Учёные подтвердили две важные гипотезы о работе нашего мозга благодаря игре про покемонов
Исследователи из Стэнфорда нашли ответ, почему у нас есть зоны мозга[1] для распознавания речи и лиц, но нет зоны для автомобилей, и показали, почему эти зоны появляются в одних и тех же местах. Свое исследование они опубликовали в журнале Nature Human Behavior[2], и из него видно, что помогли им в этом не уникальные медицинские инструменты, а компьютерные игры и персонажи из мира покемонов.
Решение этих вопросов началось с исследований обезьян в Гарвардской медицинской школе. Ученые обнаружили, что для формирования в зрительной коре — части мозга[1] для работы с визуальной информацией — областей для новых категорий объектов, воздействие этих объектов должно начинаться ещё в детстве, когда мозг[1] особенно податлив и чувствителен.
Автор исследования и бывший аспирант Стэнфорда Джесси Гомес задался вопросом, как это можно проверить на людях, и вспомнил о тех бесчисленных часах, которые он провел за компьютерной игрой Pokémon Red and Blue. «С шести лет я играл в нее без перерыва», — сказал Гомес, — «Nintendo постоянно выпускало новые версии, поэтому я провёл в игре всё свое детство».
Если воздействие в раннем детстве имеет решающее значение для развития выделенных областей мозга[1], рассуждал Гомес, то у него и у других взрослых, зависавших в Pokémon, на покемонов мозг[1] должен реагировать активнее, чем на другие образы. А поскольку покемоны выглядят не так, как предметы в повседневной жизни, когнитивные теории дали уникальный прогноз, что для них в мозге[1] будет своя выделенная зона.
Учёные поняли, что в их руках отличный естественный эксперимент: первая игра про покемонов вышла в 1996 году и ей увлекались дети от пяти лет, многие из которых продолжали играть до подросткового возраста и даже дальше. Игры демонстрировали одних и тех же персонажей и поощряли их за победу в битве и добавление нового персонажа в «Покедекс». Дети играли с одинаковых Nintendo Game Boy и держали его на одинаковом расстоянии.
Последний факт позволил исследователям из Стэнфорда подтвердить теорию смещения эксцентриситета (Eccentricity bias). Согласно этой теории размер и расположение зоны мозга[1] для определённых категорий зависит от двух вещей: какую часть поля зрения занимает объект и на какой вид восприятия — центральное или периферическое зрение — он воздействует. Маленький экран Game Boy воздействовал только на небольшую область центрального зрения, что и позволило применить теорию смещения эксцентриситета и локализовать зону мозга[1], отвечающую за распознавание покемонов.
Учёные собрали группу из одиннадцати фанатов Pokémon и с помощью МРТ сравнили работу их мозга[1] с работой мозга[1] людей, которые не играли в эту игру в детстве. Сначала они использовали изображения из игры на Game Boy, а затем перешли на персонажей мультфильма. У контрольной группы и на изображения из игры с Game Boy, и на более детальные изображения из мультфильма активировалась одна и та же зона, которая оставалась спокойной у второй группы. Эта зона располагалась в затылочно-височной борозде, которая обычно реагировала на изображение животных.
Результаты этого исследования являются важным доказательством того, что наш мозг[1] — невероятно гибкий механизм, который может адаптироваться под окружающую действительность. Но эта пластичность подчиняется строгим правилам, заложенным в нас природой. Особенно ярко это проявляется в детстве, когда наш мозг[1] определяет повторяющиеся стимулы, адаптируется под них и использует это во взрослом возрасте.
Если вы вдруг испугались того, что видеоигры действительно влияют на мозг[1] детей, исследователи отметили, что зрительная кора состоит из сотен миллионов нейронов, которые могут закодировать множество образов. Гомес также отметил, что среди игроков в Pokémon много успешных людей. «Переживающим родителям я хочу сказать, что в контрольной группе были доктора наук», — сказал Гомес. — «И у них все замечательно».