- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Накануне Нового года "Роскосмос" готовит запуск с космодрома Восточный двух спутников "Канопус-В" и попутных малых аппаратов. За три дня до старта подготовленную ракету вывозят на стартовый стол, и начинают завершающие предстартовые операции. Мне удалось увидеть и запечатлеть этот процесс.
Монтажно-испытательный корпус, где собирается ракета, огромен. В его масштабе даже 52-х метровый "Союз-2.1а" кажется совсем маленьким.
Ракета перемещается между МИКом и стартовым столом по железной дороге на платформе.
Приходят элементы ракеты из Самары тоже поездом. Следующая уже доставлена и ждет своего часа в 2019 году.
Восточный вобрал в себя весь предыдущий опыт других космодромов, с которых запускают "Союзы": Байконур, Плесецк, Куру. Монтажно-испытательный корпус построен так, чтобы не выходя из помещения можно было в одни ворота ввезти вагоны и платформы с элементами ракеты и спутниками, а из других ворот вывозить уже готовое к пуску изделие.
В плане Монтажно-испытательный корпус состоит из двух частей: для подготовки космических аппаратов — головной части — и для подготовки ракеты. О площадках где спутники готовят к запуску я уже рассказывал [1]. Сегодня немного расскажу про средство, которое позволяет обойтись без железнодорожный перевозок между корпусами.
Это, т.н. "Трансбордер", его можно назвать "горизонтальным лифтом" или поперечной платформой, которая может двигаться по рельсам проложенным в связывающей корпуса галерее, и переносить грузы с одной железнодорожной линии на другую.
На сайте российского разработчика "Аскон [2]", который создает программное обеспечение "Компас" для инженерного проектирования, удалось найти схемы [3], которые могут немного пояснить как действует эта система:
Я работу трансбордера в этот день не застал — ракета уже в полной сборке.
К моменту вывоза головная часть уже пристыкована к ракете, и закрыта слоем теплоизоляции, которая спасает спутники от 30-градусных амурских морозов. К ней подведены воздухопроводы системы термостатирования — это автономный «кондиционер», который поддерживает комфортную для спутников температуру под обтекателем во время перемещения от МИКа до места старта.
Сам "кондиционер" движется рядом, на соседней железнодорожной платформе.
Все работы в МИКе ведутся под присмотром видеокамер, пожарных датчиков и турелей системы пожаротушения.
Перед выездом — построение всего обслуживающего расчета: железнодрожники, сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры, пожарные, производители ракеты из РКЦ Прогресс, даже охрана в касках и бронежилетах (но без автоматов, в отличие от Байконура).
Наконец, ворота раскрылись и с улицы въехал тепловоз, для доставки ракеты к стартовому столу.
Работы начинают производить рано утром, до восхода солнца.
С одной стороны подсвечивала полная Луна.
А с другой — яркая Венера.
Движение происходит со скоростью 5 км/ч — поезд движется в сопровождении пешего эскорта.
Незадолго до стартовой площадки происходит перецепка — сначала тепловоз тянул, а отсюда будет уже толкать.
Башня обслуживания ракеты на стартовом столе уже сияет в лучах прожекторов.
Забавно, что за два года оттуда убрали девиз "Подними голову", который запустила предыдущая пресс-служба "Роскосмоса".
Фермы-опоры и мачты обслуживания воздевают к темному синему небу стальные "ладони", соскучившиеся по талии "Союза". Перед стартом они будут держать ракету над провалом газоотвода, и разойдутся в стороны под тяжестью противовесов, когда заработают ракетные двигатели.
Ракета проходит сквозь башню обслуживания.
Эта башня — тоже результат прежнего опыта, полученного на приэкваториальном космодроме во Французской Гвиане. Там совсем другой климат, но и там и здесь погода не всегда милостива к сложной технике и людям ее обслуживающим. Внутри башня не обогревается, но защищает от ветра и позволяет людям спокойнее готовить ракету к пуску.
Стартовый стол затихает в ожидании подъема ракеты и солнца.
Солнце показывается первым.
Луна медленно сползает за технические конструкции и скрывается в верхушках таежных деревьев.
Примерно через час после доставки ракеты начинается ее вертикализация.
Подъем осуществляет мачта на транспортной платформе. После успешной вертикализации стартовый стол закроет башня обслуживания и в течение трех дней там будет проходить подготовка старта.
Увидеть техническую магию космоса, и рассказать о ней вам, мне позволило приглашение компании GKLaunch [4], которая создана для того, чтобы обеспечить "Союзу" коммерческий спрос на мировом рынке.
Автор: Zelenyikot
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nauchno-populyarnoe/303401
Ссылки в тексте:
[1] рассказывал: https://zelenyikot.com/vostochny/
[2] Аскон: http://ascon.ru
[3] схемы: http://best.ascon.ru/gallery/24002/
[4] GKLaunch: https://www.facebook.com/gklaunch/
[5] Источник: https://habr.com/post/434412/?utm_campaign=434412
Нажмите здесь для печати.