- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Дело в том, что магазин с кефиром — в двух кварталах от моего дома в Астрахани. Осенью темнело рано, на улицах удваивалась популяция шпаны, и потому мы ходили туда для надёжности небольшой толпой. Так вот, когда возвращались, Стас увидел ежа. В ноябре. Перебегающим дорогу. И, на всякий случай, поймал.
Рассматриваем. Ёж – не жилец. Слишком худой, не откормится, нет гнезда – да и вообще вылезать в локальное потепление ноября перед первым снегом было не лучшей идеей. «Ну, хочешь спасать – держи» — Стас отодрал шар от вязаной перчатки.
Вечером я чуть не убил зверя молоком по незнанию (на фото). И дальше выяснил сразу много и внезапно. Сейчас расскажу, какое это имеет отношение к выбору копирайтера и вообще написанию нормальных текстов.
Я сам работал во фрилансе как копирайтер с техническим уклоном. И очень хорошо знаю всю эту кухню. Поэтому, в частности, в каждой вакансии пишу, что опыт SEO считается травмирующим
Рынок такой, что на нём невероятно много молодых мамочек, большинство из которых писали в школе сочинения, и теперь сидят дома и зарабатывают этим важным навыком. Плюс люди, которые научились писать высокопарно и корпоративно, — они ставят ценник выше. Плюс мифические нормальные райтеры, которые адекватны, дороги и всегда загружены на 100%.
Ввиду отсутствия вменяемых предложений, процедура поиска фрилансера очень простая. Сначала ищется любой адекватный человек из региона (поскольку вакансия удалённая, а цены между Москвой и регионами отличаются на порядок), потом он обучается писать так, как нужно нам. В зависимости от проекта – «затачивается» под формат.
Проблем три:
Но вернёмся к истории. Пока зверь грыз коробку от посылки, я начал коннектиться к базе знаний человечества про ёжиков.
Noname-1 в этот момент освоился и начал потихоньку нюхать молоко. Я помню, что ещё поглядывал на него и удивлялся, что он только моет морду, но не пьёт.
Через 10 минут поисков выяснилось следующее:
Шансы у него были только на чьей-то даче. И не больше 60% по моей оценке. Дачи у меня не было, плюс надо было уезжать через пару дней.
Следующий шаг – нужно было написать текст для регионального форума, чтобы ежа забрали. Объявление должно было решать три задачи: сдать ежа хорошему человеку, сделать так, чтобы человек его выкормил и присмотрел эти 2 недели, плюс предупредить обо всех возможных косяках. В общем, как вакансия – сразу надо показать и худшую, и лучшую стороны без прикрас. И выбрать одного человека.
Именно такой текст именно для такой ситуации (с поправкой, что не форум, а соцсети) я заказывал у райтеров для теста. Есть ёж. Нашел вчера. Правда, поскольку дело часто было летом, переносил действие в Южно-Сахалинск или Петропавловск, где зима близко.
Для понимания того, что сделать, нужно последовательно пройти следующие этапы:
Михаил, учредитель биржи textbroker.ru (отличный мужик из Германии, он ещё делал i2p.ru), попросил меня посмотреть, что у него и как внутри с качеством. Мы с ним не первый раз работаем, и он дал мне карт-бланш на заказы внутри биржи. Короче, он спонсор сегодняшнего топика и эксперимента целиком, за что огромное спасибо.
Я разместил несколько десятков персональных заказов про ежей, сформировав их так, чтобы каждый райтер видел только свою часть, то есть думал, что заказ не в пачке, а единственный, и выбран именно он как самый подходящий исполнитель. На бирже есть райтеры уровнем от 2 баксов за 1000 символов (это чистой воды SEO-тексты) до «зубров» с 20 баксами за 1000. Повторюсь, я очень хорошо знаю внутреннюю кухню биржи, потому что довольно долго там зарабатывал – и был уверен, что кого-то обязательно найду.
Заказы размещались в четырёх выборках:
Параллельно koterina [2] составила список фрилансеров с ценой примерно в рынке и начала обходить их с аналогичным тестовым заказом. Здесь платила она. Из 40 человек его взяли к исполнению всего восемь.
Вот, кстати, ответ от райтера с ценой $15 за 1000 символов (пунктуация сохранена): «извините, я работаю с предприятиями и пишу для сайтов промышленных, а полоскать
Короче, не любой.
Первая порция была размещена около 21-22 вечера. Первый результат я получил через полчаса, последний – через сутки. Катя скинула мне сводную по найденным райтерам через трое суток.
Когда я говорю, что райтер не задумывается о результате – я серьёзно. 250 рублей/1000.
Заголовок не учитывает банальных особенностей психологии человека. Никогда нельзя делать обращение в бродкасте, нужно личное. «Помоги, пожалуйста, ёжику. Да, лично ты» — это намного сильнее. Далее – фактическая ошибка про то, что проблем с кормом не будет. Будут. И это важно. Повторюсь, конечная задача – не продать ёжика, а сделать так, чтобы он выжил. В данном случае, боюсь, его возьмёт какой-нибудь ребёнок. Заплатил я за это полтора бакса, кажется.
Три восклицательных знака для меня – мгновенный признак истерики. Слишком мало деталей, просто набор эмоциональных фраз. Чтобы принять решение, надо задавать вопросы, а этой роскоши у ёжика нет. Мимо.
Это райтер-фрилансер, 200 рублей за 1000. Про тренд – это, видимо, подстройка на аудиторию соцсетей.
Ну, многоразовые подгузники я бы точно заказывал здесь. Серьёзно, заточка под аудиторию хорошая. Но ёж всё ещё по матожиданию мёртв.
Такие тексты я называю «телемагазином». Они совершенно не работают, но очень нравятся заказчикам. Райтер просто не имеет возможности видеть конверсию. Но, обратите внимание, исполнитель постаралась насколько могла. И эмоции не заслонили тот факт, что нужно указать телефон. Вива. Серьёзно, это показывает, что человек думал.
Я ничего из этого не понял. Но этот же исполнитель прислал самый сильный заголовок в серии: «Мне очень жалко Ёжика...». Если из него выпилить заглавную букву и многоточие – будет лучшим.
Есть налёт официальности в «ищем дом». Такие истории должны быть максимально конкретны – «ищу». Дальше тоже переменная про время суток. «С приходом осени может начаться самая настоящая зима» — спасибо кэп, я понимаю, что хотелось сказать, но формулировка немного подкачала. Вторая половина – хорошая. Видно, что человек подготовился теоретически, есть числа, мотив, очень хороший CTA, чёткое понимание цели. На длинных текстах, думаю, она раскрывается и пишет замечательно. Но начинать стестняется, мой короткий формат не про неё. Стоило 5 баксов.
Одна фраза «вид ёжика нездоровый и болезненный» сразу заставит думать что эта колючая тварюга перезаражает всю семью. Периодически приглашая к нему ветеринара – это полный швах.
Это вот отличный пример хорошо работающего текста, который никогда не будет выбран заказчиком, поскольку выглядит он слишком стандартно. Но именно это и нужно. Обратите внимание, в конце мы уже вместе строим гнездо: это очень хорошее продление временной линии, работает как эффект погружения. 6 баксов.
Представьте себе:
В Петропавловске-Камчатском — городе, где зима переступает через осень еще до того, как сентябрь успевает сделать свои первые шаги — на промозглой улице, свернувшись в клубочек своим худеньким тельцем, притаился крохотный Ежонок.
Вы бы смогли пройти мимо такого нежного, но уже еле теплого пузика, одетого в серую елочку «с иголочки» с оттенком зеленой тоски? Лично я не смог. Особенно после того как увидел, что колючки у этого малыша стали совсем беззащитными.
Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз в жизни, пусть не телом, так душой, вот так вот «съеживался». Поэтому я взял его к себе домой. Но, к сожалению, оставить его я не могу. А Ежонок слишком слабенький, чтобы пережить зиму на улице.
Малышу нужен уход. Его надо откормить, приютив, например, на даче, чтобы он окреп к весне. Много хлопот такое чудо точно не доставит, а вот приятных эмоций подарит много. Поэтому очень прошу вас: «Возьмите его в свои теплые руки!»
Это сочинение, а не текст под задачу. Но здесь другой момент. Райтер понял, что текст для соцсетей – это не только буквы, и показал помимо текста, какие надо приложить фото. Это очень сильный ход, точнее – выход за стандартный шаблон. Вива.
Подобных текстов было несколько, но здесь, обратите внимание – единственный человек, который не убил ёжика молоком. Очень точное описание будущего гнездовья. Попытка продать ежа полезностью, не лучшая – но никто другой это не пробовал. Добавить сюда про 600 грамм и лучший заголовок – и можно публиковать. 8 баксов.
Поскольку райтеры, которые вольные фрилансеры, знали, что ежа нет, про обратную связь и эмоциональное вовлечение сказать не могу. Текстброкеровские не знали – и примерно половина с биржи стучала в личку с вопросами, уточняла, две девушки написали через неделю спросить, получилось или нет. В общем, живо участвовали. Перед написавшими я извинялся за свою грязную инсинуацию и рассказывал, что это тест.
Да, там же был ещё один хороший заголовок: «Спасите ежика, впереди холода!».
Были ещё хорошие идеи, разные. Был пост от лица ёжика. Был заголовок «Маленький. Колючий. Твой». Был бесконечно добрый пост из Питера за 100 рублей (правда, без CTA), но это очень повезло с райтером.
Вторая серия тестов была на реальную коммерческую задачу. У нас есть игра «7 на 9», которая отличается тем, что её очень сложно объяснить буквами. Именно её описание для интернет-магазина я заказал у нескольких райтеров. Особенность в том, что есть только три хороших источника – наш сайт Мосигры с нашим описанием, текст правил (PDF под закачку) и текст с коробки на сайте производителя. Плюс какие-то обзоры на форумах и в блогах, но без особой конкретики, для своих.
Результаты очень чётко разделились на две категории: $2 и $4 за 1000 сделали рерайт той или иной степени проработки (100% уникальный, но по фактам – калька с нашего текста). Я спрашивал, рерайт это или самостоятельный текст, и просил указать источник. Мне говорили, что самостоятельный. Начиная с $6 за 1000 символов райтеры думали и реально лезли в правила – это я могу точно сказать на основании знаний механики. Где-то по этой границе $6-$10 проходит хорошая цена за описания на сайт. Выше всё плохо: результат тот же, что и у $10, просто больше понтов. Ну или люди опасались делать что-то нестандартное, рынок выучил.
Я нашел трёх человек, которым готов заказывать. Двое на бирже, один инди. Те двое никуда с биржи не денутся, и резерв на случай срочной необходимости, отпуска или болезни есть. Самое крутое – это знание, что можно просто скинуть заказ и получить результат через сутки без всяких предварительных ласк и списываний. Любопытство удовлетворено, кадровый резерв найден.
В обычное время без препоиска можно бросать заказы на биржу за $20/1000 и знать, что всё будет хорошо (там с десяток райтеров такого уровня, и выбрать через менеджера или руками просто, косяка не будет). Но в данном случае победители брали 6 и 10 баксов за 1000 символов, что существенно выгоднее. Только учтите, что Михаил по результатам знает, кто написал лучший текст, и может повысить оплату этого человека.
По рынку в целом у меня представление на основе этого теста и ещё пары похожих, плюс общих ощущений, плюс двух размещённых вакансий на постоянку в офис (собеседование: «Я писала 40 тысяч символов в день три месяца для женских сайтов» — «Оооо. Аааа. У тебя с головой ничего не случилось?» — «Всё нормально, МРТ даже делала, вот справка»). ИМХО, практические советы такие. Во-первых, SEO и рерайты – всё до 6 баксов, в вилке 6-10 – нормальные райтеры. Можно найти хорошего специалиста на большой заказ и за 4, но это сложно. Во-вторых, очень, просто невероятно высок процент рандома. Заказ может подвиснуть на неделю, потому что фрилансер взял что-то другое крупное, уехал, забыл, забил, заболел и так далее. Я бы советовал работать или с чёткими бонусами за срок, или с командой (когда кто-то менеджерит умников, но при этом когда понимает, что вы сработались – повышает цену) или, опять же, с биржей через их менеджера. Ну либо просто держать контакты тех, кто выручит. На биржах и в командах есть более-менее понятное ценоформирование, основанное на реальных событиях. Инди-райтеры ставят цену от загрузки и рекламы, всегда есть шанс как найти стеснительный бриллиант, так и нарваться на школьное сочинение или телемагазин за $20 за 1000.
То есть усилий придётся приложить столько же, сколько на поиск разработчика. И истории примерно похожи. И рынок – могут прийти как ничего не понимающие, так и гуру. Только у разработчика есть чёткая метрика своих результатов, и гуру знает, что он гуру. А у райтера нет объективной оценки.
Теперь если вы райтер, и у вас баттхёрт. Скажите, вы хоть раз пробовали брать тему, писать по ней текст, а потом заказывать то же самое у других? 100 баксов для региона – ползарплаты, понимаю. Но это окупается максимум за неделю. Попробуйте. Ну или попросите у своего любимого заказчика данные о конверсии со своих текстов и бесплатно сделайте ему ещё пару версий.
Всё.
Да. Нашего героя на утро взяла прекрасная девушка Белка и устроила его в гнезде близ дачи со старанием, точно по инструкции. Тёплая погода продержалась ещё 3 недели. Мы не знаем, что случилось с этим отдельно взятым ежом, но там на даче в следующем году стала рассекать ежиная семья.
Автор: Milfgard
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kontent/69327
Ссылки в тексте:
[1] мозг: http://www.braintools.ru
[2] koterina: http://habrahabr.ru/users/koterina/
[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/236365/
Нажмите здесь для печати.