Наличие завихрений на Луне объяснили столкновениями с кометами

в 17:44, , рубрики: завихрения, кометы, космонавтика, Научно-популярное

image

Американские исследователи из ливерморской национальной лаборатории при помощи подробной компьютерной симуляции подтвердили теорию о происхождении странных светлых завихрений на поверхности Луны, утверждающую, что это — следы относительно недавних столкновения нашей соседки с кометами.

Особо крупные завихрения в телескопы кажутся кратерами странной формы — например, крупный след по имени Reiner Gamma. Но в 1966 году космический аппарат Lunar Orbiter II, пролетая над этим местом, сделал фотографию Reiner Gamma, стало ясно, что это что угодно, но не кратер.

Это было образование, никак не связанное с топологией поверхности (то есть, на этом месте нет ни провалов, ни возвышенностей), светлого цвета с хорошей отражающей способностью.

image

После этого было обнаружено ещё два завихрения, которые как будто неспроста находились центрально симметрично относительно двух больших кратеров, Моря дождей и Восточного моря.

Загадка усилилась в 1972 году, когда спутники NASA, изучавшие магнитное поле Луны, случайно обнаружили, что у завихрений наблюдается сильное магнитное поле — на уровне поверхности оно было примерно в 100 раз слабее земного.

Один из учёных, изучавших Луну, Боб Лин из Калифорнийского университета в Беркли, даже высказал предположение, что после удара большого астероида об Луну в те древние времена, когда у неё было сильное магнитное поле, поднимающаяся пыль, представляющая собой плазму (т.е. проводящее ток облако из мелких частиц), огибало всю планету и оседало на противоположной от удара стороне, сохраняя при этом намагниченность.

Но вместо такой, довольно экзотической, гипотезы, Питер Шульц, изучающий Луну уже больше 40 лет, предлагает более простую. Шульц рассказал, что в бытность астрономом-любителем, очень любил рассматривать в телескоп Reiner Gamma. А когда он задумался над причинами происхождения этого явления, он обратил внимание на следы от посадок лунных модулей. «Можно наблюдать, как поверхность вокруг лунных модулей становится яркой и гладкой, потому что газ от двигателей очищает её,- говорит Шульц. — Именно поэтому я начал размышлять над тем, что такой след могла оставить комета».

У комет есть своё газовое облако, называющееся «кома». Шульц решил, что при падении на поверхность Луны кометный газ может разметать лунную пыль, и след от этого будет напоминать следы от посадки лунных модулей.

Ещё в 1980 году он с коллегой опубликовал работу, в которой предположил, что эти загадочные следы на Луне остаются от ударов об неё комет. А сейчас, при помощи современных компьютеров, он смог смоделировать эту ситуацию.

Симуляция показала сильную схожесть с реальностью. След от падения кометы может растянуться на сотни километров и иметь волнистую форму. Кроме того, такое падение должно расплавлять мелкие частицы пыли. А богатые железом частицы, которые были разогреты, а затем остыли, сохраняют в себе присутствовавшее при этом процессе магнитное поле.

Известно, что у комет есть сильное магнитное поле — мелкие частицы в их «хвосте» взаимодействуют с солнечным ветром. А при столкновении с Луной это магнитное поле усиливается и сохраняется в расплавленных частицах лунной поверхности. По расчётам, магнитное поле вскоре после удара кометы может превышать земное на 4 порядка. Такая теория хорошо объясняет и форму завихрений, и наличие у них ощутимых магнитных полей.