- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий»

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 1
Александр Павлюк — программист, который увлекается фотограмметрией и съемкой с коптера. Он делает ортофотопланы и собирается освоить технологию SLAM. Как он подсел на моноколесо, зачем ему отдельный роутинг и причем здесь OSM — обо всем это Александр рассказал в интервью.

— Как и когда вы познакомился с OpenStreetMap?

— Это случилось в 2011 году, когда я еще жил в Вологде. Не помню, откуда узнал о проекте, но он быстро меня захватил. Мне как-то сразу эта идея — сделать всем миром свободную карту планеты — показалась классной и воодушевила меня. Я открыл карту Вологды, увидел, сколько всего нужно нарисовать, и начал это делать. Помню, тогда еще стали появляться первые качественные спутниковые снимки. Когда я на одном таком смог разглядеть свой дом и двор, то это буквально вызвало у меня шок.

— Чем вас увлек процесс картографирования?

— Как уже сказал, меня воодушевила сама идея, что любой человек в мире, который пожелает, может стать соавтором карты. Что меня еще увлекло? Так это то, что я мог моментально видеть на карте свои изменения и тут же ими пользоваться. Но главный момент, который меня зацепил и удержал в проекте, — это ощущение, что ты сделал вклад в какое-то важное дело, почувствовать себя полезным и сопричастным к чему большому и важному.

— Каким тогда было сообщество OSM и сама карта? Можете сравнить с тем, что сейчас?

— Я тогда не был знаком с сообществом, потому что не сидел на форуме или в IRC-чате. Для меня существовал только сайт osm.org и карта, которую можно сделать лучше. В сообщество я пришел сильно позже, через много-много лет, когда уже переехал в Москву и стал работать в «Спутнике», где познакомился с ребятами, которые занимались разработкой карт. Благодаря им я узнал о том, что вокруг OSM есть определенная тусовка.

«Спутник» регулярно проводил картовстречи, а потому мы постоянно куда-то ходили и что-то рисовали. Атмосфера этих мероприятий, как и на форуме, была дружеской, все помогали и поддерживали друг друга. Насколько знаю, этот дух до сих пор сохранился в RU-OSM: все приветливы, позитивны и готовы в случае чего помочь.

Если же говорить про карту, то она была точно такой же, как и сейчас: отрисованной неравномерно. Есть места, где всё невероятно классно, а есть — белые пятна. И, как мне кажется, они всегда будут. Картографирование — это процесс, который не имеет конца.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 2
Во время полевой картоакции

— Насколько знаю, вы снимаете фотопланы с коптера. Расскажите об этом.

— Этим я стал заниматься после того, как побывал на нескольких картовстречах и столкнулся с рядом трудностей. Например, с отрисовкой дорожек в парках, которые еще не отмечены на карте: со спутника ты их не увидишь, потому что разрешения не хватает или снимки старые, а GPS, встроенный в телефон, дает слишком большую погрешность, настолько большую, что потом по этому треку невозможно ничего понять. Тогда я подумал о том, что в этой ситуации может помочь коптер: взлететь и снять территорию сверху. Что может быть проще? Купил себе коптер и стал пытаться снимать ортофотопланы. Вернее, я тогда еще даже не знал такого слова. Мне отчего-то казалось, что я облечу по сетке нужный мне район, сделаю несколько серий кадров,, а потом в JOSM эти привяжу к местности. На деле всё оказалось не так-то просто.

— Почему?

— Проблема в том, что Земля не плоская. Предположим, ты взлетел в каком-то месте прямо вверх, но может оказаться, что какое-нибудь здание заслоняет собой все остальные. И оно само на снимке выходит вытянутым и искривленным. Тогда я стал искать информацию о том, что с этим делать и как мне быть.

Какое-то время до этого я занимался фотограмметрией [1] — это одна из техник создания реального мира, с помощью которой можно делать 3D-модели. Если сказать просто, ты обходишь кругом здание, фотографируешь его, снимки загружаешь в специальный софт и он сам делает облако точек. Уже их ты можешь использовать так, как тебе хочется: построить 3D-модель, замерить расстояния и пр. Нечто подобное я пытался делать и со снимками с коптера. Получалось неплохо, но все же это было не то. Но потом оказалось, что в программе Agisoft Photoscan (ныне Agisoft Metashape), в которой я это всё делал, есть замечательная функция — создание ортофотоплана. Она хитрым образом обрабатывает снимки с коптера и склеивает их в единый файл, в котором все выглядит как ровный взгляд вниз — все здания как на ладони.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 3
Облако точек, сделанное с земли обычным фотоаппаратом

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 4
Облако точек, получаемое с коптера

Однако эта функция была только только в pro-версии, которая стоила несколько тысяч долларов. Попробовал бесплатные аналоги — не то. Тогда я решил написать в компанию Agisoft, которая занимается разработкой данной программы, что у меня не хватает денег на то, чтобы купить pro-версию, из которой мне нужна всего одна функция — создание ортофотопланов. Я спросил у них, возможно ли за более скромную плату, чем покупка всей pro-версии, активировать мне только одну — нужную мне — функцию. Помимо этого упомянул, что являюсь участником проекта OpenStreetMap и отрисовываю карту абсолютно бесплатно, что не зарабатываю этим, что мне их программа нужна для упрощения картографирования.

Они ответили. Попросили прислать ссылку на профиль в OSM. После того, как изучили его, прислали бесплатно официальный ключ для pro-версии. За что им большое спасибо! Я несказанно обрадовался и начал снимать фотопланы. Это был самый эмоциональный момент во всей моей истории с OSM.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 5
Снимок до обработки

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 6
Снимок после обработки

—Куда-то выкладывали снимки с коптера?

— Первое время — нет. Затем сделал свой собственный тайл-сервер, который мог отдавать эти снимки по частям. Его мог любой подключить в JOSM в качестве слоя и по нему рисовать. Потом узнал о проекте openarialmap [2] и стал «заливать» снимки и туда. Кстати, когда только начал им пользоваться, то по России там совсем не было фотопланов высокого разрешения.

Где-то год я активно летал и снимал, но потом случилось две вещи. Первая — увеличилась нагрузка на работе и я уже не мог посвящать этому столько времени, как раньше. Вторая — ужесточили правила полетов коптеров, в том числе и в Москве.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 7
Пример съемки с коптера в России

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 8
Пример съемки с коптера в Китае

— Есть же вроде бы официальная процедура получения разрешения на полет? Не пробовали ее проходить?

— После того, как прочитал на Хабре статью [3] о том, как по закону совершить полет, понял, что я не смогу его оформить. Там столько действий… План полета надо отправлять чуть ли не за месяц, а я снимал, как говорится, по случаю, когда есть свободное время и выдавалась подходящая погода.

— С тех пор не снимаете? Ведь есть же места, где это можно делать.

— В России таких мест нет, закон запрещает везде. Разве что в других странах снимать. У нас, скорее, есть места, где просто плохо за этим следят, но это не значит, что «можно». Как-то раз ездил в Муром [4], хотел там поснимать, так как спутниковые снимки Bing на этот город плохого качества, но был сильный ветер. Из-за этого батарейки хватило не надолго.

Но если участнику OSM нужно отснять какую-то территорию (за пределами Москвы), которую он хочет картографировать, а хорошего спутникового снимка на нее нет, то зовите — готов съездить. Всегда хочется снять то, что кому-то пригодится и понадобится, а не будет лежать мертвым грузом.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 9
Коптер

— Еще одно ваше увлечение — моноколесо. Развлечение или транспорт?

— Прежде всего, это для меня эмоции, а уже потом транспорт. Когда я на нем езжу, то просто кайфую. Кстати, когда еду на длинные расстояния, стараюсь записать GPS-трек, чтобы потом его загрузить в OSM.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 10
Александр на моноколесе

— Сложно было научиться на нем ездить?

— Электроника делает за тебя половину всего. Гироскоп не дает упасть вперед или назад, самому же надо держать боковое равновесие, как на велосипеде. Немного практики и ничего сложного.

— Слышал, что у вас есть проект, связанный с моноколесом. Хочется подробностей.

— Проект — громко звучит. Сделал Telegram-бота (@SocketSearchBot), который подсказывает места, где находится самая ближайшая публичная розетка, куда ты можешь придти со своим средством индивидуальной мобильности, так их назвали наши законодатели, и бесплатно его подзарядить.

Александр Павлюк: «Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий» - 11
Скриншот диалога с Telegram-ботом

— Откуда данные о розетках?

— Добавляют пользователи, в том числе и я сам. В интерфейсе бота выполняешь команду /add, прикрепляешь местоположение, несколько фотографий, краткое описание — и розетка появляется в моем сервисе. Потом постепенно вручную переношу эти данные в OSM. Но это проект больше направленный на пользователей СИМ, чем OSM. В OSM импортирую только редкие уличные розетки, так как розетки в помещениях бессмысленны без планов зданий, а их в OSM нет.

Но у меня есть еще одна идея, которая больше связывает пользователей СИМ и OSM — роутинг (построение маршрутов) для СИМ по данным OSM. Такого еще никто не сделал. Не уверен, что смогу этим заняться в ближайшее время, но думать никто не запретит. Слышал, что один человек уже начал «копать» в эту сторону. Надеюсь, у него все получится.

— Если кто-то начнет разрабатывать роутинг для СИМ, что он должен будет учесть?

— Владельцы СИМ делятся на две основные группы: одни предпочитают ездить по проезжей части, другие — медленней, но по тротуарам. Поэтому нужно учесть, как минимум, этот момент: приоритет безопасности или скорости.

Дальше, больная боль для СИМ: бордюры, лестницы и все то, что не имеет плавных съездов. В этом они близки к людям с ограниченными возможностями. Да, продвинутые пользователи СИМ умеют прыгать через бордюры, но не все. Поэтому такие места с перепадами высот, где придется спешиваться, нужно понижать в приоритете. Яркий пример — лестница без пандуса.
Хорошо то, что в OSM можно всем подобным объектам присвоить дополнительные свойства: есть ли у лестницы перила, пандус и пр. Нередко, кстати, они даже отмечены. Это все может использовать роутинг для построения маршрутов и направлять тебя туда, где ты можешь спуститься и проехать с минимальными потерями времени.

— Насколько моноколесо распространено в других странах?

— Думаю, не очень. Если говорить про развивающиеся страны, там большинство ездит на бензиновых мопедах, так как бензин более энергоемкий носитель, на нем можно далеко уехать, чего не скажешь даже про самые лучшие электробатареи.

В развитых странах, предполагаю, моноколеса не прижились, потому что у них есть хорошая велоинфраструктура. Причем речь не только о велодорожках, созданы все условия для перемещения по городу на велосипеде: его можно взять с собой в метро или общественный транспорт, достаточно велопарковок и пр.

У нас же моноколеса возникли в ответ на то, что у нас есть потребность на подобные способы перемещения, но нет велоинфраструктуры. А моноколесо ты можешь взять в метро, можешь на нем ехать по тротуару, на работе паркуешь возле рабочего места — поставил под стол и заряжаешь.

— Вернемся к OSM. Продолжаете картографировать?

— Да, но делаю это набегами, к тому же через мобильные приложения, например, StreetComplete под Andoid или когда кого-нибудь жду, открываю на телефоне редактор Vespucci и отмечаю подъезды у домов, которые находятся поблизости. Чтобы это делать быстро, я подготовил ряд шаблонов, упрощающих задачу.

— Используете ли данные OSM в своей личной жизни или по работе?

— По работе — нет. В личной жизни — в основном в путешествиях, ориентируюсь с помощью приложений Maps.Me и OSMAnd, которые для своих карт берут данные из OSM. Нередко они оказываются точнее и удобнее, чем даже у крупных игроков.

— Может быть, у вас есть какая-то история, связанная с OSM?

— Мне очень хочется, чтобы в OSM постепенно появлялись планы зданий. Это может пригодится в навигации по крупным объектам, например, торговым центрам. Но чтобы это случилось, как мне кажется, сначала надо придумать хороший инструмент для отрисовки этих самых планов, потому что GPS тут не помощник, а руками — слишком муторно.

В частности, я хочу сделать точную карту переходов метро в 3D, чтобы было наглядно видно, как они устроены, так как приблизительные схемы и карты есть, но нет достаточно точной. Я стал думать о том, как это реализовать и натолкнулся на такую технологию, как SLAM [5]. Она используется в основном в роботах для того, чтобы при отсутствии сигналов от систем позиционирования, только на основании данных с камер, определять местоположение и заодно составлять карту помещений. Можно сказать, что это почти также, как писать GPS-трек, но только в полноценном 3D и внутри зданий. Это невероятно круто!

В ближайшее время планирую приобрести две специальные камеры для этого и сначала начать тестировать наработки других людей по этой теме. Если использовать стерео-пару камер с широкоугольными объективами, можно получить чуть ли не сантиметровую точность. Если пройти с этим устройством несколько этажей, оно с неплохой точностью сможет определить местоположение, а если снова пройдешь по тем местам, где ты уже был, точность станет еще выше. В общем, я загорелся этой идеей.

Грубо говоря, если все получится, то это будет очень точная система позиционирования. В частности, думаю, ее можно будет даже использовать на улице. Поэтому, если кто уже разбирается в этом вопросе, буду рад вашим советам и подсказкам.

— Надеюсь, у вас все получится. В завершении простой вопрос: зачем нужно принимать участие в проекте OpenStreetMap?

— Чтобы в мире была хорошая, свободная и независимая карта всей планеты. Когда правишь карту OSM, однозначно делаешь мир лучше. Твои данные точно кому-то пригодятся. Обязательно найдется тот, кто сможет эти данные использовать должным образом и сделать из с их помощью какую-нибудь классную вещь, которая будет полезна многим, в том числе и тебе. Поэтому важно вносить данные в OSM.


Общение российских участников OpenStreetMap идёт в чатике [6] Telegram и на форуме [7].
Также есть группы в социальных сетях ВКонтакте [8], Facebook [9], но в них, в основном, публикуются новости.

Присоединяйтесь к OSM! [10]


Предыдущие интервью: Сергей Зайченко [11], Георгий Потапов [12], Владимир Маршинин [13], Евгений Усвицкий [14], wowik [15], SviMik [16], Кирилл Бондаренко [17], Артем Светлов [18], Сергей Синицын [19], Наталья Козловская [20], Виктор Вяличкин [21], Иван aka BANO.notIT [22], Антон Беличков [23], Елена Балашова [24], Илья Зверев [25], Тимофей Субботин [26], Сергей Голубев [27].

Автор: Sildream

Источник [28]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/karty/349568

Ссылки в тексте:

[1] фотограмметрией: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F

[2] openarialmap: https://map.openaerialmap.org/#/0/user/5a01cbe331eff4000c38058c?_k=6u7a20

[3] статью: https://habr.com/ru/post/441408/

[4] Муром: https://map.openaerialmap.org/#/42.066049575805664,55.575918683720936,14?resolution=high&_k=cv7po5

[5] SLAM: https://ru.wikipedia.org/wiki/SLAM_(%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4)

[6] чатике: https://t.me/ruosm

[7] форуме: http://forum.openstreetmap.org/viewforum.php?id=21

[8] ВКонтакте: https://vk.com/openstreetmap

[9] Facebook: https://www.facebook.com/openstreetmap.ru

[10] Присоединяйтесь к OSM!: https://www.openstreetmap.org/user/new

[11] Сергей Зайченко: https://habr.com/ru/post/487012/

[12] Георгий Потапов: https://habr.com/ru/post/486354/

[13] Владимир Маршинин: https://habr.com/ru/post/481904/

[14] Евгений Усвицкий: https://habr.com/ru/post/480922/

[15] wowik: https://habr.com/ru/post/479726/

[16] SviMik: https://habr.com/ru/post/479012/

[17] Кирилл Бондаренко: https://habr.com/ru/post/475876/

[18] Артем Светлов: https://habr.com/ru/post/474950/

[19] Сергей Синицын: https://habr.com/ru/post/473058/

[20] Наталья Козловская: https://habr.com/ru/post/468883/

[21] Виктор Вяличкин: https://habr.com/ru/post/464151/

[22] Иван aka BANO.notIT: https://habr.com/ru/post/462065/

[23] Антон Беличков: https://habr.com/ru/post/458288/

[24] Елена Балашова: https://habr.com/ru/post/455164/

[25] Илья Зверев: https://habr.com/ru/post/454038/

[26] Тимофей Субботин: https://habr.com/ru/post/449074/

[27] Сергей Голубев: https://habr.com/ru/post/447850/

[28] Источник: https://habr.com/ru/post/492146/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=492146