[28] Пост про Помодоро: https://borshev.com/why-pomodoro/

[29] post-mortem: https://en.wikipedia.org/wiki/Postmortem_documentation

[30] Источник: https://habr.com/ru/post/482958/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=482958