- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В конце 2012 года на Хабре промелькнул небольшой опрос [1] «Почему вы не используете облачную инфраструктуру/сервисы в своей компании?» Его результаты весьма показательны для российского рынка SaaS в целом: большинство респондентов считают облачные сервисы либо дорогими, либо небезопасными для хранения коммерческой информации. Тем не менее, количество игроков на рынке облачных сервисов растет и в теперь как сервис предлагаются даже такие «консервативные» и, на первый взгляд, десктопные сервисы, как 1С.
Несмотря на существующие предрассудки и боязнь пользователей, облачные сервисы наращивают свою долю на рынке, активно развиваются и день за днем предлагают частным клиентам и бизнесу новые решения и услуги: создание и хранение заметок, полноценных документов, хранение ссылок, организацию корпоративных порталов, настоящие CRM в облаке и т.д…
Прежде, чем попытаться дать ответ на вопрос, в чем же причина нарастающего успеха, разберемся с понятиями «облако» и «SaaS». Сегодня в России облачные сервисы подвержены двум основным тенденциям:
Источник изображения: www.computerra.ru [2]
Начнем с первого пункта. Нередко пользователи под терминами SaaS и «облако» понимают облачные виртуальные АТС, реализованные посредством IP-телефонии. Однако такое понимание значительно ограничивает функционал и урезает сущность самого понятия. На самом деле, облачной технологией является и электронная почта Яндекс или Google, и популярные файлохранилища, и Google Docs.
Википедия [3] дает достаточно запутанное пояснение, что есть SaaS, понятное, в основном, техническим специалистам. Между тем, решение о внедрении облачной инфраструктуры зачастую принимают именно коммерческие специалисты. Именно для них хочется объяснить с точки зрения понятийного аппарата менеджера. В принципе, вся сущность облака (SaaS) кроется в самом названии — software as a service — софт как услуга. То есть человек получает не программу, установленную на свой компьютер, а некоторый сервис, который для него является утилитой для работы/учебы/иных целей и в то же время «живёт» в браузере, то есть виртуален. Для такого программного обеспечения не нужен собственный сервер, не требуются какие-то особенные конфигурации «железа» и операционной системы. Пользователь открывает браузер, заходит в приложение, логинится и работает.
Выбор решений для работы в облаках, действительно, достоин и представлен рядом именитых компаний. К весне 2013 года на рынке обозначилось несколько крупных игроков, предлагающих корпоративные облачные решения. Попробуем разобраться, кто есть кто и что готовы предложить бизнесу разработчики.
Прежде всего, как целый класс инструментов, работающих в облаке, можно выделить небольшие онлайн-приложения, позволяющие сохранять пользовательские данные на внешнем сервере (для пользователя — на виртуальном диске). Из наиболее интересных можно отметить, например:
Большинство вышеперечисленных приложений реализованы на иностранных языках и мало распространены в России. Однако ситуация совершенно меняется, когда речь заходит о более крупных игроках, поставляющих на рынок полнофункциональные и зачастую недешевые решения. Такие предложения хороши для любого бизнеса — от нескольких человек до крупной компании, когда приходится работать с клиентами и необходимо реализовывать внутрифирменную коммуникацию.
Сегодня в России на рынке облачных решений для управления проектами и документами представлено несколько сильных приложений, позволяющих управлять процессами и даже документооборотом. Условно их можно разделить на две крупные группы. Первая — это известные западные сервисы, некоторые из которых даже не имеют полной русской локализации:
Однако не только зарубежные разработчики готовы предложить SaaS-решения. В России в последнее время наблюдается активный рост облачных сервисов и это позволило выделиться на рынке очевидным лидерам, некоторые из которых успешно начали экспансию в страны Западной Европы и США, создав жизнеспособный и актуальный для любого рынка продукт:
Тут стоит остановиться и сказать, что «Мегаплан» и «Битрикс» принадлежат 1С, отсюда есть несколько особенностей, которые могут привести к диаметрально противоположным результатам:
1. 1С не пойдет на развитие «чужой» CRM вопреки своей, уже развитой, поэтому, скорее всего, хорошую облачную CRM ждать не приходится;
2. при наличии двух таск-менеджеров очевидно скорое слияние их в один, удобный, функциональный и сильный. Так что, возможно, на рынке в скором времени появится еще одно интересное облачное решение, объединяющее в себе корпоративный портал и систему управления проектами.
В принципе, можно выделить еще одну группу облачных решений — это операторы IP-телефонии, уже заявившие о создании полноценных виртуальных офисов. Из российских можно выделить Mango Office [16], предлагающий наряду с облачной АТС и центр обработки вызовов, интегрированный с CRM Манго-Офис. CRM обладает обычным функционалом: инструмент управления клиентами и продажами, постановка задач менеджерам, ведение сделок.
Плюсы для клиента:
Плюсы для разработчика:
Стоит признать, что любая современная компания не может существовать без определенного набора программного обеспечения общего назначения и специфического для рода деятельности. Лицензионное программное обеспечение стоит достаточно дорого, требует определенного уровня «железа», сотрудника (-ов), обслуживающего парк компьютеров пользователей и установленное на них ПО, платного внедрения, обучения и зачастую платной поддержки. Таким образом, построение оптимальной программной инфраструктуры компании требует значительных как единовременных, так и постоянных затрат.
Переходя на «облако», компания получает очевидные финансовые преимущества:
Однако, стоит учитывать, что часто при внедрении облачных технологий клиент сталкивается с высокими ценниками на доработку под свой бизнес или просто невозможностью доработки. В то же время, эта проблема легко решается — рынок не монополистичен и всегда можно найти достойные альтернативные решения.
Каждая компания, принимая решение о внедрении облачного ПО, находит свои дополнительные преимущества. Но однозначным остается одно: при использовании такого типа ПО значительно повышается ROI — показатель возврата от инвестиций в бизнес, к которым, безусловно, относится IT — инфраструктура.
У любой медали две стороны. Когда речь идет о новинках в IT-сфере, обе стороны медали очень выражены: лицевая блестит и привлекает, обратная — пугает неизвестностью и оставляет открытыми многие вопросы. Так и с SaaS — в конце статьи стоит поговорить о критике таких решений.
Наверное, самым ярым критиком облачных технологий является Ричард Столлман. Он занятно говорит о шпионаже, незащищённости данных, невозможности следить за всеми операциями программы. Если в случае корпоративного программного обеспечения есть копия программы, которую трудно и незаконно изменять, то «в случае программ-услуг… вы пользуетесь копией, которой у вас нет» [17]. Столлман утверждает, что облака — это «наплевательский подход» к вычислениям клиента и традиционно в заключение предлагает использовать свободное ПО, создавать альтернативу серверам и т.д… В принципе, он критикует с точки зрения своей философии и его доводы мало весомы для российского малого и среднего бизнеса, однако профессионалам будет интересно и полезно почитать его статьи.
Итак, несмотря на очевидные преимущества, облачные технологии имеют ряд аспектов, если не негативных, то значительно препятствующих росту тренда популярности. Они не столь глобальны, как критика Столлмана, но более практически направлены.
Следующие два негативных момента более актуальны для России, Белоруссии и Украины:
Согласно исследованию [18] кампании Gartner, мировая экспансия облачных технологий в секторе корпоративного программного обеспечения продолжится и вырастет в валовых объемах с 12млн.$ в 2011 году до 21млн.$ в 2015 году, достигая, таким образом, 16,3% CARG (среднегодового темпа роста) ежегодно.
Сложно сказать, что облачные технологии в России взорвут рынок и полностью вытеснят десктопные решения. Однако они уже влияют и будут оказывать еще большее влияние на развитие пользовательских приложений. Это связано с тем, что частный пользователь чувствует себя в облаке хозяином, корпоративный — стремится к экономии; и им обоим просто удобно работать в облачных приложениях. Именно поэтому такие технологии точно не останутся без внимания и будут развиваться дальше в следующих возможных направлениях:
Облака будет выбирать малый и средний бизнес, небольшие группы фрилансеров и серьезные рекламные агентства. Облака будут работать, расти, порождать новые формы существования IT-инфраструктуры кампаний. Они буду конкурентами для десктопа, но в ближайшее время так и не займут его место. Нельзя сказать, что будущее за облаками, но и будущее без них уже тоже сложно представить.
Автор: Analitik_Telecom
Источник [19]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/menedzhment-proektov/31610
Ссылки в тексте:
[1] опрос: http://habrahabr.ru/post/163291/
[2] www.computerra.ru: http://www.computerra.ru
[3] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Saas
[4] My Task Helper: http://mytaskhelper.ru/
[5] One Note от Microsoft: http://office.microsoft.com/ru-ru/onenote/
[6] Basecamp: http://basecamp.com/
[7] Zoho: http://www.zoho.com/
[8] MS Office 365: http://office.microsoft.com/ru-ru/
[9] Google Apps: http://www.google.com/intl/ru/enterprise/apps/business/
[10] Мегаплан: http://www.megaplan.ru/
[11] Битрикс 24: http://www.bitrix24.ru/
[12] amoCRM: http://www.amocrm.ru/
[13] Evernote: http://evernote.com/intl/ru/
[14] TeamLab: http://www.teamlab.com/ru/
[15] уникальный онайн-редактор документов: http://www.teamlab.com/ru/online-editor.aspx
[16] Mango Office: http://www.mango-office.ru/
[17] «в случае программ-услуг… вы пользуетесь копией, которой у вас нет»: http://www.gnu.org/philosophy/who-does-that-server-really-serve.html
[18] исследованию: http://softwarestrategiesblog.com/2011/09/03/enterprise-software-as-a-service-market-forecast-the-future-is-already-here-%E2%80%93-its-just-not-evenly-distributed/
[19] Источник: http://habrahabr.ru/post/176079/
Нажмите здесь для печати.