- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Шелдон Купер, Шерлок по версии BBC и Эбед из "Однокурсников [1]" заходят в бар. Бармен поднимает взгляд и говорит: «Это что, будет анекдот про чрезмерное использование образа аутиста в кино?».
Симптомы аутизма: нестандартное обращение с игрушками; неумение налаживать отношение с другими; смех или плач невпопад; гиперактивность или пассивность; слишком большая или маленькая чувствительность к звукам; странная привязанность к объектам; плохая речь или её отсутствие; сложности с изменением привычек; невнимание к опасности.
Если отставить в сторону моё потрясающее чувство юмора, то если и есть какое-либо психическое расстройство, слишком часто упоминаемое в СМИ – то это (высокофункциональный [2]) аутизм. Сценаристы обожают включать в повествование гениальных, социально неприспособленных нёрдов, решающих нерешаемые загадки и заставляющих обычных людей выглядеть нелогичными. Но насколько такой стереотип соответствует действительности? И что такое аутизм, если это не Шелдон Купер? Некоторые считают, что его можно приравнять к возможности "человека дождя [3]" подсчитывать количество спичек в коробке после быстрого взгляда на него, а другие могут решить, что это приводит к отсутствию социальных навыков и к наличию большой коллекции крышек от бутылок. По большей части правда где-то посередине: аутизм – это очень широкое понятие (не зря его называют расстройством аутистического спектра [4]), и двух одинаковых диагнозов в этой области не бывает. Так давайте посмотрим, что это такое на самом деле, и какое участие тут принимает
Расстройство аутистического спектра (РАС) – название группы расстройств развития
РАС не подразумевает по умолчанию наличия гениального интеллекта (прости, Шелдон!). Уровень когнитивных функций при аутизме колеблется от инвалидности до сверхинтеллекта [8]. И хотя ассоциировать аутизм с небольшим IQ уже не модно (учёные начинают признавать, что это может быть связано с тем, что стандартные тесты IQ не отражают когнитивные способности детей-аутистов), в последних исследованиях [9] показано, что почти половина детей с РАС обладает интеллектом средним или чуть выше среднего. Кроме того, чтобы запутать тему, упомяну, что в достаточно недавнем исследовании, опубликованном в Nature [10], показано, что гены, связанные с увеличением риска появления аутизма можно связать с высоким интеллектом (кроме того, люди, обладавшие этой генетической комбинацией, но не демонстрировавшие РАС, лучше справлялись с когнитивными тестами).
У РАС нет одной известной причины. Считается, что генетика играет в нём важную роль (аутизм встречается у родственников, вероятность его возникновения у обоих однояйцевых близнецов выше, чем у двуяйцевых, и т.п.). Тем не менее, неясно, что происходит: нет какого-то одного «гена аутизма», а есть только сложный комплекс взаимодействий (1 [11], 2 [12], 3 [13]). Однако ясно, что, по меньшей мере, некоторые гены отвечают за неправильное развитие
Ещё один фактор, возможно, играющий роль в увеличении размера
Маленькие белые пупырышки (дендритные шипики) – это места присоединения связей нейрона. Справа – их слишком много. Слева – протеин аутофагии работает, и количество шипиков уменьшается до нормального.
Кстати, о связях. Мы знаем, что
На этих открытиях основана теория "интенсивного мира [24]". Она утверждает, что локальная гиперсвязность в определённых участках
Верхний ряд: более слабые связи у пациентов с РАС по сравнению со здоровыми людьми.
Нижний ряд: те связи, что у людей с РАС более сильные.
Один из основных признаков РАС – расстройство социальных взаимодействий. Аутисты могут выглядеть как люди, которым неинтересны социальные намёки, или как люди, неспособные их считывать. Среди самых распространённых проблем, в разной степени тяжести, встречаются невозможность расшифровки выражений лица, сарказма, иронии, чувств и точек зрения других людей. В
Для этой идеи есть доказательства. Отслеживание движений глаз показывает, что у людей с РАС существует определённая схема: они либо уделяют меньше времени изучению лиц [26], чем здоровые люди, при просмотре видеоролика с людьми, либо при изучении лиц смотрят на рот, а не на глаза [27] (в отличие от здоровых испытуемых). Этот шаблон зрения совпадает с пропуском социальных намёков и с проблемами общения с людьми, которые часто демонстрируют люди с РАС. Ещё одно исследование показывает, что аутисты стремятся отводить взгляд от глаз других людей [28], а чем дольше сохраняется зрительный контакт, тем активнее мозжечковая миндалина – что говорит о попытках избежать неприятных ощущений (миндалина также отвечает за избегание неприятного опыта).
Более того, с возрастом миндалина у аутистов уменьшается сильнее [29], чем у нейротипичных людей. Веретенообразная область также подвергается атипичным изменениям: она гораздо слабее [30] реагирует [31] на лица у аутистов, и ослабляются [32] её связи с миндалиной (что совпадает с исследованием, показывающим, что у детей с аутизмом есть проблемы с распознаванием выражений лиц).
Более того, в недавнем исследовании учёные смогли включать и выключать [33] эмпатическое поведение у крыс, манипулируя определённым контуром в мозжечковой миндалине. Когда срединная часть миндалины выключается, крысы хладнокровно воспринимали, как их друга-грызуна бьёт током. Когда она включалась, они внезапно вновь демонстрировали эмпатию (в случае с крысами это означает, что они замирали в знак солидарности с пострадавшим товарищем). Ещё одна потенциальная цель для фармакологической интервенции!
Красная линия – путь взгляда у людей с (правая колонка) и без (левая) аутизма.
Ещё одна вещь, с которой у аутистов могут быть проблемы – это эмпатия (бывает двух разновидностей: когнитивная, то есть «Я понимаю, что человек чувствует» и эмоциональная, «Я чувствую то же самое») и с моделью психики человека [34]. МПС означает возможность понимания того, что у других людей есть свои собственные мысли, эмоции и точки зрения. Она позволяет нам предсказывать поведение других на основе того, что мы думаем о том, что могут думать они. Конечно же, было бы слишком большим упрощением заявить, что аутисты не понимают, что у других людей есть свои точки зрения, убеждения и т.п. В зависимости от положения на шкале спектра, многие из них это понимают. Просто эти убеждения часто представляют для них тайну. Типичный тест на недостаток МПС у ребёнка – задача «Салли-Энн», представленая на картинке. Детям-аутистам обычно не удаётся решить её правильно.
Обычно детям-аутистам сложнее понять, что Салли сначала будет искать шарик в корзинке, куда она его сначала положила
С проблемами с эмпатией тоже не всё так просто. Некоторые исследования говорят о том, что у испытывающих проблемы с МПС людей есть проблемы с когнитивной эмпатией – им трудно «встать на место другого человека» и понять, что он чувствует (1 [35], 2 [36], 3 [37]). Но с эмоциональной эмпатией проблем вроде бы меньше – если они смогут понять, что чувствует другой человек, они смогут испытать те же чувства и продемонстрировать ту же эмоциональную реакцию. А вот психопаты демонстрируют обратное: они хорошо понимают, что чувствуют другие люди, но вообще не могут демонстрировать сочувствие [37], как в неприятных, так и в приятных ситуациях.
На роль основ МПС есть несколько кандидатов. Височно-теменной узел [38] (ВТУ) — один из главных членов этой сети. Говорят, что он отвечает за определение мыслей другого человека [39] (что он чувствует и что думает), оценку визуального восприятия другого человека [40] (как он это видит), и другие процессы [41], необходимые для МПС. Было показано [42], что у пациентов с РАС он активируется меньше в задачах, связанных с МПС, и эта активация коррелирует с серьёзностью симптомов (чем они сильнее, тем меньше активация). Кроме того, было обнаружено, что у аутистов вся сеть из участков, задействованных в МПС, гипоактивна [43].
В ещё паре исследований учёные выясняли, возможно ли повлиять на эмпатию или восприятие МПС человека, используя неинвазивную стимуляцию
Обобщая всё это можно сказать, что неинвазивная стимуляция
И последнее по порядку, но не по важности. Приводят ли вакцины к появлению аутизма? Нет.
Секундочку… Ведь в науке довольно много людей с расстройствами из аутистического спектра. Это ведь значит… Что аутизм приводит к появлению вакцин!
Автор: SLY_G
Источник [47]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nauchno-populyarnoe/250100
Ссылки в тексте:
[1] Однокурсников: https://www.kinopoisk.ru/film/471825/
[2] высокофункциональный: https://ru.wikipedia.org/wiki/Высокофункциональный_аутизм
[3] человека дождя: https://www.kinopoisk.ru/film/519/
[4] расстройством аутистического спектра: https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстройство_аутистического_спектра
[5] мозг: http://www.braintools.ru
[6] синдром Аспергера: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром_Аспергера
[7] проникающее расстройство развития: https://dlya-detey-v.ru/autizm-pronikayushhee-rasstrojstvo-razvitiya/
[8] колеблется от инвалидности до сверхинтеллекта: http://onlinelibrary.wiley.com/store/10.1002/9781118911389.hautc13/asset/hautc13.pdf?v=1&t=izbdaf0b&s=d8d65f239e9e251eb0878ae58791ed378d3ee7eb
[9] последних исследованиях: https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/65/ss/ss6503a1.htm
[10] опубликованном в Nature: http://www.nature.com/mp/journal/v21/n3/full/mp201512a.html
[11] 1: http://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/fullarticle/2173394
[12] 2: http://pediatrics.aappublications.org/content/128/3/e488
[13] 3: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7792363
[14] 1: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15935993
[15] 2: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18258309
[16] 3: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11468308
[17] уменьшилось вдвое: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25155956
[18] на 67% нейронов больше, а их мозг весит на 17% больше: http://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/1104609
[19] сильными: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3894787/
[20] связями: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0075941
[21] слишком: http://www.pnas.org/content/110/8/3107.full
[22] слабыми: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20621638
[23] например: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5083037/
[24] интенсивного мира: http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fnhum.2010.00224/full
[25] моделей развития социальных навыков: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15749240
[26] уделяют меньше времени изучению лиц: http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/early/2010/05/13/rspb.2010.0587
[27] смотрят на рот, а не на глаза: https://academic.oup.com/scan/article/1/3/194/2362950/Looking-you-in-the-mouth-abnormal-gaze-in-autism
[28] стремятся отводить взгляд от глаз других людей: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22787032
[29] уменьшается сильнее: http://10.0.3.248/j.eurpsy.2007.05.006
[30] слабее: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15187809
[31] реагирует: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10768694
[32] ослабляются: http://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/fullarticle/210724
[33] смогли включать и выключать: http://www.nature.com/neuro/journal/vaop/ncurrent/full/nn.4481.html
[34] моделью психики человека: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_психического_состояния_человека
[35] 1: http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fnhum.2014.00791/full
[36] 2: http://www.cog.psy.ruhr-uni-bochum.de/papers/2007/Rogers(2007)_JAutismDevDisord.pdf(2007)_JAutismDevDisord.pdf
[37] 3: https://academic.oup.com/bjsw/article/42/3/579/1668681/Zero-Degrees-of-Empathy-A-New-Theory-of-Human
[38] Височно-теменной узел: https://ru.wikipedia.org/wiki/Височно-теменной_узел
[39] отвечает за определение мыслей другого человека: http://saxelab.mit.edu/resources/papers/in_press/Saxe_RTPJChapter.pdf
[40] оценку визуального восприятия другого человека: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24198773
[41] другие процессы: http://rstb.royalsocietypublishing.org/content/364/1528/2359
[42] Было показано: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3871731/
[43] гипоактивна: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/desc.12167/abstract
[44] худшие результаты: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4791390/
[45] начинали лучше оценивать: http://www.cell.com/current-biology/abstract/S0960-9822(12)01203-1(12)01203-1
[46] почувствовать следующее: https://books.google.de/books?id=QZojDAAAQBAJ&pg=PA113&lpg=PA113&dq=%22Somehow+I+had+read+the+expressions+in+her+face+and+answered+them+instinctively+–+and+correctly.+Most+people+take+such+abilities+for+granted,+but+I+had+a+lifetime+of+experience+missing+those+cues+and+saying+the+wrong+things+–+sometimes+the+worst+possible+things+–+in+response+to+the+logical+words+others+spoke+to+me.+.+.+.+You+are+seeing+into+their+souls,+a+little+voice+said.+Just+then,+I+felt+another+flood+of+emotion+and+I+had+to+step+outside+as+the+wave+washed+over+me.+Human+eyes+had+become+windows,+and+the+surge+of+emotion+pouring+from+them+was+very+powerful.+And+somehow+my+new+ability+felt+completely+instinctive+and+natural,+as+if+it+had+been+there+forever.%22&source=bl&ots=vPXl7H54xg&sig=Fr3vaNy6e1WeKSyn7q3mADda_p0&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjMydXljprSAhXCfRoKHbNtDkIQ6AEIHDAA#v=onepage&q=%22Somehow%20I%20had%20read%20the%20expressions%20in%20her%20face%20and%20answered%20them%20instinctively%20%E2%80%93%20and%20correctly.%20Most%20people%20take%20such%20abilities%20for%20granted%2C%20but%20I%20had%20a%20lifetime%20of%20experience%20missing%20those%20cues%20and%20saying%20the%20wrong%20things%20%E2%80%93%20sometimes%20the%20worst%20possible%20things%20%E2%80%93%20in%20response%20to%20the%20logical%20words%20others%20spoke%20to%20me.%20.%20.%20.%20You%20are%20seeing%20into%20their%20souls%2C%20a%20little%20voice%20said.%20Just%20then%2C%20I%20felt%20another%20flood%20of%20emotion%20and%20I%20had%20to%20step%20outside%20as%20the%20wave%20washed%20over%20me.%20Human%20eyes%20had%20become%20windows%2C%20and%20the%20surge%20of%20emotion%20pouring%20from%20them%20was%20very%20powerful.%20And%20somehow%20my%20new%20ability%20felt%20completely%20instinctive%20and%20natural%2C%20as%20if%20it%20had%20been%20there%20forever.%22&f=false%22Somehow+I+had+read+the+expressions+in+her+face+and+answered+them+instinctively+–+and+correctly.+Most+people+take+such+abilities+for+granted,+but+I+had+a+lifetime+of+experience+missing+those+cues+and+saying+the+wrong+things+–+sometimes+the+worst+possible+things+–+in+response+to+the+logical+words+others+spoke+to+me.+.+.+.+You+are+seeing+into+their+souls,+a+little+voice+said.+Just+then,+I+felt+another+flood+of+emotion+and+I+had+to+step+outside+as+the+wave+washed+over+me.+Human+eyes+had+become+windows,+and+the+surge+of+emotion+pouring+from+them+was+very+powerful.+And+somehow+my+new+ability+felt+completely+instinctive+and+natural,+as+if+it+had+been+there+forever.%22&source=bl&ots=vPXl7H54xg&sig=Fr3vaNy6e1WeKSyn7q3mADda_p0&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjMydXljprSAhXCfRoKHbNtDkIQ6AEIHDAA#v=onepage&q=%22Somehow%20I%20had%20read%20the%20expressions%20in%20her%20face%20and%20answered%20them%20instinctively%20%E2%80%93%20and%20correctly.%20Most%20people%20take%20such%20abilities%20for%20granted%2C%20but%20I%20had%20a%20lifetime%20of%20experience%20missing%20those%20cues%20and%20saying%20the%20wrong%20things%20%E2%80%93%20sometimes%20the%20worst%20possible%20things%20%E2%80%93%20in%20response%20to%20the%20logical%20words%20others%20spoke%20to%20me.%20.%20.%20.%20You%20are%20seeing%20into%20their%20souls%2C%20a%20little%20voice%20said.%20Just%20then%2C%20I%20felt%20another%20flood%20of%20emotion%20and%20I%20had%20to%20step%20outside%20as%20the%20wave%20washed%20over%20me.%20Human%20eyes%20had%20become%20windows%2C%20and%20the%20surge%20of%20emotion%20pouring%20from%20them%20was%20very%20powerful.%20And%20somehow%20my%20new%20ability%20felt%20completely%20instinctive%20and%20natural%2C%20as%20if%20it%20had%20been%20there%20forever.%22&f=false
[47] Источник: https://geektimes.ru/post/287068/
Нажмите здесь для печати.