- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как ядро управляет памятью

Ранее мы увидели как организована виртуальная память процесса. Теперь рассмотрим механизмы, благодаря которым ядро управляет памятью. Обратимся к нашей программе:
image

В Linux процессы реализованы в виде struct-объекта task_struct, который по сути является дескриптором процесса. В поле mm объекта task_struct содержится указатель на т.н. дескриптор памяти процесса, struct-объект mm_struct, который содержит исчерпывающую информацию о том как данный процесс использует память. В дескрипторе памяти процесса хранится информация о начальном и конечном адресе сегментов процесса как показано на рисунке вверху, число page-фреймов (физических страниц в оперативной памяти), используемых процессом (это RSS или т.н. Резидентный Набор Страниц), количество виртуальной памяти, выделенной процессу, и другую мелочь. Дескриптор памяти процесса также указывает на местонахождение дескрипторов VMA (virtual memory area или область виртуальной памяти) и набор page-таблиц для процесса. Последние две структуры данных это своего рода “рабочие лошадки”, т.к. они задействуются при большинстве операций управления памятью. Области виртуальной памяти для нашей программы указаны на рисунке:
image

Область виртуальной памяти (VMA) представляет собой непрерывный диапазон виртуальных адресов; области никогда не перекрывают друг друга. Экземпляр struct-объекта vm_area_struct исчерпывающе описывает одну VMA, включая начальный и конечный виртуальный адрес области, флаги, определяющие права и другие особенности доступа к области, поле vm_file с информацией о файле, отображенном в данную область (если таковой файл имеется). Область виртуальной памяти, которая не сопоставлена ни с каким файлом, называется анонимной. Каждому из сегментов программы на вышеприведенном рисунке (куча, стек и т.д.) соответствует своя VMA; исключение в этом отношении состовляет только т.н. сегмент для мэппирования (memory mapping segment). Данное положение вещей не является каким-то требованием или чем-то предопределенным, но в случае с платформой x86 это в большинстве случаев так. Области виртуальной памяти все равно какому сегменту соответствовать.

Набор VMA для данного процесса описан сразу двумя способами. Во-первых, в дескрипторе памяти процесса (struct-объект mm_struct) имеется указатель mmap на связный список дескрипторов VMA (порядок дескрипторов в списке соответствует порядку следования VMA в виртуальном пространстве). Во-вторых, все в том же дескрипторе памяти имеется указатель mm_rb на структуру, которая представляет собой red-black tree. RB-дерево позволяет ядру быстро устанавливать факт нахождения некоторого виртуального адреса в пределах той или иной виртуальной области. Если посмотреть содержимое файла /proc/pid_of_process/maps в файловой системе proc, то это будет ничто иное как информация, полученная ядром в результате “прохода” по связному списку дескрипторов VMA.

В Windows, блок EPROCESS – это грубо говоря что то среднее между структурами task_struct и mm_struct. Аналогом дескриптора области виртуальной памяти является Virtual Address Descriptor или VAD, информация об этих дескрипторах храниться в AVL-дереве. Знаете что самое смешное при сравнении Windows и Linux? Это то, что отличий как раз не так уж и много.

4-гигабайтное виртуальное адресное пространство представляется в виде последовательности страниц. 32-битные процессоры x86 поддерживают размер страниц равный 4 КБ, 2 МБ и 4 МБ. Linux и Windows используют 4-килобайтные страницы для user space-части виртуального адресного пространства. Байты 0-4095 попадают в страницу # 0, байты 4096-8191 попадают в страницу # 1 и т.д. Размер области VMA должен быть кратен размеры страницы. Вот как выглядит 3-гигабайтное user space пространство организованное с помощью 4-килобайтных страниц:
image

Процессор консультируется с page-таблицами для того, чтобы осуществить преобразование виртуального адреса в физический. У каждого процесса есть свой набор таких page-таблиц; как только происходит переключение процесса (context switch), меняются и page-таблицы для user space-части виртуального адресного пространства. В Linux, указатель на page-таблицы процесса храниться в поле pgd дескриптора памяти процесса. Каждой виртуальной странице соответствует одна запись в page-таблице, и, в случае с классическим x86-пейджингом, это простая 4-байтовая запись, показанная на следующем рисунке:

image
В ядре Linux есть функции, которые позволяют взвести или обнулить любой флаг в page table записи. Флаг «P» говорит о том, находится ли страница в оперативной памяти или нет. Когда данный флаг установлен в 0, доступ к соответствующей странице вызовет page fault. Нужно учесть, что если данный флаг установлен в 0, то ядро может как угодно использовать оставшиеся биты в page table записи. Флаг «R/W» означает запись/чтение; если флаг не установлен, то к странице возможен доступ только на чтение. Флаг «U/S» означает пользователь/супервайзер; если флаг не установлен, только код выполняющийся с уровнем привилегий 0 (т.е. ядро) может обратиться к данной странице. Таким образом, данные флаги используются для того, чтобы реализовать концепцию адресного пространства доступного только на запись и пространства, которое доступно только для ядра.

Флаги «D» и «A» означают «dirty» и «accessed». “Dirty”-страница – эта та, в которую была недавно проведена запись, а «accessed»-страница – это страница, к которой было осуществлено обращение (чтение или запись). Оба флага являются “липкими”, процессор может их установить, но не будет обнулять – делать это должно ядро. Наконец, page table запись хранит начальный физический адрес страницы в памяти; адрес всегда будет кратен 4 КБ. Это казалось бы безобидное поле является причиной многих проблем, т.к. оно фактически ограничивает размер адресуемой физической памяти 4 гигабайтами. Другие поля page table записи рассмотрим как-нибудь в другой раз, так же как и механизм Physical Address Extension.

Защита памяти осуществляется на постраничной основе, поскольку страница – это самый маленький “кусочек” памяти, для которого можно выставить флаги «U/S» и «R/W». Стоит однако учитывать, что теоретически, две разные виртуальные страницы, имеющие отличающийся набор флагов, могут соответствовать одной и той же физической странице. Заметьте, в формате page table записи не предусмотрены флаги, связанные с запретом на выполнение кода. Именно поэтому классический x86-пейджинг никак не препятствует выполнению кода в стеке, что облегчает эксплуатирование уязвимостей, в основе которых переполнение буфера в стеке (неисполняемые стеки все равно подвержены уязвимостям, в данном случае используется техника return-to-libc и другие приемы). Отсутсвие no-execute флага также свидетельствует о другом важном аспекте: флаги доступа, содержащиеся в дескрипторе VMA, не всегда имеют прямые соответствия в системе защиты, реализуемой процессором, и могут лишь соответствовать этой системе в большей или меньшей степени. Образно говоря, ядро делает все, что в его силах, но в конечном счете архитектура процессора накладывает свои ограничения на то, что возможно реализовать.

Конечно же виртуальная память сама по себе ничего не хранит. Это просто абстракция или механизм, в котором виртуальная память определенным образом поставлена в соответствие физической памяти. Операции с адресной шиной процессора являются достаточно нетривиальными, но мы сейчас можем от этого абстрагироваться. Будем считать, что процессор работает с диапазоном последовательных адресов от нуля до максимально доступного в системе адреса (в зависимости от количества оперативной памяти) и может при необходимости обратиться к любому байту в этом диапазоне. Физическое адресное пространство представляется в виде последовательности физических страниц (их еще называют page-фреймами). Процессору мало дела до page-фреймов, а вот для ядра они очень важны, т.к. page-фрейм – единица учета и управления физической памятью, которое и осуществляется ядром. 32-битные версии Linux и Windows используют 4-килобайтные page-фреймы; вот пример машины с 2 ГБ оперативной памяти:

image

Ядре Linux ведет учет каждому page-фрейму с помощью специального дескриптора и нескольких флагов. Взятые вместе, эти дескрипторы описывают всю оперативную память компьютера; в каждый момент времени известно точное состояние любого page-фрейма. В основе управления физической памятью лежит алгоритм Buddy memory allocation. Таким образом, page-фрейм считается свободным, если он доступен для выделения с точки зрения Buddy-алгоритма. Выделенный под использование page-фрейм может быть “анонимным” (в таком случае он содержит данные программы) или он может находиться в т.н. страничном кэше (page cache) и хранить порцию данных из некоторого файла или блочного устройства. Существуют и другие, более экзотичные варианты использования page-фреймов, но давайте не будем их сейчас трогать. В Windows есть аналогичная структура для учета page-фреймов и называется она Page Frame Number база данных.
А теперь, давайте собирем воедино все эти концепции – области виртуальной памяти (VMA), page table-записи и page-фреймы – и посмотрим как это работает. Далее идет пример кучи в user space программы:

image

Прямоугольники с голубым фоном обозначают виртуальные страницы, находящиеся в пределах области виртуальной памяти. Стрелки обозначают page table-записи, с помощю которых виртуальные страницы “мэппируются” в page-фремы (физические страницы). У некоторых виртуальных страниц нет стрелок; это означает, что в соответствующих им page table записях флаг присутствия установлен в 0. Причиной тому может быть то, что данные виртуальные страицы возможно не разу еще не использовались или же потому, что соответствующие им физические страницы были выгружены в своп. В любом случае, попытка доступа к этим страницам приведет к page fault, даже несмотря на то, что виртуальные страницы находятся в пределах некоторой VMA. Может показаться странным, что существует подобного рода разночтение – страницы в пределах VMA и тем не менее доступ к ним является невалидным – но так действительно часто происходит.

VMA представляет собой своего рода “контракт” между программой и ядром. Вы просите ядро выполнить какое-нибудь действие (например, выделить память или замэппировать файл), ядро говорит “без проблем” и создает новую или обновляет существующую VMA. Но ядро при этом не спешит выполнять саму просьбу, вместо этого ядро отложит непосредственное выполнение запрошенного действия до того момента пока не случится page fault. Да, получается, что ядро – это этакий “ленивый негодяй”; это является основополагающимся принципом управления виртуальной памятью. Данный принцип применяется в большинстве ситуаций – некоторые из них могут быть вполне знакомыми, некоторые — неожиданными, но общее правило такого, что VMA лишь фиксирует, то о чем было договорено, в то время как page table-записи отражают то, что непосредственно было сделано ленивым ядром. Эти две структуры вместе учавствуют в управлении памятью программы; обе структуры играют определенную роль при обработке page fault, высвобождении памяти, выгрузке страниц в своп и т.д. Рассмотрим простой случай выделения памяти:

image

Когда программа запрашивает выделение дополнительной памяти посредством системного вызова brk(), ядро просто напросто обновляет информацию в дескрипторе VMA и на этом считает свою задачу выполненной. В данный момент времени не происходит ни выделение новых page-фреймов, ни размещение их в оперативной памяти. Однако, как только программа попытается обратиться с странице, процессор отловит page fault и будет вызван обработчик do_page_fault(). Данная функция осуществит поиск VMA, в пределах которой находится адрес, обращение к которому вызвало page fault. Если такая VMA существует, то дальше проверяются прозводится проверка на соответствие между правами доступа на VMA и то, попытка какого доступа производится (доступ на чтение или запись). Если же подходящей VMA нет, тогда нет и “контракта”, который предусматривал бы осуществляемую попытку обращения к памяти. В последнем случае, процессу посылается сигнал Segmentation Fault и он завершается.

Допустим, VMA все-таки нашлась. Дальнейшая обработка page fault такая – ядро смотрит на содержимое page table записи и тип VMA. В нашем примере, page table запись свидетельствует о том, что страницы в памяти нет. Более того, наша запись совершенно пустая (состоит из одних нулей), и в Linux это означает, что соответствующая виртуальная страница вообще еще ни разу не была замэппирована. Поскольку мы имеем дело с “анонимной” VMA, то все дальнейшие действия будут связаны только с опреативной памятью и для обработки данной ситуации вызвается функция do_anonymous_page(). Данная функция производит выделение page-фрейма и мэппирует в него виртуальную страницу путем внесения нужных данных в page table запись.

Дело могли обстоять и иначе. Page table запись для выгруженной в своп страницы, к примеру, имеет флаг присутствия установленный в ноль, но остальная часть записи не пустая. Остальные биты хранят информацию о нахождении странице в свопе. Функция do_swap_page() считывает содержимое этой страницы с диска и загружает страницу в оперативную память – это тип page fault называют major fault.

На этом завершим первую часть нашего экскурса в то, как ядро управляет памятью. В следующей статье мы усложним картину, дополнив её работой с файлами, чтобы у нас создалось полное представление об основных концепциях управления памятью, включая и некоторые аспекты производительности.

Материал подготовлен сотрудниками компании Smart-Soft. Перевод статьи How the Kernel Manages Your Memory by Gustavo Duarte [1]
smart-soft.ru [2]

Автор: Smart_Soft

Источник [3]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/linux/62396

Ссылки в тексте:

[1] How the Kernel Manages Your Memory by Gustavo Duarte: http://duartes.org/gustavo/blog/post/how-the-kernel-manages-your-memory/

[2] smart-soft.ru: http://www.smart-soft.ru/ru/

[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/226315/