- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Электробусы и их батареи: что такое литий-титанат? (Part.1)

Электробусы и их батареи: что такое литий-титанат? (Part.1) - 1 фото c сайта www.zr.ru [1]

Друзья здравствуйте, всем здоровья, берегите себя, антисептики — наше ВСЁ!

Сегодня попробуем рассмотреть московские электробусы по мотивам статьи в журнале «За рулем [2]» в части используемых литий-титанатных батарей (Li4Ti5O12 или LTO), их стоимости и перспектив эксплуатации, также попробуем разобраться, почему литий-титанат не подходит для промышленных решений в ИБП.

После нашей статьи «Li-Ion технологии: удельная стоимость снижается быстрее прогнозов» [3] вызвал интерес литий-титанат как «не автомобильный» литий. На мой взгляд LTO как раз и является самым что ни на есть тяговыми батареями, которые совершенно не подходят для работы в качестве аккумуляторных батарей в ИБП и телекоме. Почему? Давайте разберемся под катом, структуру статьи условно разделим на три части:

  1. Что такое электробус и почему LTO?
  2. Химия-химия...., все батарейки одинаковые? В чем отличие LTO, LpTO и LFP
  3. Стоимость литий-ионных решений на данном этапе: мировые данные и примерные коэффициенты на рынке РФ

Что такое электробус и почему LTO?

Для начала разберемся в статье и «выудим» нужные нам данные

  • используемые LTO-батареи, точнее АКБ+BMS производства китайской Microvast,INC [4] Однако ВИКИ утверждает [5], что в Китае лишь завод по производству батарей, головная компания — Хьюстон, штат Техас, USA
  • Электробусы поставляют КАМАЗ и ЛИАЗ, кузова разные, но силовая установка одна и та же
  • декларируется 7 лет работы или 15 тысяч циклов, однако в буклете производителя указано витиевато «более 12 тысяч циклов». А вот вышеупомянутый ВИКИ утверждает, что количество циклов для этого типа батарей-от 2 до 7 тысяч циклов. Разберемся ниже по тексту, однако скажу, что в научных статьях именно для Microvast указывают лишь >2000 циклов для LpTO
  • Вот тут не состыковка с буклетом китайцев [4], они утверждают, что начало эксплуатации электробусов в Китае — 2011 год, то есть в прошлом году уже прошло 9 лет, вопрос где статистика?

    Но в мире нет пока семилетних электробусов, чтобы опереться на практический опыт, а потому приходится верить расчетам на бумаге. В частности, никто не берется предсказать, как просядет емкость с годами и сколько раз за день придется подключать к сети уже не новую машину.

  • Стоимость энергетической установки — 9,5 млн. рублей (удорожание электробуса, запомним пока цифру)
  • Масса батарей на крыше автобуса — 1,8-2 тонны (тут тоже не стыковка, снаряженная масса для электробуса — это и электродвигатели, и обвязка, и контроллеры батарей, и конечно сами батареи)
  • Емкость батареи — 77кВт*ч, однако сам производитель пишет о 60/80кВт*ч

    Электробусы и их батареи: что такое литий-титанат? (Part.1) - 2

Под спойлером можно посмотреть из чего состоит батарея электробуса и откуда взялись исходные данные

Поскольку ходовая и кузов классического автобуса полностью идентична электробусу, примем массу ДВС равной массе электромоторов и инвертеров привода электробуса, тогда получим «добавленную» массу электробуса равной массе АКБ, кабелей, несущей конструкции на крыше. То есть примем массу накопителя электробуса равной 1800 кг.
Теперь заглянем к производителю батарей. [6] Получается, что в электробусе мы имеем две батареи для каждого электродвигателя заднего моста. Этот факт подтверждается картинкой — моделью автобуса, где видно две батареи на крыше. То есть имеем 2*77кВт*ч батареи, каждая по 800 кг.

Таким образом на основе статьи имеем:

  1. Удельная масса батарей — 10,3 кВт*ч/кг массы батарей (pack)
  2. Удельная стоимость батарей (за вычетом 1/3 зарядной станции [7] -55,2 т.рублей/ Вт*ч/кг (pack)
  3. Кузов автобуса рассчитан производителем на 12 лет эксплуатации, расчетная замена батарей — через 7 лет за счет города, учитывая невысокий (предположительно) уровень службы эксплуатации Мосгортранс и желание «побыстрее» зарядить батарею в ущерб сроку службы батарей — получаем средний цикл эксплуатации батареи — порядка 7 тысяч циклов. Если брать по 10 циклов в день — то срок службы батарей электробуса вряд ли превысит 3 года или 10,5 тысяч циклов (2 года гарантии — предполагаю — плюс год послегарантийного обслуживания)

Электробусы и их батареи: что такое литий-титанат? (Part.1) - 3
фото c сайта www.zr.ru [1]

… на этом пока все, продолжение следует.

UPD: С чего начнём следующую — химическую — часть:

Электробусы и их батареи: что такое литий-титанат? (Part.1) - 4

Внешний вид LpTO батарейной сборки от Microvast, Китай. Возможно, именно они установлены на электробусах в Москве.

Автор: Gromazeka13

Источник [8]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/li-ion-2/351371

Ссылки в тексте:

[1] www.zr.ru: http://www.zr.ru

[2] статьи в журнале «За рулем: https://www.zr.ru/content/articles/921925-ehlektrobus-liaz-6274/

[3] «Li-Ion технологии: удельная стоимость снижается быстрее прогнозов»: https://habr.com/ru/post/493760/#comment_21420632

[4] Microvast,INC: https://www.microvast.com.cn/fr/upload/2019/01/24/15483851211001fdvlf.pdf

[5] Однако ВИКИ утверждает: https://en.wikipedia.org/wiki/Lithium-titanate_battery

[6] к производителю батарей. : https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=2ahUKEwjklpb7pcLoAhXix6YKHSBpD1UQFjABegQIAhAC&url=https%3A%2F%2Fwww.mdpi.com%2F2032-6653%2F5%2F1%2F261%2Fpdf&usg=AOvVaw2s549XCZM1Bq2NDEdEeRc7

[7] вычетом 1/3 зарядной станции: https://www.zr.ru/content/news/910526-rassledovanie-zr-my-vyyasnil/

[8] Источник: https://habr.com/ru/post/494374/?utm_campaign=494374&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss