- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Вообще я работаю дизайнером и обычно делаю доклады про дизайн или про UX. Но этот доклад особенный, я хочу рассказать про то, как сделать своё собственное роскошное it-мероприятие. Доклад основан на реальных событиях и личном опыте организации Фестиваля 404 [1].
Изначально, это был восторженный доклад как все здорово, легко и просто. Что-то вроде того: выйдите в чистое поле, воткните в землю лопату, на следующий день из черенка вырастит красивый большой дуб. Так же и с конференциями — все получается легко и просто. Но! Весной этого года, мы попробовали сделать в Самаре конференцию про электронную торговлю ProfitFest и полностью провалились. Я буду вспоминать и этот опыт, поэтому доклад стал в два раза полезнее.
Случилось так, что мы в своей Самаре стали проводить одно довольно заметное и необычное it-мероприятие даже по всероссийским меркам. Конечно же, это не было плодом хитрого замысла, а все произошло совершенно случайно. Уже прошло 5 фестивалей и интерес к мероприятию только растет.
[3]
В прошлом году мы очень удивились обширной географии участников фестиваля. Что-то заставляет людей ехать за многие тысячи километров в Самару. Да, у нас хороший город, но, наверное, есть еще какие-то причины.
[4]
Было сделано 70 докладов в 12 тематических секциях за два дня. Это очень-очень много. Но в этом году мы планируем 16 секций и более 100 выступлений [5]!
[6]
Если вы не были на фесте, то посмотрите вот это небольшое видео, чтобы проникнуться атмосферой:
Но все это появилось не само собой. Была целая череда событий, которые сделали фест реальностью.
[7]
Шел далёкий 2007 год. В городе уже было много веб-студий и других it-компаний. Но все они были сами по себе. Почти никто не общался и не обменивался опытом. Только изредка собирались небольшие компании. Возникла идея сделать небольшой пикник для самарских веб-разработчиков. В социальных сетях был сделан анонс мероприятия…
[8]
… наступило время встречи. Мы не поверили своим глазам: пришло около сотни человек! Некоторые участники специально приехали из соседних городов. Вместо того, чтобы пить пиво и общаться маленькими группами по интересам, получилась мини-конференция — каждая компания рассказала о себе. Было невероятно интересно. Стало понятно, что Самаре нужна it-конференция.
[9]
В 2008 году ребята из компании Доминион [10] решили организовать уже настоящую конференцию. Они арендовали залы в гостинице «Азимут», сделали сайт [11] и придумали хитрое название «404: фестиваль не найден». В этот раз уже собралось более 200 человек, были проекторы и микрофоны.
[12]
В 2009 году наша компания Турбомилк [13] присоединилась к организации феста. Мы решились на отчаянный шаг — сделать все невероятно круто и провести мероприятие в только что построенном отеле Холидей Инн Самара. Нам повезло, что отель пошел нам на встречу и мы не разорились на аренде. Плюс, у нас появились первые спонсоры [14]. В этот раз фестиваль собрал 450 человек.
[15]
Перейдем к основам — без участников любое мероприятие не имеет смысла. Кто же приезжает к нам на фест?!
[16]
Мы проанализировали состав участников 404фест и поняли, что это очень разные люди. Как видите, мы далеко ушли от изначальной конференции веб-разработчиков. Теперь позиционируем фест как «фестиваль деятелей интернета».
[17]
Кстати, главной причиной провала ProfitFest [18] стало то, что мы очень сильно обрезали потенциальную целевую аудиторию. В Самаре активно занимаются интернет-магазинами не более двух десятков человек, а мы задумали конференцию на 450 участников! Конечно же, нас ждал провал. Но тогда мы об этом как-то не подумали и понадеялись на чудо.
Статистика количества участников Фестиваля 404 по годам. Наверное, мы могли бы собрать и больше, но есть ограничение по площадке. (нам даже приходилось закрывать регистрацию) Хотя, в этом году в Холидей Инн достроили еще один зал на 300 человек и мы ожидаем 1000 участников.
[19]
Очень важно выбрать правильную дату проведения мероприятия. Это особая магия!
[20]
Мы проводим Фестиваль 404 в выходные в начале октября. В это время в Самаре очень хорошо и красиво — приятная теплая осень. Фестиваль идет в субботу-воскресенье, но многие приезжают в пятницу и остаются до понедельника. Интересный факт: организаторы других конференций связываются с нами заранее, чтобы узнать когда точно будет фест, чтобы мероприятия не наложились друг на друга.
[21]
Вернемся опять к ProfitFest. Большой нашей ошибкой стало то, что мы решили проводить фест в конце июня. Два выходных дня летом идут на вес золота! И не все готовы тратить их на работу.
Выбор места — это тоже очень важно. От этого зависит насколько комфортно будут чувствовать себя участники и какие впечатления у них останутся.
[22]
Мы проводим фест в одном из лучших отелей Самары. Основное преимущество: там есть большой и удобный бизнес-центр с несколькими залами. Очень удобно жить в том же месте, где проходит мероприятие. Дополнительное преимущество: отель расположен на берегу Волги в историческом центре Самары, можно погулять и посмотреть город. Но есть и обратная сторона: аренда, кофебрейки, обеды — все это очень дорого.
[23]
Расскажу чуть больше почему мы выбрали Холидей Инн. Раньше было принято проводить мероприятия в актовых залах институтов или других государственных учреждений. Плохая мебель, душные помещения, облезлые стены— все это было стандартным антуражем большинства конференций.
[24]
В 2009 году мне повезло побывать на конференции MIX в Лас Вегасе, которую устраивала компания Microsoft. Старожилы Хабра могут помнить мои фото-отчеты в прямом эфире (первый [25], второй [26]). Меня тогда удивило насколько сильно все это отличалось от конференций на которых мне приходилось бывать. Это было интересно, полезно и при этом не уныло. Докладчики шутили, делали интересные презентации, было много кулуарного общения. А еще каждый вечер были афтерпати в лучших клубах Лас Вегаса. Тогда я решил, что нам в Самаре тоже нужно такое!
[27]
Первый раз делать фестиваль в Холидее было очень страшно. Все там казалось очень дорогим и недоступным. Тогда веб-разработчики в большинстве своем были людьми скромными и небогатыми. Но кстати, поделюсь наблюдением — с каждым годом люди из нашей индустрии становятся все более состоятельными. Сейчас хорошая гостиница многими воспринимается как нечто совершенно обычное.
[28]
Программа — это еще важнее, чем дата и место проведения. Именно она влияет на принятие решения об участие в конференции.
[29]
Есть много подходов к формированию программы. Плюс, я даже не уверен, что мы делаем все правильно, когда решаем кто и про что будет рассказывать на 404фест. Вот список докладов [5] этого года — в основном там то, что интересно организаторам феста. Это и хорошо и плохо одновременно.
Расскажу какая система у нас. Мы заранее договариваемся с крутыми людьми из индустрии и просим их быть организаторами секций. С этого момента они становятся главными в своей секции и сами принимают решение кого приглашать выступать. Таким образом мы убиваем много зайцев — получаем крутые доклады и снимаем с себя часть организационной работы. Важный момент — набрать не тех, кто очень хочет выступать, а тех кто это умеет делать интересно и полезно. Нужно заранее изучить докладчика и посмотреть его доклады на других конференциях.
[30]
Фестиваль 404 уже четыре года является платным. Изначально мы ввели плату для того, чтобы отфильтровать странных людей, которые приходили на фест просто потусоваться и бесплатно попить кофе с бутербродом. Потом цена за участие начала расти вместе с расходами на организацию. По моему мнению, цена за участие не слишком большая, но нам нужно заранее объяснить людям что хорошего будет на фесте.
[31]
Чтобы все получилось, желательно достичь эффект «снежного кома». Это когда кто-то решается к нам приехать, зовет своих друзей, они зовут своих друзей. Потом получается так, что «вся тусовка у нас»! Ведь кроме образовательной и нетворкинг составляющих, многие приезжают, чтобы увидеть своих друзей из других городов.
[32]
Я не считаю себя профессионалом в продвижении. Мы используем достаточно стандартные каналы. Чисто на рекламу мы денег почти не тратим, а предпочитаем вкладываться в крутых спикеров. Но иной раз нам не хватает сил и умения правильно представить спикеров аудитории, объснить чем будет интересен тот или иной доклад. Будем работать над этим.
[33]
Главный инструмент — сайт фестиваля. Он должен отвечать на простые вопросы: что будет, когда, расписание докладов и прочее. Хороший сайт конференции сделать невероятно трудно. На картинке показан прошлогодний сайт, а вот тут [1] вы можете посмотреть нынешний. Он намного лучше прежнего, но мы еще пока очень-очень далеки от идеала.
[34]
Одной из фишек Фестиваля 404 является наличие талисмана — Зайца Несудьбы. Не буду подробно про него рассказывать, если вам интересно пост в блоге: Как мы придумывали и рисовали талисман Фестиваля 404 [35]. Заяц реально работает! Да, возможно, некоторых он отпугивает своей несерьезность. Да, возможно, некоторым трудно объяснить начальству почему они едут в командировку на мероприятие с зайчиком. :)
[36]
Итак. Вы все организовали и подготовили. Но рано опускать руки! Мероприятие еще нужно провести.
[37]
Самое главное, конечно, доклады. Следите за тем, чтобы все оборудование работало. Чтобы доклады вовремя начинались и заканчивались. Чтобы в залах не было жарко или холодно. Чтобы внешний шум не мешал спикерам.
[38]
Но параллельно докладам можно делать всякие разные забавные штуки. На больших конференциях хорошо работают теги в твиттере. Наш тег #404fest [39] — по нему совершенно незнакомые люди могут обсудить доклад или поделится какой-то полезной информацией. Убедитесь, что все участники знают какой у вашего мероприятия тег, чтобы не было путаницы.
[40]
У нас есть большой трехметровый заяц с которым все фотографируются и постят фоточки в инстраграм.
[41]
Очень важны активности в холле. Например, компания Доминион придумала фото-будку где все фотографируются в странной одежде на фоне ковра.
[42]
В прошлом году Илья Бирман и Кураж Бамбей придумали сделать музыкальную зону, где учили всех желающих сочинять музыку на мобильных устройствах. Многим это понравилось и в этом году будет что-то подобное.
[43]
После конференции всем всегда хочется «продолжения банкета», чтобы познакомиться с новыми людьми и пообщаться. Для этого мы организуем в ресторане афтерпати с угощениями и культурной программой. Некоторые считают, что наша афтерпати — важнее, чем фестиваль. :)
[44]
Старайтесь начинать с чего-то малого. Делать что-то большое сразу — крайне рисковано. Но если у вас получится, то вам это обязательно понравится. Кстати, мы начинаем готовить фест за пол-года.
[46]
Спасибо за внимание! Надеюсь, что моя презентация была полезна. С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.
[47]
Пользуюсь случаем, приглашаю вас в Самару на Фестиваль 404 [1], который пройдет 12-13 октября 2013 года.
Автор: kortunov
Источник [48]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/konferentsii/44723
Ссылки в тексте:
[1] Фестиваля 404: http://2013.404fest.ru
[2] Image: http://habrahabr.ru/company/turbomilk/blog/195932/
[3] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025726345/
[4] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025681514/
[5] более 100 выступлений: http://2013.404fest.ru/reports/
[6] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025725515/
[7] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025744856/
[8] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025744816/
[9] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025724905/
[10] Доминион: http://dominion.ru
[11] сайт: http://2008.404fest.ru
[12] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025680114/
[13] Турбомилк: http://www.turbomilk.ru
[14] спонсоры: http://2009.404fest.ru/sponsors/
[15] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025743776/
[16] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025743316/
[17] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025723185/
[18] ProfitFest: http://profitfest.ru
[19] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025722845/
[20] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025722905/
[21] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025722545/
[22] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025742166/
[23] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025677894/
[24] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025722065/
[25] первый: http://habrahabr.ru/company/turbomilk/blog/54884/
[26] второй: http://habrahabr.ru/company/turbomilk/blog/54899/
[27] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025677354/
[28] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025676834/
[29] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025740446/
[30] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025802693/
[31] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025675924/
[32] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025719875/
[33] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025739476/
[34] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025719165/
[35] Как мы придумывали и рисовали талисман Фестиваля 404: http://turbomilk.ru/blog/cookbook/adobeillustrator/rabbit-no-way/
[36] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025718815/
[37] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025717845/
[38] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025673394/
[39] #404fest: https://twitter.com/search?q=%23404fest
[40] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025673064/
[41] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025672984/
[42] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025799313/
[43] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025672164/
[44] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025716165/
[45] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025798083/
[46] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025715335/
[47] Image: http://www.flickr.com/photos/kortunov/10025734786/
[48] Источник: http://habrahabr.ru/post/195932/
Нажмите здесь для печати.