- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В ранних статьях, посвящённых программным ВКС-серверам, я описывал различные решения для видеоконференцсвязи на базе программных продуктов отечественной разработки. Сегодняшняя статья посвящается программному ВКС-серверу от компании Yealink — Yealink Meeting Server (YMS). Отличительной особенностью данного решения является бесшовная интеграция с аппаратными терминалами ВКС данного производителя.
Последние годы кодеки Yealink активно конкурируют в своём сегменте рынка с продукцией Polycom, Cisco и прочих крупных вендоров. Но замещение было лишь по клиентской части, так как у Yealink не было собственного сервера ВКС, и для построения законченного решения приходилось интегрировать терминалы Yealink с программными или аппаратными MCU сторонних производителей.
В прошлом году Yealink представил собственный программный сервер видеоконференцсвязи, который поддерживает не только собственное оборудование, но также совместим с большинством моделей кодеков ведущих мировых производителей.
YMS — программный сервер видеоконференцсвязи на базе Linux, позволяющий существенно расширить функционал ВКС-терминалов Yealink.
Для установки YMS требуется развернуть на сервере CentOS не ниже 7-ой версии. Для тестов я использовал версию с графическим интерфейсом, которую можно скачать здесь [1].
Дистрибутив самого YMS для тестирования можно получить по запросу.
После установки сервера ВКС он становится доступен через веб-интерфейс по адресу сервера, на который установлен.
При первом заходе на страницу администрирования необходимо произвести первичную настройку.
Первым шагом задаётся имя сервера, и IP-адреса (внутренний и внешний).
Затем производится настройка времени — это важно для синхронизации календаря и планирования мероприятий.
В последующих трёх вкладках необходимо задать учетные данные администратора, установить файл лицензии (привязывается к MAC) и настроить учётную запись почтового сервиса для отправки системных сообщений, уведомлений и приглашений участникам по почте.
Пройдя первичную настройку, мы попадаем в основной интерфейс администрирования.
Веб-консоль реализована на нескольких языках, в том числе и русском. Русификация интерфейса производится нашими партнёрами, официальным поставщиком Yealink в России — компанией АйПиМатика [2].
На главной странице отображается информация о лицензии, срок её действия, а также показатели аппаратных ресурсов сервера.
Первая закладка «Статус» показывает версию ПО и всех модулей, дублирует информацию по процессорам, памяти, дискам и данные по установленной лицензии.
Также здесь можно увидеть всех онлайн-пользователей.
Закладка «Аккаунт» управляет пользователями и группами пользователей, позволяет регистрировать терминалы Yealink и сторонних производителей.
В первом пункте меню «Пользователь» создаётся структура организации, с учётом внутренней иерархии и географической распределённости.
На этом этапе создаются учётные записи, которые позволяют участникам использовать функционал сервера на основании выделенных им прав доступа. Для каждой группы пользователей определяется уровень взаимодействия с другими группами. Например, одна группа (руководители) имеет возможность позвонить всем зарегистрированным участникам, а другая группа (менеджеры) — только пользователям из своей группы, группы равной по рангу или ниже.
В закладке «Room System — Системы для помещений» регистрируются терминалы Yealink. Если в инфраструктуре организации есть кодеки сторонних производителей, они также проходят регистрацию в соответствующем разделе.
Пройдя регистрацию в закладке «Аккаунт», мы имеем список учётных записей и аппаратных терминалов, которые могут организовывать мероприятия и принимать участие в уже созданных видеоконференциях. Лицензия конкурентная — на каждое онлайн-подключение, т.е. зарегистрировано на сервере может быть неограниченное кол-во участников/устройств, а оплачиваются только те, которые находятся в активном мероприятии (конференции).
Закладка «Переговорная комната» позволяет регистрировать физические помещения. Это даёт возможность их бронировать для проведения мероприятий. За каждой комнатой можно закрепить ВКС-терминал, если таковой в ней установлен.
В закладке «VMR» создаются виртуальные переговорные комнаты — мероприятия, которые планируются заранее и используются на протяжении длительного срока.
Для виртуальной комнаты устанавливаются модераторы, выбираются допустимые участники, задаётся пароль.
В расширенных настройках можно ограничить разрешение, полосу пропускания и выбрать раскладку по умолчанию.
Закладка «Управление конференциями» позволяет производить детальную настройку активных мероприятий.
Управление происходит в реальном времени. Можно пригласить/удалить участников, изменить раскладку, включать/отключать микрофон, динамик или камеру клиентских терминалов и многое другое.
С закладкой «Статистика» всё понятно — сбор и отображение данных о прошедших мероприятиях за выбранный период.
В последней закладке — «Система», кроется основной функционал настройки сервера ВКС.
Меню «Глобальные настройки» — настройки по умолчанию для всех мероприятий.
Меню «Настройки шлюзов» — реализация подключений по различным протоколам.
Меню «Системные настройки» — управление сетью, дисковым пространством, почтой и настройка времени.
Меню «Безопасность» — управление «черным списком» и блокировками.
Меню «Сервисное обслуживание» — централизованное обновление терминалов, обновление сервера, создание резервных копий конфигурации.
Меню «Лицензирование» — управление лицензиями и сертификатами.
Меню «Системные отчеты» — просмотр логов сервера и устройств.
Собрать конференцию можно несколькими способами. Например, через терминал совершить вызов необходимых участников, используя адресную книгу или прямой набор.
Но гораздо удобней и продуктивней запланировать и создать конференцию заранее через пользовательский интерфейс.
Пользователь может «Запланировать совещание» — по факту, это банальное резервирование физической переговорной комнаты. Если забронировать переговорку с видео терминалом для локального совещания — она станет недоступна для резервирования на данный отрезок времени, т.е. добавить её в видеоконференцию не получится, пока не закончится локальное мероприятие.
Закладка «Запланировать видеоконференцию» позволяет создать именно видео мероприятие. Если к нему добавляются терминалы установленные в переговорных комнатах — эти комнаты также блокируются для брони в других совещаниях/конференциях на заданный период.
Можно запланировать как разовое, так и периодическое мероприятие, указав параметры повторения в настройках. Всем участникам отправляется приглашение на почту с занесением в календарь. Текст приглашения редактируется. По правам участники делятся на модераторов и гостей.
Управление конференциями через пользовательский интерфейс ничем не отличается от управления конференциями через интерфейс администратора, описанный выше.
Подключиться к созданному мероприятию можно как по ссылке из приглашения, так и через пользовательский интерфейс — достаточно перейти в закладку «Присоединиться через браузер» и указать ID конференции и пароль.
В случае с аппаратным терминалом, подключение производится набором короткого номера конференции или звонком в конференцию/VMR через адресную книгу терминала.
Интерфейс конференции при подключении через WebRTC выглядит следующим образом.
При необходимости можно скрыть меню и оставить только видео участников.
При необходимости транслировать контент, можно выбрать либо рабочий стол одного из дисплеев, либо окно конкретного приложения.
В случае с аппаратным терминалом, контент транслируется с внешнего источника, подключенного к терминалу по HDMI (в ранних версиях по VGA).
Если подглядеть через веб-интерфейс терминала, как выглядит эта конференция на нём, то увидим следующее:
Yealink Meeting Server поддерживает симметричные видеоконференции до 50 участников (максимальная раскладка 7 х 7). Если в мероприятии участвует более 50 точек — существует несколько вариантов отображения. Обновление участников на экране происходит по одному — т.е. замещение старых участников новыми происходит постепенно с заданной периодичностью. Либо экран обновляется разом — все 49 участников меняются на новых. Параметры обновления задаются в «Глобальных настройках вызова», описанных выше.
Yealink Meeting Server появился около года назад. Я воздержался от тестирования первой версии, т.к. полагал, что продукт сырой и есть смысл подождать пару обновлений. Я начал писать эту статью полгода назад — когда партнёры представили первые варианты русскоязычного интерфейса. Но закончить её мне мешал один факт — как только тестирование очередной версии подходило к концу, на горизонте начинало маячить новое обновление. И так раз за разом. Дописывать и править было уже неприлично. Я решился закончить начатое, не смотря на то, что в тестировании находится версия с поддержкой интеграции Skype for Business и кучей других новинок. Продукт развивается стремительно, разработчики делают всё возможное чтобы не только повторить функционал конкурентов, но и привнести в решение что-то новое, что-то, что диктуют рынок и потребности современного заказчика.
Если у Вашей компании появился интерес к продукту и желание его протестировать в Вашей инфраструктуре — обращайтесь ко мне 1@stss.ru — я помогу организовать процесс получения дистрибутива и тестовой лицензии.
Спасибо за внимание!
Автор: Кирилл
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/linux/278969
Ссылки в тексте:
[1] здесь: http://mirror.yandex.ru/centos/7/isos/x86_64/CentOS-7-x86_64-LiveGNOME-1708.iso
[2] АйПиМатика: http://ipmatika.ru/
[3] Источник: https://habr.com/post/347884/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=347884
Нажмите здесь для печати.