- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Иллюзии мозга. Эффект большой рыбы в маленьком пруду

Иллюзии мозга. Эффект большой рыбы в маленьком пруду - 1

Что лучше — быть последним парнем в городе или первым на деревне? Перейти в гимназию в окружение умных ребят или оставаться лучшим учеником обычной школы? Уместно ли жертвовать социальным статусом (а возможно — и здоровьем [1]) ради знаний, образования и большей зарплаты? Это сложные вопросы, ответы на которые каждый находит для себя лично. Но интересно посмотреть на научные исследования, которые помогают немного разобраться в том, как функционирует человеческий мозг [2] и формируется субъективная самооценка человека (Я-концепция [3]). Речь идёт об эффекте большой рыбы в маленьком пруду [4] (Big-fish–little-pond effect, BFLPE), который впервые описан в литературе в 1984 году в научной работе [5] психологов Герберта Марша и Джона Паркера.

Согласно теории BFLPE, каждый человек оценивает себя в сравнении с окружающими. В результате, самооценка выше в том случае, если человек окружён менее талантливыми и способными коллегами. И наоборот — в окружении талантливых и умных людей самооценка человека снижается.

В 1984 году учёные провели исследование академической успеваемости и самооценки студентов разных учебных заведений. Они выяснили, что ученики в школах низкого социоэкономического уровня (SES) с низким уровнем способностей аудитории имеют более высокую самооценку, чем ученики в школах высокого социоэкономического уровня с высоким уровнем способностей.

Иллюзии мозга. Эффект большой рыбы в маленьком пруду - 2

Этот довольно противоречивый вывод на самом деле не стал таким уж открытием. Похожие результаты давали и более ранние исследования, проведённые в американских школах в 1969 году (Soares A.T., Soares L. M. "Self-perceptions of culturally disadvantaged children" [6], American Educational Research Journal) и 1972 году (Trowbridge N. T. "Self-concept and socio-economic status in elementary school children" [7], American Educational Research Journal). Но исследование 1984 года показало, что эффект проявляется гораздо сильнее, чем предполагалось. Посещение школы высокого социоэкономического уровня сильно снижает школьную самооценку ученика, в то же время коррелирует с более высоким уровнем фактической успеваемости.

Исследование 1984 года выявило, что индивидуальная школьная самооценка обычно коррелирует с академической успеваемостью школьника, но только если оценивать в рамках одной школы. Если же сравнивать школьников из разных учебных заведений, то наблюдается тот самый эффект BFLPE.

Получается действительно противоречивая ситуация. Если взять школьника и перевести из обычно школы в более продвинутую гимназию, то уровень его образования повысится, но мы рискуем сделать ребёнка несчастным человеком, понизить его самооценку. И ещё неизвестно, как это отразится на характере ребёнка и его будущей судьбе.

Проведённые в последующие годы исследования подтвердили наличие эффекта [8] на разных группах школьников, в разных окружениях, странах и т.д. Эффект подтвердился и при долговременных повторных исследованиях на тех же выборках. В общем, влияние окружения на самооценку учеников можно считать установленным фактом. В связи с этим авторы исследования считают, что эту информацию следует учитывать при организации школ и распределении учеников по школьным классам.

Научные исследования BFLPE проводились в начальной и средней школе, но можно предположить, что эффект большой рыбы в маленьком пруду вполне проявляет себя и во взрослой жизни. В любой высококонкурентной среде есть несколько «победителей», много «проигравших», а общая самооценка участников такой среды понижается [9]. Так что с конкуренцией нужно быть осторожным — зачастую это не самый гуманный метод.

Все мы знаем, насколько важной для карьеры и успеха в жизни является уверенность в себе. А вот заниженная самооценка человека проявляет себя целым букетом негативных последствий:

  • Чрезмерная самокритика.
  • Сверхчувствительность к критике. Возмущение и обида на критику. Чувство, что на него нападают.
  • Хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку.
  • Страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чём-либо попросит.
  • Идеализм, который может привести к досаде, когда идеал не достигнут.
  • Постоянная враждебность, всеобщая защитная позиция и раздражительность без каких-либо на то причин.
  • Пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение.
  • Зависть, пристрастность.
  • Недопустимость даже временных неудач.

Справедливости ради нужно отметить, то люди с заниженной самооценкой чаще становятся перфекционистами, им чаще свойственен тип личности А [10], они чаще добиваются больших успехов в бизнесе, лучше организованы, лучше соблюдают дедлайны, дисциплинированы, более строго относятся к себе и окружающим.

В любом случае, заниженная самооценка — это всегда более высокий уровень стресса, увеличенный риск сердечно-сосудистых заболеваний и более низкая продолжительность жизни. Несмотря на все успехи в жизни, такие люди живут меньше. То есть когда мы говорим об эффекте BFLPE, то мы говорим о положительном эффекте. Ощущение себя в качестве большой рыбы в маленьком пруду позволяет избежать заниженной самооценки, которая опасна для здоровья.

Всё это интересные побочные эффекты Я-концепции — системы представления человека о самом себе, рефлексивной части личности. Теоретически, представление человека о самом себе должно быть адекватным, соответствующим реальности. Если же мы помещаем умного человека в окружение ещё более умных людей, то у него сформируется заниженная самооценка — а это уже неадекватное представление о самом себе. Такое представление не соответствует реальности и может навредить человеку.

Так что в следующий раз хорошенько подумайте — действительно ли вы хотите работать в самой крутой компании или отправить своего ребёнка в самую лучшую школу, в какую он только может поступить. Что будет, если ваш одарённый сын станет худшим в классе? Как это повлияет на его характер? И что будет с вашей собственной самооценкой, если вы со своим IQ 135 будете подносить кофе ведущим сотрудникам самой крутой компании, у которых IQ выше 150?

Автор: alizar

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/motivatsiya/215347

Ссылки в тексте:

[1] и здоровьем: https://geektimes.ru/post/283084/

[2] мозг: http://www.braintools.ru

[3] Я-концепция: https://ru.wikipedia.org/wiki/Я-концепция

[4] эффекте большой рыбы в маленьком пруду: https://en.wikipedia.org/wiki/Big-fish%E2%80%93little-pond_effect

[5] научной работе: http://psycnet.apa.org/journals/psp/47/1/213/

[6] "Self-perceptions of culturally disadvantaged children": http://aer.sagepub.com/content/6/1/31.extract

[7] "Self-concept and socio-economic status in elementary school children": https://www.jstor.org/stable/1162274?seq=1#page_scan_tab_contents

[8] подтвердили наличие эффекта: http://link.springer.com/article/10.1007/s10648-008-9075-6

[9] общая самооценка участников такой среды понижается: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10751969

[10] тип личности А: https://en.wikipedia.org/wiki/Type_A_and_Type_B_personality_theory#Type_A

[11] Источник: https://geektimes.ru/post/283196/