- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Нередко от меломанов приходится слышать о том, что они получили настоящий «оргазм» от какого-то альбома или живого выступления. В свете результатов некоторых нейробиологических исследований, проводившиеся в последние 2 десятилетия, подобные сравнения перестают казаться чересчур эмоциональными и гротескными. Погружение в эту тему навело меня на мысль о том, что лозунг «sex, drugs and rock`n`roll» — это не только три заповеди гедониста-шестидесятника, но ещё и 3 грани одного и того же физиологического процесса.
Сегодня появляется немало публикаций, которые посвящены влиянию музыки на психику, но в подавляющем большинстве в них оцениваются психологические эффекты от прослушивания тех или иных жанров (произведений), или возможности использования музыки в психотерапевтических целях. Исследования же нейрофизиологических процессов, которые обуславливают подобное влияние музыки, обычно находятся в фокусе внимания научных изданий и небольшого круга специалистов.
В этом посте я расскажу об одном из исследований удовольствия от музыки, этапах восприятия музыкального произведения, и о том, какие именно процессы лежат в основе получения удовольствия от музыки. В качестве основы для этой статьи я использовал несколько публикаций журнала Since, а также небольшой личный багаж знаний по нейропсихологии.
Внушительное количество данных о процессах оценки музыкального произведения были получены в результате совместного эксперимента проведенного Монреальским неврологическим институтом, институтом Ротмана и Университетом Макгилла (лаборатория и клиника The Neuro). Результаты исследования показали, что именно происходит в головном
Испытуемым предлагали прослушать композицию, которую они раньше не слышали, субъективно её оценить, а также решить вопрос, о приобретении этого произведения, указав сумму, которую они могут на него потратить. В ходе эксперимента участники прослушали 60 разножанровых треков, в то время как данные об активности и состоянии их
Как выяснилось, активность определённых структур головного
Интересно, что прилежащее ядро является той частью лимбической системы, которая контролирует т.н. дофаминовый ответ на подавлющее большинство раздражителей. Дофамин – нейромедиатор, играющий ключевую роль в формировании чувства удовольствия. В случае с музыкой — чем выше уровень удовлетворённости человека музыкальным произведением, тем выше активность прилежащего ядра, а соответственно интенсивнее дофаминергические «реакции удовольствия».
Наблюдения одного из руководителей эксперимента доктора Вэлори Сэлимпур позволили выявить четкую связь между прилежащим ядром, слуховой зоной коры, а также участками
чем выше удовольствие от музыки, тем интенсивнее был обмен сигналами между прилежащим ядром и другими участками
Из этих наблюдений также можно сделать вывод, о том что удовольствие от незнакомого музыкального произведения находится в прямой зависимости от количества и активности эмоциональных и когнитивных структур
Упрощенно процесс оценки нового (не знакомого человеку) музыкального произведения можно представить следующим образом:
В описываемом эксперименте субъективные оценки четко коррелировали с результатами МРТ. Чем больше активизировалось прилежащее ядро, тем больше денег испытуемые были готовы заплатить за трек.
Полагаю, что люди, знакомые с нейрофизиологическими процессами, происходящими во время оргазма, заметили некоторое сходство в формировании реакции удовольствия. Если утрировать выводы сделанные из эксперимента, то получается, что удовольствие от музыки во многом аналогично удовольствию от секса.
И в первом, и во втором случае центральной структурой, определяющей удовольствие, является прилежащее ядро, основным нейромедиатором — дофамин. В случае с музыкой, также как и в случае с сексом активно задействованы эмоциональные структуры неокортекса и когнитивные центры, отвечающие за формирование образов.
Подобное сходство наталкивает на ряд интересных размышлений. В частности, логичной выглядит гипотеза о том, что в далёком прошлом человечества музыка была чем-то более существенным, чем просто приятный набор звуков или фоновое сопровождение (например: песнопения и ритмичные композиции для совершения ритуальных действий, в культах некоторых африканских, австралийских и южноамериканских племен). Эволюционно такая значимость музыки закрепилось в виде дофаминергической реакции удовольствия. Так или иначе, подавляющее большинство исследователей считают, что удовольствие от музыки как нейробиологический процесс сложно переоценить.
Как отмечает доктор Роберт Заторе (The Neuro):
«Музыка состоит из множества последовательных звуков, которые поодиночке не имеют особой ценности, но в сочетании друг с другом в соответствии с определенными моделями, они могут со временем действовать как источник удовольствия, что представляет не малый интерес».
Используя МРТ, ученые вплотную подошли к открытию биологических и физиологических механизмов, определяющих жанровые различия в музыкальных пристрастиях человека, иными словами, мы скоро поймем, отчего одни больше любят джаз, а другие симфонический блэк метал или драм-н-бэйс. По оценке ведущих ученых, занимающихся этой темой, в течение ближайших десяти лет мы узнаем о восприятии и реакциях на музыку почти всё.
Автор: Pult.ru
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/muzy-ka/255989
Ссылки в тексте:
[1] мозге: http://www.braintools.ru
[2] Источник: https://geektimes.ru/post/289397/
Нажмите здесь для печати.