- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Уже две недели прошло со взрыва ракетного двигателя «Атар» на испытаниях российского космического стартапа «Лин Индастриал». В первые дни после происшествия на странице «Лин Индастриал» появилась просьба прекратить распространять сплетни и догадки и ждать официального пресс-релиза. Его мы так и не дождались, а в дискуссиях по следам происшествия вскрылись некоторые любопытные факты.
Задача создания собственной ракеты-носителя очень сложная, и я испытываю огромное уважение к людям, которые пытаются ее решить. Но уважение не исключает недоумения по поводу странных действий и указания на кажущиеся очевидными ошибки (и пусть меня поправят, если это не так).
Для тех, кто не в курсе дела. 11 декабря прошли первые огневые испытания ракетного двигателя «Атар» тягой 100 кгс. Но, проработав примерно четыре секунды, двигатель взорвался. Первая официальная информация была очень неопределенной.

Неизвестность с лихвой компенсировали журналисты. По сообщению Life.ru [1] осколок взорвавшегося двигателя оторвал часть руки рабочего, находящегося в вагончике неподалеку.
В материале [2] «Комсомольской правды» уже говорилось о переломе руки, а вечером 13 декабря на официальной странице «Лин Индастриал» ВКонтакте появилась информация о «повреждении» кисти.

Было также опубликовано видео испытаний, но взрыв и последующий пожар стенда (на КДПВ) оттуда были вырезаны.
СМИ переключились на новые события, и, без официальных обновлений, спустя две недели мы так и не знаем степень травмы и текущее состояние пострадавшего рабочего, наличие и статус уголовного дела (была информация о том, что оно заведено), статус расследования аварии и дальнейший график работ «Лин Индастриал».
В сюжете [3] телеканала «Россия 24» было показано место происшествия.

Если найти [4] это место на карте, то возникают вопросы к официальному сообщению. Как «на километры вокруг никого не будет», если место расположено в черте города, возле дороги, а рядом находятся заправка и автобусная остановка?

Это выглядит во много раз более странным, если учесть еще несколько факторов. Во-первых, у «Лин Индастриал» летающий стенд для отработки системы управления запускали уже как минимум тринадцать раз [5] где-то «в полях», куда конструкторы имели возможность добраться с не сильно меньшим по размерам и габаритам грузом.
Во-вторых, из открытой информации, представленной на официальном сайте «Лин Индастриал» видно, что двигатель делали долго и планомерно. Испытания форсунок для двигателя начались [6] в декабре 2015. Сам двигатель был изготовлен [7] в марте 2016. Гидравлические испытания прошли [8] в мае. В сентябре началась [9] сборка огневого стенда, которую завершили к октябрю, и провели [10] еще одни гидравлические испытания тогда же. Параллельно в сентябре были испытаны [11] два варианта самодельного катализатора для разложения перекиси водорода — одного из компонентов топлива для двигателя. После работы такого качества и продолжительности испытания в тех условиях, в которых они случились, выглядят спешкой.
В-третьих, любой человек, хотя бы немного интересующийся космонавтикой и ракетной техникой, знает, что ракетные двигатели иногда взрываются. Новые двигатели на испытаниях взрываются уже не иногда, а как правило. Даже в «Укрощении огня» первый исторический пуск ГИРД-09 производится людьми из укрытия. На этом фоне странно видеть открытый прицеп без какой-либо противоосколочной защиты — земляного вала, бетонных блоков, железных листов — допустимых вариантов очень много. Конструкторы «Лин Индастриал» были настолько оптимистичны, что верили, что двигатель заработает с первого раза? При том, что на своем опыте сталкивались с ситуациями, когда на испытаниях получались [10] результаты, противоречащие ожиданиям? Странно.
Многие СМИ назвали происшествие испытаниями первого в России частного жидкостного ракетного двигателя. Но это не так. Оказывается, еще 14 ноября компания НСТР РТ испытала [12] свой ЖРД тягой 85 кгс, и в программе «Космическая среда» ТВ Роскосмоса можно найти видео работы двигателя (с 3:57)
При этом было показано интервью Николая Дзись-Войнаровского с подписью «представитель компании Лин Индастриал». Из обсуждения [13] на форуме журнала «Новости космонавтики» получается, что компания НСТР РТ отпочковалась от «Лин Индастриал», и у нас теперь есть как минимум два ракетных стартапа. Кроме этого видео информация о двигателе НСТР РТ отсутствует, и генеральный конструктор Николай Дзись-Войнаровский не горит желанием ее раскрывать.

У компании есть сайт [14], но он пока пустой. Нехватка информации привела к тому, что некоторые горячие головы сомневаются в существовании компании НСТР РТ и двигателя и доходят даже до оскорблений.
Глядя на эти «тайны королевского двора» возникает нехорошее подозрение. Неужели недостаточная продуманность испытаний «Лин Индастриал» была вызвана спешкой из-за потери приоритета в испытаниях «первого частного ЖРД в России»? Это было бы очень печально. Разработка ракет-носителей — дело очень трудное, не стоит усложнять его еще больше нерациональными действиями из-за вполне понятных амбиций.
От частных космических компаний в России 21 века ждешь открытости и хороших навыков пиара. И, пока все шло хорошо, «Лин Индастриал» выпускала отличные отчеты о том, что происходит. Но случилась авария, и действия космических стартаперов стали напоминать худшие образцы пиара даже не Роскосмоса, а советской космонавтики — информации нет, на видео испытаний взрыв и пожар вырезаны, комментарии в обсуждениях местами удалены. Неужели это менталитет или что-то настолько же въевшееся во всех нас? Почему датский ракетный стартап Copenhagen Suborbitals собирает нормально защищенный стенд и проводит испытания публично, с приглашением зрителей, а у нас испытания проводятся ночью в промзоне?

Разборный стенд Copenhagen Suborbitals можно перевозить

Бетонные блоки надежно защищают от осколков

Зрителям будет, что вспомнить и чем вдохновлять своих детей и внуков
Почему на YouTube можно найти видео взрывов двигателей какого-то неизвестного японского стартапа, а у нас поддаются на искушение показывать только хорошую картинку?
NASA не стесняется в свои фильмы вставлять хронику взрывов своих двигателей. Ракетная техника — сложная штука, и испытания двигателя, который, наконец, не взорвался, выглядят гораздо более наглядной победой.
Конструкторам «Лин Индастриал» очень не повезло — ситуация «осколок пробил забор, стенку вагончика и попал в человека» весьма маловероятна. Но им, в то же время, очень повезло — осколок, попавший в руку, мог попасть и в шею, и тогда бы все могло быть гораздо более печально. За неимением информации остается только надеяться, что «Лин Индастриал» преодолеет последствия аварии и сделает выводы из своих ошибок. Потому что очень хочется в один прекрасный день сесть за компьютер и, вместе с сотнями других зрителей, открыть онлайн-трансляцию испытаний двигателя «Лин Индастриал» тягой тонн в пятьдесят.
Автор: lozga
Источник [15]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nauchno-populyarnoe/225637
Ссылки в тексте:
[1] сообщению Life.ru: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/944996/moskvich_potierial_chast_ruki_vo_vriemia_vzryva_svierkhlioghkogho_rakietnogho_dvighatielia
[2] материале: http://www.ufa.kp.ru/daily/26619/3636525/
[3] сюжете: https://www.youtube.com/watch?v=i69YKQ-OpgQ
[4] найти: https://yandex.ru/maps/-/CZTIePzw
[5] тринадцать раз: https://spacelin.ru/novosti/final_series/
[6] начались: https://spacelin.ru/novosti/ispytaniya-forsunok-nachalis/
[7] изготовлен: https://spacelin.ru/novosti/zhrd-na-100-kgs-tyagi-sobran-i-gotov-k-ispytaniyam/
[8] прошли: https://spacelin.ru/novosti/prodolzhaetsya-podgotovka-k-sborke-stenda-i-ognevym-ispytaniyam-zhrd/
[9] началась: https://spacelin.ru/novosti/prodolzhaetsya-sborka-ognevogo-stenda/
[10] провели: https://spacelin.ru/novosti/gidravlicheskie-ispytaniya-stenda-dlya-zhrd/
[11] испытаны: https://spacelin.ru/novosti/results_of_kataliz_test/
[12] испытала: https://vk.com/wall-36969581_30591?reply=30603
[13] обсуждения: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic14324/?PAGEN_1=57
[14] сайт: https://nstr.space/
[15] Источник: https://geektimes.ru/post/283880/
Нажмите здесь для печати.