- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

4 причины, по которым проекты НАСА нарушают сроки и раздувают бюджет

Менеджеры считают, что их проекты «слишком большие, чтобы провалиться», и верят в то, что будущий научный прогресс послужит оправданием задержек и превышения сметы

4 причины, по которым проекты НАСА нарушают сроки и раздувают бюджет - 1

Комитет по науке, космосу и технологиям при Палате представителей США [1] на прошлой неделе провёл слушания [2] по поводу превышения стоимости и сроков разработки проектов НАСА. Слушание состоялось по результатам отчёта Счётной палаты США (Government Accountability Office, GAO), вышедшего в мае, согласно которому стоимость и график портфолио из главных проектов НАСА (таких проектов, стоимость которых превышает $250 млн) за последний год «деградировала».

GAO сообщает, что рост стоимости текущих проектов, которых насчитывается 17 штук, увеличилась на 18,8% — в прошлом году этот показатель составил 15,6%. Более того, средняя задержка запуска проекта из этого списка достигла 12 месяцев – это самые большие задержки в НАСА, которые GAO наблюдала за последние десять лет.

Виновны в этом, по мнению GAO, «рискованные управленческие решения, непредвиденные технические проблемы – некоторых из которых можно было избежать, а некоторых – нет – и производственные огрехи». К примеру, запуск телескопа Джеймса Уэбба [3] за $8,8 млрд снова был отложен [4], с октября 2018 на май 2020 (и это как минимум). НАСА свалила проблемы с проектом на «ошибки, которых можно было бы избежать [5]» и планы тестирования, оказавшиеся "слишком оптимистичными [6]". Изначально телескоп планировалось запустить в 2011 году за $1,6 млрд.

GAO сообщает, что в основном в завышении стоимости проектов и задержке сроков запуска отличилось четыре миссии – "Система космических запусков [7]" (Space Launch System), «Системы наземноых исследований» (Exploration Ground Systems [8]), «Наземная система поддержки космической сети» (Space Network Ground Segment Sustainment [9]) и "Марс-2020 [10]". Эти четыре проекта, по мнению GAO, «испытывают технические проблемы, дополненные программными сложностями». В сумме эти четыре проекта отвечают за рост стоимости на $638 млн и 59 задержек запуска.

Дальше GAO пишет, что хотя стоимость и графики запуска портфолио НАСА, состоящего из важнейших проектов, деградировали, «степень деградации стоимости проектов неизвестна». Причиной тому служит текущее обсуждение стоимости проекта [11] "Орион [12]", которая, скорее всего, увеличится. Причём это увеличение, которое пока не учитывается в указанном росте стоимости проектов на 18,8%, может оказаться существенным, учитывая, что стоимость этого проекта составляет 22% от всех разрабатываемых в НАСА проектов, которые в сумме тянут на $30,1 млрд. Даже небольшое увеличение стоимости в процентном соотношении может сильно повлиять на рост стоимости. Насколько большей окажется стоимость «Ориона» и насколько дальше отодвинется дата запуска, станет известно в следующие несколько недель.

Также на слушании в Палате представителей выступал главный инспектор НАСА Пол Мартин [13]. В своём отчёте [14] он перечислил четыре причины проблем со стоимостью и графиком проектов НАСА, досаждающих агентству [15] много десятилетий. Первой была указана проблема культуры оптимизма менеджеров НАСА, известная, как "синдром Хаббла [16]".

Менеджеры НАСА привыкли считать – и обычно это так и есть, как утверждает Мартин – что «проекты, не сумевшие уложиться в первоначально указанную стоимость и сроки, получат дополнительное финансирование, а последующий научный и технологический успех затмит все проблемы с бюджетом и графиком». В связи с этим, даже если проект и будет испытывать задержки запуска или превышать стоимость, это никак не отразится на менеджерах НАСА, за исключением выговора-другого со стороны GAO, главного инспектора и Конгресса.

Такой подход «слишком большой, чтобы провалиться» сочетается с постоянной невозможностью предсказать техническую сложность проектов. В каком-то смысле это можно понять, учитывая, что проекты НАСА часто пытаются достичь беспрецедентных вещей, но складывается такое впечатление, что сложность интеграции и тестирования проектов недооценивается менеджерами и техническими командами на систематической основе. Такое поведение беспокоит GAO, особенно потому, что текущие основные проекты НАСА, которые уже служат главными причинами роста стоимости и задержек, ещё даже не дошли до этапа интеграции, на котором большинство проектов сталкиваются с проблемами.

Ещё одна причина, по которой НАСА занижает техническую сложность и риски проекта, заключается в желании «продать» этот проект во что бы то ни стало, отметил Мартин. А сразу после продажи проект становится слишком большим, чтобы провалиться. Поэтому, как признался однажды [17] бывший администратор НАСА Майкл Грффин (сейчас работающий заместителем министра обороны по исследованиям и инженерным проектам [18]), целью менеджера проекта НАСА становится «запуск проекта, вне зависимости от того, что для этого нужно будет сказать или сделать». Сходный подход работает [19] и в Министерстве обороны США, поэтому Гриффин должен чувствовать себя там, как дома.

Третья проблема, рассматриваемая главным инспектором, состоит в нестабильности финансирования, зависящая от решений как Конгресса, так и НАСА. Ассигнования НАСА были предметом политического футбола с 1959 года; за этот период агентство получало ежегодное финансирование в самом начале фискального года всего семь раз. Однако инспектор также отметил, что НАСА никак не облегчало собственную участь, занимаясь чрезмерно оптимистичным планированием и принятием решений.

Последней освещённой в отчёте проблемой было взращивание и сохранение опытных менеджеров проектов. Инженеры жалуются, что им не хватает непосредственной работы с управлением инженерными вопросами для получения опыта, поскольку они проводят слишком много времени за надзором за работой подрядчиков. В результате многим молодым инженерам уход в частные компании кажется более привлекательным, чем работа в НАСА на должности контролёров подрядчиков.

Однако GAO и главный инспектор Мартин также отметили, что НАСА предприняло множество шагов для улучшения управления проектами, и что превышение стоимости проектов уже не такое страшное [20], как было в прошлом. К примеру, Мартин отметил, что НАСА в 2006 году ввела такое понятие, как "уровень уверенности в стоимости и графике работ [21]", который обеспечивает «вероятность того, что проект будет разработан за определённую стоимость и за определённое время, в процентах, а также определяет необходимые страховочные резервы стоимости и длительности».

Наличие резервов помогает НАСА достаточно рано реагировать на риски, и не превращать их в дорогие проблемы. Уровень уверенности в стоимости и графике, полностью введённый в строй в 2009-м, помог усмирить некоторые причины увеличения стоимости и длительности разработки проектов.

Учитывая всё вышесказанное, GAO и главный инспектор ясно дают понять, что если стоимость проектов и дальше будет расти, НАСА не нужно удивляться, когда Конгресс примет положение [22] об ограничении финансирования агентства.

Автор: SLY_G

Источник [23]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nasa/286903

Ссылки в тексте:

[1] Комитет по науке, космосу и технологиям при Палате представителей США: https://science.house.gov/

[2] слушания: https://science.house.gov/legislation/hearings/subcommittee-space-hearing-nasa-cost-and-schedule-overruns-acquisition-and

[3] телескопа Джеймса Уэбба: https://www.jwst.nasa.gov/

[4] снова был отложен: https://www.skyandtelescope.com/astronomy-news/james-webb-space-telescope-launch-delayed-2019/

[5] , которых можно было бы избежать: https://www.wsj.com/articles/nasa-expected-to-further-delay-its-james-webb-space-telescope-1522155840

[6] слишком оптимистичными: http://spacenews.com/nasa-delays-jwst-launch-to-2020/

[7] Система космических запусков: https://ru.wikipedia.org/wiki/Space_Launch_System

[8] Exploration Ground Systems: https://www.nasa.gov/exploration/systems/ground/index.html

[9] Space Network Ground Segment Sustainment: https://en.wikipedia.org/wiki/Space_Network

[10] Марс-2020: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%81-2020

[11] проекта: https://www.nasa.gov/exploration/systems/orion/index.html

[12] Орион: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C)

[13] инспектор НАСА Пол Мартин: https://www.nasa.gov/about/highlights/martin_bio.html

[14] отчёте: https://science.house.gov/sites/republicans.science.house.gov/files/documents/HHRG-115-SY116-WState-PMartin-20180614.pdf

[15] досаждающих агентству: http://www.nbcnews.com/id/29513895/ns/technology_and_science-space/t/cost-overruns-plague-us-space-agency/

[16] синдром Хаббла: https://spectrum.ieee.org/riskfactor/aerospace/satellites/hubble-psychology-causing-nasa-program-cost-overruns

[17] признался однажды: http://www.spaceref.com/news/viewsr.html?pid=27239

[18] заместителем министра обороны по исследованиям и инженерным проектам: https://www.defense.gov/About/Biographies/Biography-View/Article/1489249/michael-d-griffin/

[19] работает: https://spectrum.ieee.org/static/weapons

[20] не такое страшное: https://www.space.com/6200-delays-cost-overruns-epidemic-nasa-official-charges.html

[21] уровень уверенности в стоимости и графике работ: https://www.nasa.gov/offices/oce/pmchallenge/sessions/2013_Session_4_abstract.html

[22] Конгресс примет положение: http://www.defensedaily.com/delays-nasa-space-missions-wont-tolerated-house-panel-says/

[23] Источник: https://habr.com/post/417797/?utm_campaign=417797