- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Influencer Marketing в Китае: на чем он базируется, и что могут предложить инфлюенсеры в контексте ЧС

Ранее мы рассказали, почему вымирают этнические языки и ЯП [1], и как их помогают сервисы вроде MNFST [2]. На этот раз Виктор Белогуб, сооснователь проекта, рассказывает об опыте китайских коллег: от базового описания соц.сетей в этой стране до роли инфлюенсеров в борьбе с эпидемией.

Influencer Marketing в Китае: на чем он базируется, и что могут предложить инфлюенсеры в контексте ЧС - 1 [3]
Road Trip with Raj [4] — Unsplash

Интернет пришел в Китай в 1994 году, и уже через пять лет в стране открылись мегакорпорации Tencent и Alibaba Group. Обе организации поначалу переносили западные разработки на китайскую почву — в Tencent представили аналог мессенджера ICQ, а в Alibaba вдохновлялись опытом Amazon и eBay. Когда власти усилили контроль за веб-пространством, глобальные сервисы все чаще стали попадать под блокировки, а китайские — смогли развиваться без проблем с конкурентами.

Для большинства китайцев такая ситуация не составляет проблем [5] — с их точки зрения, «великий файрвол» защищает от интернет-насилия, порнографии, шокирующего и нежелательного контента. Поколение тинейджеров и вовсе западными сервисами не интересуется — местные аналоги зачастую превосходят по возможностям знакомые нам соцсети, мессенджеры и маркетплейсы.

Самые известные сервисы Китая

QQ — мессенджер, онлайн-портал, игровая платформа. Это одно из первых достижений корпорации Tencent. Пользователи мессенджера могут обмениваться сообщениями, покупать и отправлять друг другу виртуальные товары, вести блоги на платформе Qzone [6]. Популярность виртуальной валюты QQ Coin в свое время заставила понервничать [7] китайский Центробанк — когда этими «деньгами» стали рассчитываться и в офлайне, регулятор почувствовал угрозу для юаня. До блокировки дело не дошло, а технология оплаты получила развитие в другом сервисе — WeChat.

WeChat — мессенджер, средство взаиморасчетов. Этот ресурс появился в 2011 году, а к 2018-му там зарегистрировался уже миллиард человек. Платформа объединяет сотни тысяч миниприложений [8]: игры, магазины, пользовательские профили. В нем можно привязать карту и забыть о наличных — через мессенджер рассчитываются как с крупными онлайн-продавцами, так и с обыкновенными торговцами на рынках. В отличие от QQ, WeChat использует юани, поэтому у Центробанка возражений нет. В 2018 году для 80% пользователей кошелек WeChat стал основным средством оплаты [9].

Influencer Marketing в Китае: на чем он базируется, и что могут предложить инфлюенсеры в контексте ЧС - 2
Owen Winkel [10] — Unsplash

YouKu — видеохостинг, телестриминг. Как можно догадаться из названия, этот сервис разработан с оглядкой на YouTube. Поначалу его контент составляли любительские видео и пиратские копии сериалов. Со временем бизнес-модель поменялась, и YouKu стал одной из крупнейших в мире платформ лицензионного контента. Пользовательские ролики уступили место телепередачам, фильмам, сериалам и развлекательным шоу. История YouKu — путь от YouTube к Netflix.

TikTok — социальная сеть. Эта платформа коротких видео появилась вскоре после сервиса Vine. В отличие от других китайских приложений, популярность TikTok быстро вышла за пределы страны — в 2019 году он возглавил рейтинг App Store [11] по количеству скачиваний. Пока эксперты рассуждают [12], почему по всему миру вдруг так полюбили танцевать перед смартфоном, компании раскрывают маркетинговый потенциал [13] сервиса. Достаточно запустить интересный челлендж, чтобы вирусная механика приложения задействовала многомиллионную армию «тиктокеров». Музыкальные лейблы так раскручивают своих подопечных [14], кинокомпании продвигают фильмы [15]. Руководство TikTok не скрывает глобальные планы — у компании открыты представительства по всему миру, включая Россию [16].

Китай как платформа для инфлюенсеров

Китайская интернет-аудитория — не только крупнейшая по численности (более 20% от мировой [17]), но и весьма своеобразная по составу. Здесь присутствуют практически все социальные и демографические категории, причем самый активный рост показывают жители небольших городов и деревень [18]. Такое положение дел позволяет маркетологам найти контакт с любой целевой группой, а стать инфлюенсером (key opinion leader, KOL) может обычный пользователь соц.сети.

Скауты KOL-инкубаторов [19] больше обращают внимание на харизму людей, а не на количество подписчиков. Тем более, что размер аудитории далеко не всегда гарантирует успех промокампании. Мы в MNFST [2] на собственном опыте поняли, что не так важно узнаваемое лицо, как близкий психологический контакт [20] и доверие к инфлюенсерам. Этот подход открывает для бизнеса новый рынок микро- и наноинфлюенсеров с несколькими сотнями подписчиков.

Контент таких людей больше сосредоточен на личном опыте. Они рассказывают истории вместо того, чтобы просто размещать рекламные публикации. Такая подача повышает отдачу, и как следствие, в Азии на микроинфлюенсеров уже приходится [21] до 80% рекламных размещений в соцсетях.

Инфлюенсеры и коронавирус

Эпидемия нового коронавируса показала, что инфлюенсеры становятся важной силой и в чрезвычайной ситуации. Лидеры мнений активно участвуют [22] в новостной повестке — дают рекомендации под своими фотографиями в масках, приводят защитные меры и делятся новостями. Участники соц.сети Xiaohongshu, где можно увидеть публикации о моде и красивом образе жизни, даже делятся рецептами макияжа [23], который не смажется из-за защитной маски на лице.

Есть и крайние случаи, когда на почве массовой истерии дело доходит до обвинений KOL [24] в желании собрать просмотры на горячей теме и даже до арестов за дезинформацию [25]. Поэтому в конце февраля Всемирная организация здравоохранения призвала инфлюенсеров [26] к ответственности в своих публикациях: не размещать непроверенную информацию, не записывать всех азиатов в ряды больных, рассказывать о реальных способах борьбы с Covid-19. Но негатив в этой среде — исключение, а вообще помощь инфлюенсеров значительно упрощают медикам и властям работу с ситуацией.

Сообщество технологий

Как и в 2002 году, когда в Азии бушевала атипичная пневмония, нынешняя ситуация вызвала взрывной рост [27] сервисов для дистанционных покупок, обучения и работы. Неплохо себя чувствуют и производители разнообразной робототехники [28] — дроны помогают доставлять еду на дом, распрыскивать обеззараживатели и разносить заказы в ресторанах.

Influencer Marketing в Китае: на чем он базируется, и что могут предложить инфлюенсеры в контексте ЧС - 3
Clay Banks [29] — Unsplash

Целая плеяда онлайн-сервисов позволяют сократить риски заражения. Например, новое приложение [30] может по номеру телефона проверить перемещения человека за последние недели. Если в этот период пользователь пересекался с гражданином, который потом попал в больницу, система порекомендует ему остаться дома и связаться с медиками. В другом подобном приложении путешественники могут ввести данные своих билетов и уточнить [31], не было ли у них опасных попутчиков в последних поездках. Те, кто не желает регистрироваться в таких системах, могут открыть карту заражений [32] от сервиса Badoo. Разработчики утверждают, что их продукт в реальном времени показывает расположение всех подтвержденных больных и пациентов под подозрением. Здесь же можно уточнить список закрытых городов и измененные из-за карантина транспортные маршруты.

В общественных местах китайских граждан защищают системы видеораспознавания с функцией дистанционного измерения температуры [33]. Умные камеры не только определяют в толпе больного человека, но и устанавливают его личность, даже если он надел маску.

В 2019 году Китай объявил [34], что проводит открытую и прагматичную политику в сфере Интернета. Хотя критики по-прежнему обвиняют власти [35] в замалчивании информации, местная онлайн-панорама не слишком отличается от западной и российской. Крупные корпорации предлагают сервисы, чтобы «сделать мир лучше», инфлюенсеры помогают маркетологам найти контакт с аудиторией. И как показывает опыт TikTok, даже если «великий файрвол» будет работать еще долгие годы, за разработками в стране стоит внимательно следить, чтобы не пропустить новую интернет-революцию.

Автор: AndreyMnfst

Источник [36]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kitaj/350354

Ссылки в тексте:

[1] почему вымирают этнические языки и ЯП: https://habr.com/ru/company/vsce/blog/491618/

[2] MNFST: https://mnfst.com/

[3] Image: https://habr.com/ru/company/vsce/blog/493440/

[4] Road Trip with Raj: https://unsplash.com/photos/S3XNkN5CENU

[5] не составляет проблем: https://www.nytimes.com/2018/08/06/technology/china-generation-blocked-internet.html

[6] платформе Qzone: https://en.wikipedia.org/wiki/Qzone

[7] заставила понервничать: http://english.people.com.cn/200701/12/eng20070112_340681.html

[8] сотни тысяч миниприложений: https://america.cgtn.com/2018/01/15/wechat-mini-programs-open-class-pro-2018

[9] стал основным средством оплаты: https://www.intheblack.com/articles/2018/05/01/wechat-super-app

[10] Owen Winkel: https://unsplash.com/photos/5bekMv8dsiM

[11] возглавил рейтинг App Store: https://www.socialmediatoday.com/news/tiktok-continues-to-lead-social-app-download-rankings-in-september/565692/

[12] рассуждают: https://www.theguardian.com/technology/2019/jul/05/why-tiktok-is-facing-greater-scrutiny-video-sharing-app-child-safety

[13] раскрывают маркетинговый потенциал: https://www.theverge.com/2019/11/26/20975168/tiktok-bytedance-advertising-brands-sponsorship-flighthouse

[14] раскручивают своих подопечных: https://www.omarimc.com/best-tiktok-music-promotion-services/

[15] продвигают фильмы: https://www.mobilemarketer.com/news/sony-teams-with-tiktok-on-escape-room-influencer-campaign/547493/

[16] включая Россию: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/383551-vladelec-tik-tok-otkryl-ofis-v-rossii

[17] более 20% от мировой: https://www.weforum.org/agenda/2019/06/most-people-on-the-internet-live-in-this-country/

[18] жители небольших городов и деревень: https://secure.fundsupermart.com/fsm/article/view/15046/two-demographic-trends-shape-the-future-of-china-s-internet-buy-before-it-s-too-late

[19] KOL-инкубаторов: https://www.bbc.com/worklife/article/20190621-chinas-influencer-incubator

[20] психологический контакт: https://www.asiaspeakers.org/blog/chinese-influencer-marketing-why-chinese-bloggers-sell-so-well-social-media

[21] приходится: https://www.marketing-interactive.com/nearly-80-of-the-influencers-in-asia-are-micro-influencers/

[22] активно участвуют: https://www.insider.com/influencers-are-donning-surgical-masks-and-writing-about-coronavirus-2020-1

[23] даже делятся рецептами макияжа: https://www.wired.co.uk/article/china-influencers-coronavirus

[24] обвинений KOL: https://nypost.com/2020/01/31/bozo-instagram-influencers-are-exploiting-coronavirus-for-clout/

[25] арестов за дезинформацию: https://www.euronews.com/2020/01/29/coronavirus-malaysia-arrests-five-for-spreading-misinformation-online-thecube

[26] призвала инфлюенсеров: https://www.khmertimeskh.com/50695341/who-seeks-efforts-to-counter-stigma-surrounding-covid-19

[27] вызвала взрывной рост: https://techcrunch.com/2020/02/23/china-roundup-tech-companies-coronavirus/

[28] производители разнообразной робототехники: https://edition.cnn.com/2020/02/23/tech/china-tech-coronavirus-outbreak/index.html

[29] Clay Banks: https://unsplash.com/photos/U0-r0JMypE0

[30] новое приложение: http://www.xinhuanet.com/english/2020-02/10/c_138770415.htm

[31] уточнить: https://www.abacusnews.com/tech/if-youre-worried-you-traveled-someone-coronavirus-get-these-apps/article/3048251

[32] карту заражений: https://www.businessinsider.com/baidu-map-app-coronavirus-cases-location-2020-2

[33] функцией дистанционного измерения температуры: https://qz.com/1803737/chinas-facial-recognition-tech-can-crack-masked-faces-amid-coronavirus/

[34] объявил: http://russian.cri.cn/news/Comment/383/20190829/340140.html

[35] обвиняют власти: https://www.theverge.com/2020/2/24/21151404/china-wechat-twitter-coronavirus-critics-protest-information-share

[36] Источник: https://habr.com/ru/post/493440/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=493440