- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Эта статья написана главным образом для родителей детей, страдающих различными формами аутизма. Родители проводят со своими «особенными» детьми гораздо больше времени, чем дефектологи, психологи и учителя. И поэтому, я считаю, что они должны понимать, что происходит с их детьми и как это исправить.
Кора головного
Процесс развития коры идет в определенной последовательности. Особый интерес для понимания причин возникновения аутизма представляет самый первый период, условно разделяемый на три этапа:
I. чувствительно-двигательный. С момента рождения, и в течение первого года жизни быстрее и сильнее развиваются рецептивные (чувствительные) зоны коры: первичные и вторичные слуховые и зрительные корковые зоны, зона тактильной чувствительности, обонятельной, вкусовой, мышечно-суставное чувство. Кроме этого развиваются зоны двигательной коры и мозжечок. Развитие левого и правого полушарий в этом возрасте идет примерно одинаково. В результате этого развития ребенок учится чувствовать собственное тело, его положение в пространстве, различать звуковые, обонятельные, вкусовые раздражители и зрительные образы, он начинает перемещаться в пространстве, у него формируется крупная моторика.
II. правополушарный. От года и до 2-2,5 лет правое полушарие (у правшей) в развитии и размерах преобладает над левым. Особенно выделяется в этот период правая лобная область, чья функциональная нагрузка - контроль за эмоциональной составляющей поведения. Поэтому дети до 2-2,5 лет – сложные эмоциональные существа, ярко реагирующие на происходящее вокруг них, легко впадающие в истерику. Кроме этого, при хорошо развитом «правом мозге» у детей формируется та часть
как взять игрушку?
как держать ложку и есть?
как открыть (закрыть) дверцу?
как пользоваться горшком?
как одеваться?
Дети учатся пользоваться руками, начинает формироваться мелкая моторика.
III. левополушарный. К 2,5-3 годам (в норме) начинается усиленный рост левого полушария. Левая лобная область отвечает за волевую составляющую поведения (дети начинают учиться себя контролировать) и за ту часть
Итак, в период от рождения и до 3 лет ребенок последовательно проходит в своем развитии чувствительно-двигательный, правополушарный, и левополушарный этапы.
Такая последовательность формирования функций обусловлена генетически и приводит к тому, что до 3 лет у ребенка успевает сформироваться полный набор первичных навыков, необходимых для выживания.
Что происходит в первый период развития на клеточном уровне? Нейроны головного
Нейротрофический фактор может вызывать в головном
Укрепляет связи между нейронами и помогает соединить их вместе, чтобы обеспечить совместную активацию в будущем, при формировании нервных центров. Например, в слуховой зоне коры находятся нейроны, которые воспринимают звуки разной частоты. Под действием нейротрофического фактора эти нейроны объединяются в группы (по частотному принципу). И когда приходит звук определенной частоты, он возбуждает не единичный нейрон, или всю слуховую кору, а, исключительно, группу определенных нейронов. Так ребенок учится дифференцировать звуки.
Способствует росту тонкой миелиновой (жировой) оболочки вокруг каждого аксона (отростка нейрона, передающего сигнал к другим нейронам), что значительно повышает скорость передачи импульсов. Таким образом, формируется белое вещество головного и спинного
Способствует активации базальных ганглиев и поддерживает их активность весь этот период. Базальные ганглии помогают концентрировать внимание, запоминать то, что мы переживаем. Сами базальные ганглии посылают импульсы нейронам, заставляя их постоянно выделять нейротрофический фактор, тем самым принимая участие в процессе дифференциации карты
Завершает первый период развития коры. Когда поля карты
Принцип действия нейротрофического фактора в первый период развития коры помогает понять, как формируется синдром детского аутизма.
Нейроны, вырабатывая нейротрофический фактор, активируют базальные ганглии. Они, в свою очередь, заставляют нейроны высвобождать нейротрофический фактор. Круг замыкается положительной обратной связью. Но кроме нейронов на базальные ганглии также могут воздействовать и нейромедиаторы, способные вызывать как возбуждение так и торможение базальных ганглиев. Один из тормозных медиаторов – серотонин. Он вырабатывается определенными группами нейронов но, в то же время, серотонин вырабатываться и соматическими клетками, в частности клетками кишечника. Серотонин, наряду с гистамином, является медиатором воспалительной реакции (в том числе и аллергической).
Аутичные дети часто страдают аллергическими заболеваниями (пищевая аллергия, полиноз, бронхиальная астма, атопический дерматит) и различными диспепсиями. Серотонин, вырабатываемый соматическими клетками, не может проникать в
Сохранение многочисленных недифференцированных полей в
Становится понятна и высокая частота случаев эпилепсии у детей – аутистов, и то, почему у разных детей определяется разная глубина аутизма: чем раньше произошло завершение первого периода развития, тем менее дифференцированы корковые поля, и тем глубже аутизм. Это также объясняет причины большего размера
Так как процесс формирования корковых полей в различных областях
Следующий важный тезис: мы уже говорили, что катастрофа раннего детского аутизма (РДА) происходит в возрасте от 1,5 до 2,5-3 лет, когда у ребенка наиболее развитым остается правое полушарие. На этом этапе развития дети не способны работать в группе. Каждый сам по себе. Они не заводят друзей, не умеют делиться (отнимают друг у друга игрушки, дерутся). А поскольку ребенок с аутизмом остается на этом уровне развития и в дальнейшем, он не развивает коммуникативные и социальные навыки в течение времени. Пребывание его в коллективе ничего не меняет, так как он остановился не на том уровне развития.
Мозжечок расположен в задней черепной ямке, является интегрирующим органом. У мозжечка много связей: с фронтальной корой, с подкорковыми (базальными), вестибулярными и вегетативными ядрами, со спинным
Регуляция мышечного тонуса и согласование работы мышц-антагонистов.
Подготовка мышц к двигательному акту. Мозжечок делает двигательный акт возможным, движения точными и плавными. Таким образом, мозжечок действует на все скелетные мышцы (в том числе мимические и мышцы, участвующие в голосообразовании). При правильной работе мозжечка наше лицо эмоционально и подвижно, речь плавная, а голос хорошо модулирован.
Хранилище процедурной памяти: память о том, как выполнять различные действия (езда на велосипеде, катание на коньках, игра на скрипке). Раз научившись, мы умеем это делать всю жизнь.
Обеспечение моторного обучения – процесс улучшения моторных навыков, точности и плавности движений. Этот тип обучения необходим для развития речи, спортивных игр, игры на музыкальных инструментах, лазания по деревьям, плавания.
Обеспечение динамических процессов ходьбы, сохранения равновесия и стояния (постуральные рефлексы).
Обеспечение динамической интегративной организации психической деятельности: мозжечок обеспечивает быстрое, плавное и последовательное выполнение психических функций, прежде всего
При аутизме выявляется уменьшение количества клеток Пуркинье, что приводит к ухудшению исполнения всех перечисленных функций:
нарушается мышечный тонус – движение не точные, дети неуклюжие, часто падают, мимика бедная, речь монотонная, дизартричная, голос не модулирован;
снижается моторное обучение – не умеют бегать, прыгать, ловить мяч, ездить на велосипеде;
нарушается чувство равновесия – ходят на пальчиках, раскачиваются (попытка компенсировать);
нарушается динамический строй речи (не могут устанавливать причинно-следственные связи между словами в предложении);
нарушается связанность
нарушается автоматизация процессов – снижается темп выполнения заданий.
У детей с синдромом аутизма, особенно при низком общем интеллекте, иногда формируется синдром Саванта. Что это такое? Дело в том, что существует 4 вида нейропластичности (по Гофману):
«расширение карты» - происходит на границах между областями в результате повседневной деятельности.
сенсорное перераспределение» - происходит при блокировке одного из видов чувствительности, как это бывает у слепых. Зрительная кора становится тактильной, и они «видят руками».
«компенсаторная замена» - достижение цели иными способами. Например: вместо чтения книг прослушивание аудиозаписей.
«захват зеркальной области» - захват симметричной области в другом полушарии, когда основная область не справляется со своей задачей
Как уже говорилось, при аутизме у ребенка формируется мозаичный интеллект. Если какая-то функция развита сильнее остальных, то ребенок будет стремиться использовать только эту функцию (стереотипное поведение). Зона коры головного
самообслуживание;
речь.
Оценивая самообслуживание, анализируется степень развития правого полушария.
Речь это глобальная высшая корковая функция, которая затрагивает оба полушария и мозжечок. Но основные речевые центры находятся в левом полушарии (у правшей): центр Вернике, центр Брока, центр чтения, центр письма и т. д. Оценивая речь, мы можем оценить, в первую очередь, развитие левого полушария. Нарушение самообслуживания, недоразвитие речевой функции и нарушение мозжечковой функции - вот основные симптомы аутизма.
Следовательно, понятие «коррекционный возраст» т.е. возраст, ограничивающий время развития
Один из критических периодов - подростковый возраст. В это время для развития
Родителям важно понять, что нельзя останавливаться на достигнутом после того, как ребенок перерос «коррекционный возраст» (10-12 лет). Наоборот, в пубертатный период природа дает этим детям еще один шанс и он должен быть использован.
Существует такое выражение: «нервные клетки не восстанавливаются». Это не так. Действительно, нейроны не способны к делению, но мы же не живем всю жизнь с одними и теми же клетками. А если случилась катастрофа (инсульт, черепно-мозговая травма) и происходит массовая гибель нейронов? Ведь после травмы функции
С момента рождения и до смерти в головном
Формирование новой функции путем обучения создает потребность в определенных клетках. Стволовые клетки будут дифференцироваться так, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Например, когда вы учитесь езде на велосипеде, стволовые клетки будут дифференцироваться в клетки Пуркинье. И их будет все больше до тех пор, пока сохраняется потребность в усилении этой функции мозжечка. А у клеток Пуркинье кроме моторного обучения есть и другие функции, и эти функции тоже появятся в процессе дифференциации.
Итак, дети с синдромом РДА не безнадежные инвалиды, они могут и должны развиваться и учиться.
Но они не могут это делать сами, их надо всему учить.
1. Нужно создать
Вместе с этим вы избавитесь от диспепсии и, хотя бы частично, от сопутствующих аллергических заболеваний.
2. Трезво определить неврологический возраст ребенка. Если ребенок 7-ми лет ест руками, ходит в памперсе, не может сам одеться и раздеться, то его неврологический возраст соответствует одному году. Учить с ним буквы и цифры в таком случае преждевременно. Начинать обучение нужно с того момента на, котором ребенок остановился, и проходить последовательно все этапы нормального развития. Сначала правополушарное развитие: «как одеться?», «как держать ложку?», «как играть?»... Развиваем Самообслуживание и мелкую моторику.
3. Как можно раньше начать моторное обучение: качели, карусели, игры с мячом, батут, ролики, самокат, плавание, кувырки, езда на велосипеде.
И только тогда, когда ребенок достигнет неврологического возраста 6-7 лет, можно приступать к школьному обучению. Иначе навыки не будут закрепляться, ребенок будет все забывать.
На занятия с ребенком в день уходит примерно 8 часов. Без выходных, праздников и каникул. Непрерывность занятий необходима для того, чтобы постоянно стимулировать базальные ганглии. Они будут стимулировать нейроны вырабатывать нейротрофический фактор
Следующий принцип - задания должны постоянно обновляться. Во-первых, для того, чтобы поддерживать внимание, а во-вторых, чтобы ребенок не повторял постоянно то, что он уже умеет, и не закреплял этим стереотипные действия.
Задания должны постепенно и постоянно усложняться.
Занятия должны быть комплексными: одновременно давать упражнения для развития правого полушария, левого и мозжечка. Но, при этом занятия должны соответствовать неврологическому возрасту ребенка.
Ниже приведен примерный список обучающих игр и игрушек, разбитый по категориям.
Развивают артикуляцию речи через развитие мелкой моторики (мелкая моторика способствует развитию артикуляции т.к. центры движения кисти и артикуляции речи находятся рядом):
мозаика «Тетрис»;
термомозаика;
наборы для собирания бус;
кинетический песок;
лепка;
рисование, раскрашивание карандашами, красками, пластилином;
лего.
Закладывают основы логики и математики в игровой форме:
игры Монтессори;
игры Никитиных («сложи узор», «кубики для всех», «квадраты Никитина» и другие);
«Нумикон» (в игровой форме обучает основам арифметики);
блоки Дейнеша (учат различать форму, цвета, размер, толщину).
Общее развитие:
тематические карточки;
лото;
пазлы и разрезные картинки;
логические игры («третий лишний», «что на что похоже»);
Fast ForWord для улучшения слухового восприятия;
видеоуроки «Карточки Домана на DVD», для формирования связи между словом и его значением.
В заключение хочу сказать, что я попыталась описать лишь одну из возможных причин развития аутизма у детей. Есть и другие причины, другие теории его возникновения. Например, Норман Дойдж в своей книге «Пластичность мозга» в качестве причины развития аутизма называет «белый шум» (шум, который присутствует всегда вокруг нас, который мы обычно не замечаем: шум от вентиляторов, кондиционеров, автомобильных двигателей и т.п. техногенных источников).
Но главное, что все эти причины приводят к нарушению работы системы базальные ганглии - нейроны коры и тормозят нейропластические изменения в головном
Работа с детьми-аутистами сложна, она требует от родителей много времени и сил, но эта работа – вклад в будущее ребенка, наш шанс изменить то, что раньше считалось непоправимым.
Литература, использованная при создании статьи:
Норман Дойдж "Пластичность мозга";
Михаэль Мерцених "Soft wired" (ссылки на работы у [1]);
Гофман (ссылки на работы у [1]);
Флойд, Блум, Лазерсон «Мозг,
Автор: IUMrm
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mozg-2/363347
Ссылки в тексте:
[1] мозга: http://www.braintools.ru
[2] Источник: https://habr.com/ru/post/552154/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=552154
Нажмите здесь для печати.