- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Металл в строительстве — история не новая. Некоторые сталинские высотки построены из металла. Конечно, имеется в виду стальной каркас — скелет здания. Стены и перекрытия в таких домах могут быть сделаны из разных материалов: железобетона, дерева, кирпича, камня. В этом — самое главное отличие стальных зданий от железобетонных: в монолитном доме вся «коробка» может быть железобетонной.
Плюсы стального каркаса — это скорость строительства, возможность создания сложной архитектуры и свободных планировок. Ещё один большой плюс стали — возможность строительства при низких температурах, что для нашей страны очень существенно. В некоторых северных регионах сезон строительства длится три–пять месяцев. Минус — это дороже.
Почему так вышло, что применение стали в жилых домах не получило широкого применения? Главная причина — приоритет в потреблении металла был отдан военной и тяжёлой промышленности. Для жилья была выбрана технология панельного домостроения из железобетона — быстро и дёшево. Эта технология развивалась: пятиэтажки превратились в 9-, 12- и 17-этажки. В 1990-е годы к нам «привезли» монолитный железобетон, из которого уже 30 лет в основном строят многоэтажные жилые дома.
Сегодня общая доля построек на стальном каркасе в России, по данным РБК, не выше 15 % от общего количества реализованных проектов, и практически всё это — промышленные объекты. В Норвегии она составляет 48 %, а в Швеции, Великобритании и США — 65–68 %.
В жилом многоэтажном сегменте в России сегодня строится менее 1 % зданий на металлокаркасе.
Сталь в Европе и США стоит дороже, чем у нас. И даже с учётом этого существенное количество жилья там строят с применением стального каркаса. А почему мы не строим?
Я хочу вернуться к технологии, в которой наша страна была лидером много лет назад.
Основная задача — привлечь на свою сторону крупных застройщиков жилья. Это трудновыполнимо, так как рынок жилого домостроения сейчас заточен под технологию строительства из монолитного железобетона. Моя цель — создать продукт, который будет интересен в первую очередь с точки зрения бизнеса.

Строительство высотки на Смоленке. Фото: Наум Грановский
Металлурги уже лет восемь хотят возродить строительство зданий на металлокаркасе. Первичная причина очень простая: там достаточно унифицированные элементы, которые можно производить практически на любом заводе металлоконструкций (ЗМК). То есть любой процент неэффективности или недозагрузки производства на заводах может решаться изготовлением стройматериалов на склад: они всё равно будут использованы. Интерес со стороны производства, думаю, тут просто очевиден.

Источник [2]
Интерес же со стороны рынка строителей — уже совершенно другой.
С другой стороны, работа с металлом — это совершенно не то же самое, что работа с железобетоном. По сути, из стали собирают несущий каркас (скелет) здания. А далее необходимо установить разделяющие конструкции: перегородки, перекрытия (полы), внешние стены (фасад) с теми свойствами, которые требуются для комфортного проживания — теплоизоляцией, звукоизоляцией. В железобетонном каркасе плиты перекрытий и монолитные стены, если они есть, являются частью несущего каркаса и параллельно выполняют ограждающие и разделяющие функции.
Также на практике другой тип означает, что нельзя просто так взять и построить металлокаркасное здание в серии: нужно построить несколько штук, а далее сделать акцент на сильных сторонах и нивелировать слабые. Первые жильцы будут бета-тестерами. По железобетону так было лет 30 назад, когда на рынок приходили крупные застройщики, и только лет 15 назад всё стало достаточно предсказуемым, стабильным, и из новостроек стали в массе лезть только те баги, которые вызваны деталями реализации проекта, а не самим проектом.
«Переобуться» сейчас на стальное строительство означает заново пройти этот же путь, но первый, кто это сделает, будет иметь явные преимущества. По сути, стальное строительство должно стать своеобразным стартапом, который сможет выстрелить за счёт своих преимуществ.

Источник [4]
Есть три основные причины:
В кратковременной перспективе многих ещё пугает то, что было с ценами на сталь в 2021 году, когда произошёл скачок на Западе, который сразу же аукнулся у нас. Понятно, что дешёвых материалов в строительстве в принципе нет, но волатильность — это не плюс.

Во-первых, современные застройщики приходят к тому, что каркасные технологии используются частично, но пока очень ограниченно. Речь идёт про модульные санузлы, внешние стены и другие модульные решения, где важно вставить что-то готовое в имеющееся здание. Там, по сути, строится слот с салазками, куда втыкается готовый элемент. Это не полноценный металлокаркас в здании и в элементе, но очень похожие технологии. И они всё более востребованы.
Во-вторых, есть много уникальных проектов, чаще всего — очень высоких: башня «Евразия», «Лахта Центр» и так далее.

«Лахта Центр [5]», Санкт-Петербург
В-третьих, производственные здания: для них стальные конструкции в основном и применяются.

Источник [6]
В-четвёртых, внезапно развился рынок контейнеров и подобных домов. Вот это, если что, — тоже дом-контейнер:

Источник [7]

Источник [8]
Таких контейнеров и конструкций из подобных модулей со временем будет больше.
Ну и, наконец, есть «МОСС-Тема» — такие унифицированные конструкции-фермы. Они наиболее близки к тому, что мне как металлургу видится идеалом промышленного подхода.

Источник: книга «Мировая практика стального строительства. Жилые здания: рекомендации архитекторам проектировщикам и строителям» («АКСИОМ ГРАФИКС ЮНИОН», Москва, 2015).
В России есть ещё несколько зданий, возведённых по похожей технологии.
Практические экономические и конструкционные эффекты у этой технологии ниже, чем я расписал до этого, но всё равно очень значимы. И это, обратите внимание, без унификации элементов конструкций и серийного их производства. По данным РБК [9], можно получить следующее:
Как я уже говорил выше, необходимо создать продукт, который будет давать преимущество тому, кто им воспользуется.
Технология очень перспективная, и мы это знаем по другим рынкам. За прошедшие 50 лет схемы каркасов принципиально не поменялись почти никак. Но появились расчётные комплексы и комплексы для информационного моделирования зданий (BIM), которые многократно оптимизируют процесс проектирования и позволяют минимизировать вес конструкций.
Сама сталь и материаловедение стали более совершенными: появились более прочные материалы. Если раньше высокопрочной строительной сталью считалась 345 МПа, то сейчас в России можно применять 390, 440 и выше. Но что важно — мы знаем, что сейчас уже можем производить нужный металл по конкурентным ценам, а это делает экономику стального строительства вполне оправданной.
Однако нет выстроенной цепочки от начала проекта до его завершения. Каждый этап должен быть понятен с точки зрения возможных рисков. Без пилотных проектов это не отработать.
Так что мы только в начале пути.
P.S. Большое спасибо Максиму Ухатскому за большой вклад в проект и за помощь в подготовке этой статьи!
Автор: ivanischev_nv
Источник [10]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/metallurgiya/404123
Ссылки в тексте:
[1] Ленинградская: https://pastvu.com/p/885799
[2] Источник: https://pxhere.com/ru/photo/1351012
[3] мышления: http://www.braintools.ru
[4] Источник: https://steel-development.ru/en/steel-construction/advantages
[5] Лахта Центр: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/8333268/
[6] Источник: https://pxhere.com/ru/photo/506968
[7] Источник: https://pxhere.com/ru/photo/599836
[8] Источник: https://pxhere.com/ru/photo/599833
[9] данным РБК: https://plus.rbc.ru/news/55420a6f7a8aa90146f19a6f
[10] Источник: https://habr.com/ru/companies/nlmk/articles/861720/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=861720
Нажмите здесь для печати.