- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В общественном сознании многие музыкальные стили чуть ли не противоречат друг другу.
Ценить некоторые — синоним высокого интеллекта и культурной утонченности, любить другие — признак плохого вкуса. Тем не менее, в музыке, как и во многих других направлениях творчества (литературе, изобразительном искусстве, даже кино) стили и жанры, порой даже максимально непохожие, часто заимствуют друг у друга многие приемы — от общих гармонических конструкций до прямых отсылок на целые произведения.
Сегодня мы начнем рассказывать о заимствованиях в музыке (некоторые, правда, оказываются самым настоящим плагиатом, но с точки зрения слушателя это не менее интересно). Наш первый материал — о том, чем поп-музыка обязана классическим композиторам.
[1]
Фото Dennis Skley [2] CC [3]
Многим музыкальным принципам и устоявшимся паттернам, которыми пользуются современные поп-исполнители, они обязаны именно классическим композиторам — тем самым, которых часто противопоставляют современным поп-певцам. В 17-18 веках музыка в Европе, освобождаясь от господства церкви, бурно развивалась — появлялись новые жанры, формы и стили. Бах стал одним из самых виртуозных композиторов за всю музыкальную историю. Пришедший после него Моцарт поразил музыкой, которая была совершенно не похожа на сложные гармонические конструкции Баха — она (не всегда, но часто) кажется (именно «кажется») более простой для восприятия.
Как и у Гайдна и, например, у Глюка, в музыке Моцарта за основу часто берутся главные ступени лада: тоника, доминанта и субдоминанта, и построенные от них трезвучия. По тому же принципу написано много классического… рок-н-ролла. А большинство поп-композиций выстраиваются вокруг одних и тех же благозвучных последовательностей аккордов, ставших популярными еще в конце 18 века. Заимствование классической музыки может выглядеть по-разному — современные исполнители и композиторы вдохновляются гармонической конструкцией, используют похожую структуру аккордов или даже делают прямые отсылки.
Рассказываем о нескольких разных кейсах существования классической музыки в популярной.
В 1784 году композитор Жан-Поль Эжид Мартини написал романс «Plaisir d’amour» («Радость любви») на стихи французского писателя Жана-Пьера Клари де Флориана. В 1858 Гектор Берлиоз сделал аранжировку для оркестра. Этот романс заинтересовал самых разных исполнителей.
Например, Бриджит Бардо (аудио [4]). Или Аниту Картер (аудио [5]). Эта мелодия вдохновила Элвиса Пресли на создание одной из самых узнаваемых его композиций:
«Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля — самое знаменитое произведение немецкого композитора для трёх скрипок и генерал-баса. Когда именно он написал эту музыку, неизвестно — скорее всего, где-то между 1680 и 1706 годами. Интересно, что эта композиция, будучи довольно популярной в своё время, быстро вышла из моды и забылась. В 1968 аранжировку этой мелодии сделал Камерный оркестр Жана Франсуа Пайяра, вернув ей популярность.
Мелодическая конструкция «Канона» стала очень популярной в 1970-е годы: она часто использовалась в инструментальных аранжировках, перешла и в поп-музыку, а потом — даже в композициях для похорон и свадеб. Пахельбель использовал строгую полифоническую форму, где три голоса играют одну и ту же мелодию (объединяются в канон) а четвертый голос, генерал-бас, исполняет отдельную тему — постоянно повторяющуюся двухтактную линию.
Вот традиционное барочное звучание «Канона» Пахельбеля (на инструментах той эпохи):
А вот песня Pet Shop Boys Go West, где есть та же последовательность аккордов:
Не все артисты вдохновляются или «заимствуют» идеи у классиков — некоторые прямо ссылаются на них, используя композицию с минимальными изменениям или вообще «as is».
Например, так делает Леди Гага [6] во вступлении к песне Alejandro, где она ссылается на чардаш итальянского скрипача и композитора Витторио Монти — композицию, написанную на основе традиционной венгерской танцевальной музыки, для скрипки в сопровождении фортепиано.
Ещё одно [7] интересное заимствование Леди Гаги из классиков (а их у неё на самом деле немало) — вступление клавикорда из цикла клавирных произведений Иоганна Себастьяна Баха в Bad Romance.
Казалось бы, рэп и классическая музыка не могут быть дальше друг от друга. Однако рэпер Нас доказал обратное — сделал отсылку к классической композиции Бетховена «К Элизе»:
Иногда музыкальные заимствования решают иронические задачи. Например, аранжировка симфонической поэмы [8] М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» в стиле диско.
Дэвид Шайр написал эту аранжировку для оркестра в 1977 году для ставшего культовым фильма с Джоном Траволтой Saturday Night Fever. Интересно, что произведение Мусогорского осталось практически нетронутым — Шайр только изменил ритм и добавил барабаны и гитары.
Заимствования у классиков — богатая тема. Вопрос о том, насколько музыка, однажды кем-то написанная, реально «принадлежит» её автору, существовал ещё до принятия законов об авторском праве. Композиторы постоянно заимствовали идеи друг у друга, у народной музыки и других композиций — о других подобных случаях мы расскажем в следующем материале.
Автор: Audioman
Источник [16]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kopirajt/276625
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/299543/
[2] Dennis Skley: https://www.flickr.com/photos/dskley/16296784188/
[3] CC: https://creativecommons.org/licenses/by-nd/2.0/
[4] аудио: https://youtu.be/47K3xuhBxv4
[5] аудио: https://youtu.be/zmdY3RRQGLU
[6] так делает Леди Гага: https://youtu.be/HYxSiZowt6s
[7] Ещё одно: https://youtu.be/qrO4YZeyl0I
[8] аранжировка симфонической поэмы: https://www.youtube.com/watch?v=WCe35V9uJTI
[9] Бокс-сет: как слушают музыку истинные фанаты: https://www.audiomania.ru/content/art-5424.html
[10] 5 легендарных рок-фестивалей, которые потрясли СССР: https://www.audiomania.ru/content/art-5300.html
[11] Звук с разных сторон: как его воспринимают представители разных профессий: https://www.audiomania.ru/content/art-5309.html
[12] Революцию по телевидению не покажут: как Джордж Лукас изменил звук в фильмах: https://www.audiomania.ru/content/art-5224.html
[13] «Знакомство с аудиобрендами»: подборка материалов и полезных источников по теме: https://www.audiomania.ru/content/art-5078.html
[14] «На любой вкус»: стриминговые сервисы для прослушивания музыки: https://www.audiomania.ru/content/art-5370.html
[15] Как заработать состояние на шуме и стать легендой: https://www.audiomania.ru/content/art-5088.html
[16] Источник: https://geektimes.ru/post/299543/?utm_campaign=299543
Нажмите здесь для печати.